Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передач. Зубчатая передача содержит колеса, у которых вершины зубьев выполнены с углублениями Новым в зубчатой передаче является то, что зубчатые колеса передачи дополнительно содержат упругодеформируемые толкатели, одни концы которых шарнирно установлены на каждом из зубчатых колес по касательной к окружности, а другие концы толкателей размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 1/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4834299/28 (22) 04.06.90 (46) 15.09.92, Бюл. N. 34 (71) Новгородский политехнический институт (72) И.А,Заселяев (56) Авторское свидетельство СССР

N1198287,,кл,,F 16 Н 1/20, 1983. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, Цель изобретения — повышение нагрузочИзобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам.

Известны зубчатые передачи, содержащие колеса, у которых зубья имеют поверхности вершин, в частности цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внешнего зацепления. При работе таких передач крутящий момент передается ими посредством взаимодействия рабочих поверхностей зубьев, которыми являются только боковые поверхности. Поверхности вершин зубьев для передачи крутящего момента у известных передач не используются.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому объекту является передача зацеплением, содержащая зубчатое колесо с дополнительной зубчатой нарезкой, выполненной на периферии зубчатого колеса, т,е. по поверхностям вершин зубьев.

Дополнительная зубчатая нарезка на колесе у такой передачи образует углубления на вершинах зубьев, боковые поверхности которых являются боковыми поверхностями

„„. Ы „„1 762049 А1 ной способности передач. Зубчатая передача содержит колеса, у которых вершины зубьев выполнены с углублениями, Новым в зубчатой передаче является то, что зубчатые колеса передачи дополнительно содержат упругодеформируемые толкатели, одни концы которых шарнирно установлены на каждом из зубчатых колес по касательной к окружности, а другие концы толкателей размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса. 2 ил. зубьев меньшего модуля по сравнению с зубьями основного колеса, поэтому такое зубчатое колесо может работать одновременно с двумя зубчатыми колесами разного модуля.

Недостатком этой зубчатой передачи является небольшая нагрузочная способность, обусловленная тем. что передача крутящего момента как в зацеплении зубьев основного модуля, так и в зацеплении зубьев дополнительной передачи меньшего модуля осуществляется только боковыми поверхностями зубьев, Целью изобретения является повышение нагрузочной способности зубчатой передачи. Использование изобретения позволит кроме того создавать зубчатые передачи, у которых боковые рабочие поверхности зубьев колес имеют меньшую по сравнению с известными передачами контактную нагруженность, и зубья колес у которых получают при работе дополнительное

1762049 сжатие со стороны вершин, способствующее повышение прочности зубьев на изгиб.

Поставленная цель достигается тем, что зубья обоих колес выполнены с идентичными углублениями на вершинах и передача 5 снабжена упругодеформируемыми при осевом нагружении толкателями, одни концы которых шарнирно установлены на каждом из зубчатых колес по окружности к которой эти толкатели направлены по касательной 10 или наклонно, а другие концы толкателей размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия при зацеплении с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса. Введенные в конструкцию зубчатых 15 колес толкатели, находящиеся в указанной связи с остальными элементами зубчатых колес и передачи в целом, обеспечивают при работе передач дополнительную передачу крутящего момента от одного зубчато- 20 го колеса к другому за счет сближения в зоне зацепления поверхностей вершин зубьев, выполненных с углублениями, с поверхностями впадин сопряженного колеса.

Благодаря этому в передаче крутящего мо- 25 мента участвуют только боковые поверхности зубьев, но и их вершины, чего нет в известных передачах.

На фиг.1 показана зубчатая передача; на фиг.2 — сечение А — А на фиг.1. 30

Передача состоит из зубчатых колес 1 и

2 и толкателей 3 (на колесе 1 не показаны), На вершинах зубьев колес выполнены углубления 4, представляющие собой канавки проходящее по всей ширинезубчатого колеса. 35

Профиль канавок в нормальном сечении обеспечивает беспрепятственное попадание в нее конца толкателя, выступающего над поверхностью впадин колеса 2, и фиксированное его положение при взаимодействии с 40 зубом, Толкатели шарнирно соединены с телом колеса на окружности радиусом R, по отношению к которой они направлены по касательной или наклонно. 4ля фиксированного положения толкателя 3 во впадинах в теле колеса 2 выполнены канавки.

Зубчатая передача работает следующим образом.

При вращении зубчатого колеса 1 и, соответственно 2, в направлении указанном на фиг,1 стрелками, толкатели 3 входят в углубление 4 на колесе 1. По мере поворота колес в зоне зацепления происходит сближение вершин зубьев колеса 1 с поверхностями впадин колеса 2. При этом толкатели

3 входят в углубления 4, и взаимодействуя с поверхностями этих углублений, воспринимают от них нагрузку, которую передают на колесо 2, действуя по касательной (или наклонно) к окружности радиусом R на колесе

2, и, таким образом, создают дополнительный крутящий момент на колесе 2. При максимальном осевом сжатии толкателей в зоне зацепления они, чтобы не нарушать кинематику зубчатого зацепления, имеют возможность упруго деформироваться при этом продолжая воздействовать на зубчатое колесо 2 и создавая на нем дополнительный крутящий момент.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, вершины зубьев первого из которых выполнены с углублениями, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, вершины зубьев второго зубчатого колеса выполнены с углублениями идентичными углублениям вершин зубьев первого зубчатого колеса, а передача снабжена упругодеформируемыми толкателями, одни концы которых шарнирно установлены на каждой из зубчатых колес по касательной к окружности, а другие концы толкателей размещены во впадинах зубьев с возможностью взаимодействия с углублениями вершин зубьев сопряженного колеса.

1762049

Составитель И. Заселяев

Редактор М. Васильева Техред М.Моргентал Корректор Н. Бучок

Заказ 3247 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к глобоидным передачам различного назначения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в приборах , когда необходимо обеспечить разворот какого-нибудь элемента высокой точностью

Редуктор // 1758322

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх