Устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к велостроению, и может быть использовано в цепных передачах, передаточное число которых изменяется переводом цепи на рядом расположенные звездочки. Цель изобретения - повышение надежности и удобства управления. Новым в устройстве является то. что переключающий элемент выполнен в виде трехплечего рычага 10с двусторонним подпружиненным упором 13, связанного с дистанционным органом управления, а корпус снабжен ползуном 2 на котором выполнены поперечные пазы для их взаимодействия с упором и фиксатором . 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИ."

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1)s В 62 M 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4841941/11 (22) 21.06.90 (46) 23.10.92, Бюл. М 39 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им.С.M.Êèðîâà (72) Б.Ф.Дорофеев (56) В.И.Пустовалов и др. Справочник велосипедиста. Харьков: Транспорт„1976, с..62—

64, рис.35. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТУПЕНЧАТОГО

ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА

ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к велостроению, и может

„„SU „, 177О207А1 быть использовано в цепных передачах, передаточное число которых изменяется переводом цепи на рядом расположенные звездочки. Цель изобретения — повышение надежности и удобства управления. Новым в устройстве является то, что переключающий элемент выполнен в виде трехплечего рычага 10 с двусторонним подпружиненным упором 13, связанного с дистанционным органом управления, а корпус снабжен ползуном 2, на котором выполнены поперечные пазы для их взаимодействия с упором и фиксатором. 5 ил.

1770207

Изобретение относится к машиностроению, в частности к велостроению, и может быть использовано в цепных передачах, передаточное число которых изменяется переводом цепи на рядом расположенные звездочки.

Целью изобретения является повышение надежности и удобства управления.

На фиг.1 изображен продольный разрез механизма, общий вид; на фиг.2 — разрез

А — А на фиг.1; на фиг.3 — управляющий орган, продольный разрез; на фиг.4 — то же, вид спереди; на фиг.5 — то же, вид сверху, продольный разрез.

В корпусе 1 (фиг,1),жестко закрепленном на раме велосипеда (не показан), может передвигаться в направлении, перпендикулярном к плоскости контура цепи, ползун 2, выполненный в виде втулки. Внутри него расположена пустотелая ось 3 переключающего органа, состоящего из обоймы 4 и двух натяжных роликов 5. Пружина 6 кручения для натяжения цепи одним концом вставлена в гнездо оси 3, а другим — в гнездо реактивного стержня 7, который ввернутыми в него штифтами 8 удерживается от вращения направляющими 9, жестко связанными с корпусом 1, Такое соединение позволяет передавать реактивный момент пружины 6 корпусу, а следовательно,и раме велосипеда, не мешая перемещению ползуна 2. оси

3. обоймы 4, роликов 5 и цепи поперек продольной плоскости велосипеда. С целью ступенчатого регулирования момента пружины 6 стержень 7 имеет несколько (на фиг.2 шесть) диаметрально расположенных гнезд под штифты 8.

Для передвижения ползуна 2 предусмотрен трехплечий рычаг, который может поворачиваться на полуосях 11 в обе стороны до упора перемычки в ползун 2. На вертикальном плече рычага шарнирно (на полуосях 12) установлена двусторонняя собачка 13 (тоже П-образная) с зубьями, направленными в противоположные стороны.

При среднем положении рычага 10 собачка

13 также удерживается в среднем положении пружинами 14 растяжения, имеющими небольшой одинаковый предварительный натяг, Одни концы пружин соединены с наружной частью одной из щек собачки, а другие — с корпусом 1, В среднем положении рычага 10 и собачки 13 ни один иэ ее зубьев не входит в зацепление с верхними поперечными пазами ползуна 2. С целью фиксации ползуна на любой позиции предусмотрен пружинный фиксатор, состоящий из ввернутой в корпус 1 глухой втулки

15 с пружиной 16 и шариком 17, входящим в один из нижних пазов полэуна, Для пово5

55 рота рычага 10 к его горизонтальным плечам шарнирно присоединены концы ветвей

18 и 19 троса, проходящих через муфты 20 и

21 в крышке 22, закрепленные на раме велосипеда оболочки 23 и 24 муфты 25 и 26 (фиг.4), держателя 27, зафиксированного на руле 28 винтом 29, огибающих барабан 30 и закрепленных на нем винтом 31 (фиг.5) с поперечным отверстием, гайкой 32 и шайбой 33. Барабан может поворачиваться в обе стороны рукой, для чего на его трубчатую часть надета резиновая или пластмассовая ручка 34 (фиг.3).

Устройство действует следующим образом.

При повороте ручки 34 с барабаном 30 в любую сторону (например, по часовой стрелке на фиг.4) ветвь 18 троса натягивается,а ветвь 19 ослабляется. Натяжение ветви

18 передается горизонтальному плечу рычага 10 (фиг.1) и он начинает поворачиваться на полуосях 11 также по часовой стрелке.

При этом полуоси 12 вместе с вертикальными плечами рычага 10 начнут перемещаться вправо. Поскольку нижняя часть собачки 13 удерживается от перемещения натянутыми пружинами 14, собачка начинает поворачиваться тоже по часовой стрелке вокруг точки прикрепления к ней пружин. В результате правый эуб собачки опустится и войдет в зацепление с крайним правым пазом полэуна 2 и при дальнейшем повороте рычага 10 собачка переместит полэун 2. ось З,обойму

4, ролики 5 и цепь вправо и перебросит ее с ведомой звездочки 35 на соседнюю звездочку 36, то есть произойдет ступенчатое изменение передаточного числа передачи, Поворот рычага 10 будет происходить до упора его перемычки в ползун 2, при этом ролики 5 и цепь пройдут путь, несколько больший, чем расстояние между плоскостями симметрии звездочек 35 и 36 (это необходимо для большей надежности переключения). При перемещении полэума

2 шарик 17 фиксатора переместится в следующую впадину и немного пройдет ее середину, а после снятия усилия с ручки 34 пружина 16 возвратит ползун 2, а следовательно и цепь в положение совпадения плоскости симметрии роликов 5 и звездочки 36, то есть осуществится автоматическая фиксация механизма переключения в нужной позиции. Для повторного переключения передаточного числа в том же направлении нужно возвратить ручку 34 (фиг.3) с барабаном 30 в исходное (среднее) положение и опять повернуть в ту же сторону до отказа.

Вращение ручки 34 в обратную сторону заставит рычаг 10 (фиг.1) с собачкой перевернуться против часовой стрелки в исходное

"0207 положение, а ползун 2, удерживаемый фиксатором, останется на месте, при этом зуб собачки 13 выйдет из паза ползуна. При последующем повороте ручки 34 в ту же сторону зуб собачки 13 попадает в соседнюю впадину ползуна и передвинет его описанным способом еще на одну позицию (цепь перейдет на звездочку 37). Таким же образом можно перебросить цепь и на последнюю звездочку 38. Последующие попытки переключения цепи в ту же сторону уже ни к чему не приведут так как зуб собачки 13 попадает на гладкий участок ползуна 2 и будет скользить по нему, не вызывая его движения. Для переключения цепи в обратром направлении (от звездочки

38 к звездочке 35) необходимо поворачивать ручку 34 в обратную сторону (на фиг.4 против часовой стрелки) до упора с возвратом ее в среднее положение перед каждым переключением, Процесс переключения тот же, но рычаг 10 (фиг,1) и ссбачка 13 начнут поворачиваться против часовой стрелки, левый зуб собачки будет попадать в левые пазы ползуна 2 и он шагами переместится в левую сторону.

Применение предлагаемого устройства дает возможность быстро и однозначно устанавливать нужную позицию при работе цепи на всех внутренних звездочках блока, что расширяет диапазон передаточных чисел передачи, упрощает и ускоряет переключение, Формула изобретения

5 устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи, содержащее переключающий элемент, выполненный в виде натяжных роликов

10 или звездочек и установленный с возможностью перемещения перпендикулярно плоскости контура цепи, механизм переключения с фиксатором и дистанционный орган управления, о т л и ч а ю щ е е с я

15 тем, что, с целью повышения надежности и удобства управления, механизм переключения выполнен в виде трехплечего рычага, установленного с возможностью поворота на корпусе и связанного с дис20 танционным органом управлечия, и снабжен подпружиненным двусторонним упором, а корпус снабжен цилиндричеcKêM пустотелым полэуном, установленным с возможностью осевого

25 и ремещения, на котором выполнены ii0перечные пазы для их взаимодействия с укаэанным упором и пружинным шариковым фиксатором, роликовым или зубчатым фиксатором, а орган управления выполнен

30 в виде поворотной рукояти на руле, 1770207

Составитель В.Яковлев

Техред M.Ìîðãåíòàë

Редактор орректор O.К3рконецкая

Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3705 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи Устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи Устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи Устройство для ступенчатого изменения передаточного числа цепной передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к велосипедостроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству велосипедов

Изобретение относится к велостроению, к устройствам для переключения передач велосипеда посредством перевода приводной цепи по меньшей мере на одну из двух передних звездочек

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к биотранспорту, велосипедам, веломобилям, повышает удобство пользования приводом при меньших габаритах передачи и обеспечивает компактность конструкции

Изобретение относится к машиностроению, в частности к велостроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам велосипедов

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к мотоциклостроению и может быть использовано в мотоциклах с большим ходом заднего колеса

Изобретение относится к трансмиссиям с бесконечными цепями и может быть использовано преимущественно в велостроении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, трансмиссии транспортных средств, а именно к переменным передачам, которые могут быть использованы в автомобиле- и тракторостроении

Изобретение относится к устройству переднего привода для велосипеда, обеспечивающему вращательное движение в переднем направлении или в холостом режиме при соответствующем выборе рычага во время обратного хода педалей велосипеда, что позволяет уменьшить усталость велосипедиста, не допускает потерь физической энергии и способствует укреплению мышц ног в повседневной жизни

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к велотранспорту и может быть использовано для движения как по ровным дорогам, так и по сильно пересеченной местности

Изобретение относится к задним переключателям скоростей, закрепленным на оси колеса

Изобретение относится к заднему переключателю цепных передач велосипеда
Наверх