Запорное устройство крышки люка полувагона

 

Использование: устройство относится к железнодорожному транспорту и предназначено для запирания крышек люков в полувагонах . Сущность изобретения: в запорном устройстве исходный рабочий контур 9 сектора 2 выполнен в виде круговой цилиндрической поверхности и взаимодействует с закидкой 1. При повороте до упирания пальца 8 в скобу 3 сектор 2 надвигает закидку 1 на опорный кронштейн 5. Верхний зуб закидки 1 и опорный кронштейн 5 имеют номинальную длину b участка 7 И контакта. Надвинутая до отказа закидка 1 в сектор 2 расположены с зазором. Зазор образован выполнением опорной площадки ТО на секторе 2 со стороны исходного рабочего контура 9. Опорная площадка 10 ограничена двумя кромками 11 и 12. Кромки 11 и 12 имеют возможность контактирования с закидкой 1, Кромка 11 расположена ниже оси вращения сектора 2. Расстояние с междусерединой опорной площадки 10 и исходным рабочим контуром 9 сектора 2 определено из расчетного соотношения. При надвигании на сектор 2 закидка 1 выбирает зазор, равный расстоянию с, и вступает в контакт с опорной площадкой 10 и кромками 11 и 12 сектора 2 и запирает его. Кромка 11 препятствует самопроизвольному повороту сектора 2. Верхний зуб закидки 1 и опорный кронштейн 5 имеют при этом минимальную длину а участка контакта. Положительный эффект: наличие опорной площадки 10 и кромок 11 и 12 на рабочем контуре 9 сектора 2 повышает эксплуатационную надежность и упрощает конструкцию . 3 ил. 8 ЯП Я зf w fe VJ Ч Ј СЛ Јb CA) , Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (яи В 61 0 7/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

{л) (21) 4943442/22 (22) 07.06.91 (46) 23.10.92. Бюл. М 39 (71) Брянский институт транспортного машиностроения (72) Ю;Ф.Приходько. И.Ю,Богусонова, С.1У1.Загоруйко и М;В.Бобров (73) Ю.Ф.Приходько (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1219438, кл. В 61 0 7/16, 1984. (54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО КРЫШКИ

ЛЮКА ПОЛУВАГОНА (57) Использование: устройство относится к железнодорожному транспорту и предназначенодля запирания крышек люков в полувагонах. Сущность изобретения: в запорном устройстве исходный рабочий контур 9 сектора 2 выполнен в виде круговой цилиндрической поверхности и взаимодействует с закидкой 1, При повороте до упирания пальца 8 в скобу 3 сектор 2 надвигает закидку 1 на опорный кронштейн 5.

Верхний зуб закидки 1 и опорный кронштейн 5 имеют номинальную длину b участка

2 л

« Ы «„1771454АЗ контакта. Надвинутая до отказа закидка 1 в сектор 2 расположены с зазором. Зазор образован выполнением .опорной площадки

10 на секторе 2 со стороньг исходного рабочего контура 9. Опорная площадка 10 ограничена двумя кромками 11 и 12. Кромки 11 и I 2 имеют воэможность контактирования с закидкой 1. Кромка 11 расположена ниже оси вращения сектора 2. Расстояние с между серединой опорной площадки 10 и исходным рабочии контуром 9 сектора 2 определено из расчетного соотношения.

При надвигании на сектор 2 закидка 1 выбирает зазор, равный расстоянию с, и вступает в контакт с опорной площадкой 1.0 и кромками 11 и 12 сектора 2 и запирает его. Кромка 11 препятствует самопроизвольному повороту сектора 2. Верхний зуб закидки 1 и опорный кронштейн 5 имеют при этом минимальную длину а участка контакта. Положительный эффект: наличие опорной площадки 10 и кромок 11 и 12 на рабочем контуре 9 сектора 2 повышает эксплуатационную надежность и упрощает конструкцию. 3 ил. ваа а з

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции запорного устройства крышек люков полувагонов.

Известно запорное устройство крышки люка полувагона, содержащее шарнирно закрепленные на нижней обвязке боковой стены кузова посредством скобы закидку для взаимодействия с кронштейном крышки люка и сектора с.круговой цилиндрической рабочей поверхностью для взаимодействия с закидкой(1).

Недостатком указанного устройства является отсутствие у сектооа стопорного (фиксирующего) элемента, вследствие чего при воздействии на сектор и закидку динамических нагрузок и вибрации происходит поворот и подьем сектора. Б результате этого закидка не удерживается сектором в закрытом положении и может повернуться настолько, что ее верхний зуб выйдет из зацепления с верхней полкой кронштейна кры ш ки люка.

Известно также запорное устройство. крышки люка полувагона, содер>кащее шарнирно закрепленные на нижней обвязке боковой стены кузова посрсдством скобы закидку для взаимодействия с кронштейном крышки люка и сектор с открытым профилированным вырезом, причем рабочий выступ, образованный этим вырезом, упруro подвижен в пределах зазора между его вершиной и основной частью сектора (2), 8 описанном устройстве также отсутствует стопорный (фиксирующий1 элемент.

Как любой механизм с силовым замыканием звеньев, в отличие от механизмов с кинематическим замыканием, он не может в условиях динамических нагрузок и вибраций сохранить постоянство исходного закрытого положения сектора, даже при значительной силе взаимного прижатия сектора и закидки, В условиях эксплуатации происходит самопроизвольный поворот сектора, способствующий последующему открыванию закидки.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является запорное устройство крышки люка полувагона, содержащее шарнирно,закрепленные на нижней обвязке боковой стены кузова посредством скобы закидку и подпру>киненный сектор для ее фиксаЦии, у которого рабочий контур образован двумя плавно сопряженными поверхностями разной кривизны, при этом нижняя часть KOHтура имеет больший радиус, а верхняя— меньший (3).

Недостатками известного устройства

ЛВляются сложность конструкции фиксатора из-за наличия подпружинивающего элемента и двойной кривизны поверхности

5 рабочего контура и снижения надежности вследствие возможности самопроизвольного поворота сектора в пределах участка от места его контакта с закидкой до эоны сопряжения двух поверхностей рабочего кон10

55 тура,.возможности черезмернр большого переМещения закидки при ее надвигании на сектор, так как не установлена предельная величина зазора между ними в закрытом положении и наличия сравнительно больших удельных давлений в зоне контакта закидки с верхней частью контура. Указанные недостатки вызывают интенсификацию изнашивания в шарнире и на соприкасающихся участках закидки и сектора, а также возникновение в.верхнем зубе закидки и горизонтальной полке кронштейна крышки люка значительных напряжений изгиба, среза и смятия, которые могут превысить допускаемые их значения

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности запорного устройства.

Указанная цель достигается в запорном устройстве, содержащем шарнирно закрепленные на нижней обвязке боковой стены кузова посредством скобы закидку для взаимодействия с кронштейном крышки люка и сектор с круговой цилиндрической рабочей поверхностью для взаимодействия с закидкой. На.рабочей поверхности сектора выполнена опорная площадка для фиксации закидки. Нижняя кромка площадки расположена ниже оси поворота сектора. Расстояние от середины опорной площадки до образующей круговой цилиндрической поверхности определяется из соотношения с «(Ь-а) 1/h, где с — расстояние от середины опорной площадки до образующей круговой цилиндрической поверхности;

Ь- номинальная длина участка контакта верхнего зуба закидки и кронштейна крышки люка; а — минимальная длина участка контакта верхнего зуба закидки и кронштейна крышки люка;

f — расстояние от оси вращения закидки до середины опорной площадки;

h — расстояние от оси вращения закидки до участка контакта верхнего зуба закидки и кронштейна.

На фиг.1 изображено запорное устройство в закрытом положении, общий вид, на фиг.2 — то же, в промежуточном положении

1771454 при запирании; на фиг.3 — то же, в открытом положении, общий вид, Запорное устройство содержит закидку

1 и сектор 2, шарнирно закрепленные на скобе 3, смонтированной а нижней обвязке 4 боковой стены кузова полувагона. Закидка 1 верхним зубом заведена под кронштейн 5 крышки 6 люка. При этом минимальная длина участка контакта верхнего зуба закидки 1 и кронштейн".. 5 составляет

"а" и номинальная длина — Ъ".

Сектор 2 установлен с возможностью поворачивания на оси 7, снабжен пальцем

8 и имеет круговую циллндрическую рабочую поверхность 9, На поверхности 9 сектора 2 выполнена опорная площадка 10 для фиксации закидки 1. Площад,:<а 10 ограничена кромками 11 и 12, размещенными на поверхности 9 с воэможностью контактирования с закидкой 1. Нижняя кромка 11 расположена ниже аси поворота 7 сектора 2, Середина опорной площадки 10 находится на расстоянии "с" от образующей круговой цилиндрической поверхности 9. Закидка 1, контактируя с опорной площадкой 10 сектора 2, расположена относительно кронштейна 5 крышки 6 люка с вазможностью надвигания на него и установки в промежуточное положение.

Середина опорной плашадки 10 от осл вращения 13 эакидкл 1 на расстоянии "f", а участок контакта верхнего зуба эакидки 1 и кронштейна 6 крышки люка ат тай же оси

13 — на расстоянии "Ь". Расстояние "с" определяется иэ соотношения с({Ь-а) f/h.

Запорное устройство работает следующим образом, При закрывании крышку б люка подтягивают к нижней абвязке 4, закидку 1 заводят под крочштейн 5. Сектор 2 вводят в контакт с закидкай 1, прикладыва ат к нему внешнюю нагрузку и поворачивают да упора ега пальца 0 в скобу 3, Лри этом рабочая поверхность 9 и нижняя кромка 11 опорной площадки 10 фиксатора 2 воздействуют на эакидку 1, надвигая ее на кронштейн 5:a полного захода на него. В результате закидка 1 и сектор 2 устанавливаются в праме>куточное положение (фиг. 2), прл котарсм верхний зуб закидки 1 и кронштейн 5 контактируют на участке длиной "Ь". Между закидкой 1 и опорной площадкой 10 образуется зазор, равный расстоянию "с". К закидке 1 са стороны ее верхнего зуба прикладь.валат внешнее усилие, под действием которого закидка 1, поворачиваясь, перемещается ь пределах зазора, равного расстоянию "с". После выбирания закидкай

1 зтога зазора верхний эуб эакидки 1 v. кран30

Выполнение опорной площадки на рабочей поверхности сектора и расположение нижней кромки опорной площадки ниже его аси поворота прл определенном расстоянии ат середины опорной г|лощадки до образующей круговой цилиндрической поверхности сектора обеспечива ат неподви>кность закидки и сектора в закрытом полаженли без ега падпружинивания. Это повышает надежность запорного устройства и упрощает его конструкцию.

Формула изобретения

Запорное устройство крь.шки люка полувагона, содержащее шарнирна закрепленные на нижней обвяэке боковой стены кузова посредством скобы эакидку для взаимодействия с кронштейном крышки люка и сектор с круговой цилиндрической рабочей поверхностью для взаимодействи:- с эакидкай,отличаю щееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, на рабочей поверхност. сектора выполнена опорная плошадка для фиксации закидки, нижняя кромка которой расположена ниже оси поворота секторВ, а расстояние с от середины опорной r-„ëîùàäêè до образующей круговой цилиндрической поверхности определяется из саа1 ношения с5(а-а)1В, штейн 5 контактирует на участке с минимальной длиной "а". Закидка 1 и сектор 2 взаимодействуют по всей длине опорной площадки 10, что обеспечивает запирание устройства, При атом кромки 11 и 12 сектора

2 упираются в надвинутую на них закидку 1 и не позволяют сектору 2 самопроизвольно повернуться (фиг.1).

В закрытом положении инерционные силы, приложенные к сектору 2 и воздействующие на закидку 1, существенна малы по сравнен.аю с силами, удерживающими ее. ьтсутствие зазора между опорной площадкой 10 сектора 2 и закидкой 1 не позволяет сектору повернуться на оси 7 и выйти из контакта с закидкой 1. Это обеспечивает надежное запирание устройства, Для открывания устройства к закидке 1 прикладывают внешнее усилие и заводят ее полностью пад кронштейн 5 (фиг.2). При этом верхний эуб закидки 1 и кронштейн 5 контактируют на участке длиной "Ь". Между эакидкой 1 и сектором 2 образуется зазор, равный расстоянию "с", и нижняя кромка 11 сектора 2 выходит из контакта с закидкой 1.

25 Сектор 2 свободна поворачивается на оси 7, образуя поостранство для перемещения открываемой закидки 1 (фиг.3).

1771454

Жг. Р

Составитель Ю. Приходько

Техред М.Моргентал Корректор М. Ткач

Редактор Т. Иванова

Заказ 3753 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 где Ь вЂ” номинальная длина участка контакта верхнего зуба закидки и кронштейна крышки люка; а — минимальная длина участка контакта верхнего зуба закидки и кронштейна крышки люка;

rr в ю

f расстояние от оси вращения закидки до середины опорной площадки, h — расстояние от оси вращения закидки до участка контакта верхнего зуба закидки

5 и кронштейна.

Запорное устройство крышки люка полувагона Запорное устройство крышки люка полувагона Запорное устройство крышки люка полувагона Запорное устройство крышки люка полувагона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройства для запирания загрузочных люков вагонов бункерного типа

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции автоматических запорных устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в грузовом вагоностроении и других транспортных средствах для запирания крышек погрузочных люков

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к механизмам запирания крышек люков полувагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для строительства и ремонта пути и транспортировки балласта

Изобретение относится к области запирающих устройств, содержащих установленную на поворотном элементе запорную проушину, кинематически связанные между собой, установленные на неподвижном элементе защелку и засов, взаимодействующий с запорной проушиной, при этом запорная проушина снабжена поворотным в плоскости, параллельной направлению перемещения защелки и перпендикулярной плоскости сопряжения поворотного элемента с неподвижным элементом, подпружиненным толкателем защелки, имеющим элемент фиксации его в рабочем положении, взаимодействующий с неподвижным элементом

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к устройству хоппер-дозаторов для дозированной отсыпки балласта на железнодорожный путь при его строительстве, ремонте и текущем содержании и может быть использовано также в конструкциях вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам открывания и закрывания крышек разгрузочных люков саморазгружающихся вагонов бункерного типа

Изобретение относится к конструкциям кузовов грузовых железнодорожных вагонов
Наверх