Способ диагностирования роторных машин

 

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно к диагностированию роторных машин. Цель изобретения - повышение достоверности определения места дефекта и возможная компенсация его вибрационного действия Для этого необходимо выполнить измерения амплитуд и фаз вибрации с частотой вращения в нескольких точках на подшипниках и корпусах машины при исходном взаимной положении роторов, после чего остановить машину, разобрать муфту, развернуть одну часть валопровода относительно другой на 180° и собрать муфту, вновь пустить машину и повторить упомянутые виброизмерения. Место дефекта определить путем сопоставления параметров вибрации при двух упомянутых измерениях, одновременно установить такое взаимное положение роторов, при котором достигается минимальная интенсивность вибрации. 1 ил. СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4870205/28 (22) 02,08,90 (46) 23.09,92; Бюл. ¹ 35 (71) Центральное конструкторское бюро по модернизации действующего оборудования электростанций Научно-производственного объединения "Энергоремонт" (72) А. С, Гольдин (56) Шибер В,Л, и Косинов Ю.П, Вибродиагностическая модель вынужденных колебаний валопровода. — Электрические станции, 1987, ¹ 6. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно к диагностированию роторных машин. Цель изобретения — повышение достоверности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования роторных машин.

Известны способы диагностирования роторных машин (1), (2), заключающиеся в том, что на подшипниковых опорах или корпусах машины измеряют поперечные колебания на одной или нескольких частотах вращения, сопоставляют результаты этих измерений с эталонным уровнем, либо с заранее полученными тарировочными характеристиками и на основзнии такого сопоставления делают заключение о дефекте. Недостатком способов (1) и (2) является то, что они требуют специального оснащения и предварительных вибрационных исследований машины. Ы, 1763935 А1 определения места дефекта и возможная компенсация его вибрационного действия, Для этого необходимо выполнить измерения амплитуд и фаз вибрации с частотой вращения в нескольких точках на подшипниках и корпусах машины при исходном взаимнои положении роторов, после чего остановить машину, разобрать муфту, развернуть одну часть валопровода относительно другой на 180 и собрать муфту, вновь пустить машину и повторить упомянутые виброизмерения. Место дефекта определить путем сопоставления параметров вибрации при двух упомянутых измерениях, одновременно установить такое взаимное положение роторов, прй котором достигает- С.. ся минимальная интенсивность вибрации. 1 ил, Известен способ диагностирования роторных машин (3) по данным измерений ам- О плитуд и фаз вибрации оборотной частоты (гд на подшипниковых опорах, заключающийся Ql в том, что дефект определяют путем сопоставления результатов измерений параметров вибрации с динамическими коэффициентами влияния (ДКВ) рассматриваемых дефектов, при этом ДКВ определяют расчетно-экспериментальным способом на математической вибродиагностической модели валопрбвода машийы (прототип)

Недостатком данного способа является необходимость проводить дорогостоящие эксперименты и расчеты для каждого типа машин. Как показал опыт, вследствие разброса динамических характеристик машин

1763935 — A1

В1

+ A2

2 — Аг (2) Вг одного типа достоверность диагноза при этом недостаточна, Целью изобретения является повышение достоверности определения места дефекта, вызывающего высокую вибрацию, 5 (например, дисбаланса) и возможная компенсация вибрационного воздействия этого дефекта, Для достижения этой цели измерения амплитуд и фаз вибрации подшипниковых 10 опор и (или) корпусов машины производят при двух пусках на рабочей частоте вращения. Первый пуск произвОдят при исходном взаимном положении роторов, Для второго пуска агрегат останавливают, разбирают 15 муфту, разворачивают одну часть валопровода относительно другой на угол 180 или близкий к нему и собирают муфту вновь.

Дефектный участок валопровода определяют путем сопоставления амплитуд и фаз 20 вибрации при двух упомянутых пусках. Для сопоставления выбирают виброизмерения в той точке, где вибрация является определяющей (наибольшей по амплитуде).

Для простоты дальнейшего изложения 25 предположим, например, что валопровод машины состоит из двух роторов N 1 и N 2, из которых ротор N. 1 генерирует опорный сигнал или имеет метку для отсчета фаз.

Измерения вибрации машины выпол- 30 няют каким-либо из известных виброизмерительных приборов, позволяющих, в частности, измерять амплитуды и фазы оборотной гармоники вибрации, устанавливая вибропреобразователь в соответствии с 35 действующими нормами на способы контроля вибрации подшипниковых опор. Значения амплитуды А и фазы р вибрации в каждой точке определяют комплексере значение этой вибрации А=А .

Пусть А1= А1 1 — комплексное значение вибрации в выбранной точке при первом пуске, соответственно, А2= А2(ф2 — то же при втором пуске после взаимного разворота роторов на 180 . 45

Поскольку контролируемая вибрация представляет сумму вибрационных воздействий ротора 1 и ротора 2, очевидны уравнения:

А1=В1+Вг 50

А2=В1-В2, (i) где В1=В1 ф 1 — воздействие ротора 1;

B2=B2 ф 2 — воздействие ротора 2,(2)

Непосредственно из (1) получим

На чертеже представлено графическое построение для определения В1 и Bz в соответствии с формулами (2).

Амплитуды В1 и Bz определяют степень воздействия на вибрацию каждого из ротороа: есои В1ЭВ2, то дефект расположен на роторе ¹ 1, и наоборот. Из (1) также ясно, что существует такое взаимное положение роторов, при котором достигается минимальное значение амплитуды вибрации в рассматриваемой точке АМ, определяемое по формуле:

AMw=B1 В2 (3)

Для достижения условия (3) ротор М 2 следует развернуть относительно ротора М

1 в направлении увеличения фазовых углов на роторах из положения, соответствующего первому пуску, на угол a p. а р=180О-(Q- g 1), (4) где ф1 и ф2 — фазы значений В1 и В2, определяемых по формулам (2) (См. диаграмму).

Конструкция муфты, как правило, не позволяет в точности выполнить условие (4), в связи с чем выбирается такое взаимное положение роторов, которое наилучшим образом соответствует условию (4): угол разворота а выбирают так, чтобы (a p- )= мин (5)

Прогнозируемое значение вибрации А> при этом в рассматриваемаой точке определяют по формуле:

A А -B1+B2 (1p2+ а ). (6)

Пользуясь формулами (2) и (6), можно определить значение Ал во всех контролируемых точках.

Если А> больше допустимого значения, либо предполагаемый дефект исключает нормальную работу машины, то дефектный ротор следует подвергнуть балансировке и (или) ремонту.

Смысл приведенных рассуждений не изменится, если угол взаимного разворота роторов несколько отличается от 180, например, при нечетном количестве пальцев в муфте. При этом должны быть внесены соответствующие уточнения в приведенные расчеты, Таким образом, в изобретении, как и в прототипе, для диагностирования роторных машин используется измерение амплитуд и фаз оборотной вибрации, В то же время существенными признаками, отличающими изобретение от прототипа является то, что, во-первых, измерения амплитуд и фаз вибрации производят при двух пусках машины, первый из которых осуществляют при исходном взаимном положении роторов, а . второй — после изменения этого положения, и, во-вторых, данные измерения парамет1763935

Соста вител ь А. Гол ьдин

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н.Ревская

Редактор

Заказ 3452 Тираж Подписное

ВНИИПИ Г

ИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ров вибрации используют для определения такого взаимного положения роторов, при котором достигается минимальная вибрация.

Из вышеизложенного ясно, что изобретение с наибольшим эффектом может быть применено для диагностирования машин, содержащих два ротора, соединенных муфтой; это весьма распространенные машины малой и средней мощности, состоящие из привода и механизма.

Если взаимное вибрационное влияние роторов велико, невозможно по измерениям вибрации непосредственно определить дефектный ротор, что приводит к необходимости проводить ревизию всей машины.

Эффект от использования изобретения определяется сокращением затрат на ремонт машины, а в ряде случаев также исключением затрат на балансировку и вибрационную наладку.

Формула изобретения

Способ диагностирования роторных машин, заключающийся в том, что измеряют амплитуды и фазы вибрации на частоте вра5 щения роторов в контрольных точках, определяют дефект, вызывающий вибрацию, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности определения места дефекта и возможностей компенсации его

10 вибрационного действия, изменяют взаимное положение роторов машины на угол, возможно близкий к 180, повторно измеряют амплитуды и фазы вибрации на частоте вращения роторов, сравнивают значения

15 параметров вибрации пои двух пусках машины, по результатам сравнения определяют местоположение дефекта и взаимное положение роторов, при котором амплитуда вибрации диагностируемой машины мини20 мальна.

Способ диагностирования роторных машин Способ диагностирования роторных машин Способ диагностирования роторных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шинной промышленности , в частности к оценке ресурса шин,и может быть использовано в автомобильной промышленности и в автотранспортных организациях

Изобретение относится к технике исследования шин колес транспортных средств

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к средствам обучения и можег быть использовано в учебном процессе для демонстраций транспортного средства выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к средствам испытаний, в частности к стационарным испытательным роликовым стендам с инерционными массами и спаренными опорными роликами для обкатки и тормозных испытаний колесных транспортных средств

Изобретение относится к средствам испытаний , в частности к стационарным испытательным роликовым стендам с инерционными массами и спаренными опорными роликами для обкатки и-тормозных испытаний транспортных средств

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх