Устройство для улавливания шахтного транспортного средства

 

Использование: в горной промышленности . Сущность изобретения: в устройстве для улавливания шахтного транспортного средства ловитель связан с тормозными механизмами , в корпусе которых размещены башмаки, а для их взаимодействия в его направляющих свободно установлены отрезки канатов, Нижние башмаки тормозных механизмов плечами, расположенными со стороны опорных канатов, шарнирно связаны с ловителем, а свободные их плечи имеют тормозные поверхности, выполненные противоположно направленными тормозной поверхности на первом плече. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Е 21 F 13/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ :

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871489/03 (22) 07.09.90 (46) 07.11,92.Бюл, N. 41 (71) Украинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подземной гидравлической добычи угля "Укрниигидроуголь" (72) С.С.Зверев (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 1078103, кл, Е 21 F 13/02, 1982.

2. Авторское свидетельство СССР

N 1104304, кл. Е 21 F 13/02, 1983.

3. Авторское свидетельство СССР

М 1686188, кл. Е 21 F 13/02, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛАВЛИВАНИЯ

ШАХТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для улавливания рельсовых транспортных средств, свободно скатывающихся по наклонным горным выработкам в результате обрыва ведущего каната, разрушения прицепных, сцепных механизмов или в результате других причин, вызвавших их свободное движение.

Наибольшее распространение среди известных устройств для улавливания шахтного транспортного средства получили амортизирующие барьеры. При их использовании улавливание и гашение энергии свободно скатывающихся транспортных средств осуществляется уже после набора ими значительной скорости, В момент улав.ливания происходит резкое возрастание усилия движения транспортного средства, которое часто является причиной разрушения элементов устройств для улавливания, .. Ж 1774026 А1 (57) Использование: в горной промышленности. Сущность изобретения: в устройстве для улавливания шахтного транспортного средства ловитель связан с тормозными механизмами, в корпусе которых размещены башмаки, а для их взаимодействия в его направляющих свободно установлены отрезки канатов. Нижние башмаки тормозных механизмов плечами, расположенными со стороны опорных канатов, шарнирно связаны с ловителем, а свободные их плечи имеют тормозные поверхности, выполненные противоположно направленными тормозной поверхности на первом плече, 5 ил. транспортных средств, рельсового пути, оборудования горной выработки.

Известно устройство для улавливания шахтного транспортного средства, содержащее петлевой ловитель, связанный с тормозными устройствами, установленными на фундаменте по обе стороны рельсового пути. Петлевой ловитель представляет собой балку, закрепленную на канатной петле.

Тормозные устройства содержат корпус с каналом, в котором расположена ветвь каната. Крышка выполнена с выступом, имеющим на конце цилиндрическую канавку, Между выступом крышки и дном канала корпуса расположена ветвь каната. Крышка к корпусу крепится с усилием, которое необходимо для торможения вагонеток (1).

При ударе транспортного средства (в случае обры ва) происходит и ротяжка ветвей каната через тормозные энергопоглощающие устройства, которые гасят кинетиче1774026 скую энергию транспортного сосуда путем превращения ее в тепловую.

Недостатками описанного устройства являются большие габариты надстройки устройства и энергопоглощающих механизмов, сложность конструкции энергопоглощэющего и возвратного механизмов, сложность и длительность приведения устройства в рабочее положение, низкая надежность в работе.

Известно устройство остановки дви>кущихся рельсовых транспортных средств, содержащее петлевой ловитель, связанный с тормозными устройствами, установленными по обе стороны рельсового пути c подвижными и неподвижными сухарями, через которые пропущен стальной канат петлевого ловителя, имеющего петлю запаса. Рабочие поверхности их сухарей выполнены с параболическими образующими (2), Недостатками устройства являются большие габариты надстройки устройства, сложность и длительность приведения устройства в рабочее положение после улавливания, трудоемкий процесс переноса устройства в другие места монтажа, деформация каната, низкая надежность конструкции, резкое торможение за счет предварительной установки принудительно заданного усилия торможения.

Известно устройство для улавливания шахтного транспортного средства, содержащее управляемый лебедкой ловитель, Ловитель выполнен из двух одинаковых балок, подвижно установленных одними концами на канатах, Он может занимать любое место по длине каната, причем ограничивается от продольного перемещения по канатам фиксаторами, установленными с помощью быстрораэъемных соединений, Другие концы балок снабжены замками. Тормозные устройства известного устройства для улавливания шахтного транспортного средства установлены на канатах непосредствейно за ловителем. Каждый тормозной механизм содер>кит корпус, в котором установлены башмаки, взаимодействующие между собой посредством шарнирных элементов, уста. новленных с воэможностью последовательного поворота вокруг неподвижных осей, и имеющие на одном плече тормозные поверхности, выполненные с параболическими образующими, взаимодействующими с опорными канатами, установленными с натягом вдоль рельсовой колеи и связанными с тормозными устройствами посредством валиков (3), Устройство вступает в работу от скатывающегося усилия транспортного средства в режиме толкания под действием сил трения между башмаками и канатом, увеличивая прогиб каната и тем самым усилие торможения, Известные аналоги-барьеры работают в режиме тяги, но с мгновенным увеличением усилИя торможения за счет предвэрительной установки принудительно заданного усилия торможения, 10

Лучшее решение в прототипе то, что есть плавное наращивание усилия торможения, но еще лучше было бы, чтобы наращивание происходило в режиме тяги, и срабатывание происходило не от сил трения, а с принудительным включением устройств от оборвавшейся вагонетки, т,е. исключается воэможность несрабатывания.

Кроме того, недостатками прототипа являются сложность конструкции ловителя, низкая надежность срабатывания тормозных устройств за счет сил трения между башмаком и канатом, т.е. не исключается возможность проскальзывания gjcTpoAGTB по канатам, работа устройства в режиме толкания снижает плавность торможения и прочностные характеристики устройства и канатов.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности за счет тягового режима работы с принудительным включением тормозных механизмов от оборвавшейся вагонетки с плавным наращиванием усилия торможения от нулевого до необходимого для гашения энергии движения и перераспределения динамических нагрузок в них.

Цель достигается тем, что в изобретении нижние башмаки тормозных механизмов плечами, расположенными со стороны опорных канатов, шарнирно связаны с ловителем, при этом башмаки на свободном плече имеют тормозные поверхности, выполненные противоположно направленными тормозной поверхности нэ первом плече, а направляющие корпуса тормозных механизмов снабжены свободно установленными отрезками канатов для взаимодействия с башмаками.

На фиг.1 изображено устройство в момент улавливания транспортного средства, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг,3 — тормозной механизм, вид сбоку; на фиг.4 — сечение А-А нэ фиг.3; на фиг.5— сечение Б-Б на фиг.3.

Устройство для улавливания шахтного транспортного средства содержит ловитель

1, тормозные механизмы 2, опорные канаты

3, установленные с натягом вдоль рельсовой колеи с жестко закрепленными концами, башмаки 4 тормозных механизмов 2, отрезки 5 канатов. Концы ловителя 1 соединены с

1774026

20

30

50

55 нижними башмаками 4 тормозных механизмов 2 шарнирно. Ловитель 1 управляется лебедкой 6 с помощью троса 7 через блок 8 и может занимать с тормозными механизмами 2 любое место по длине опорных канатов 3, а также отцепляться от троса 7 во время улавливания вагонетки с помощью быстроразьемного соединения 9.

Паратормозных механизмов2, шарнирно соединенная с ловителем 1,жестко соединена со следующей парой канатами 10 с петлями запаса, длина которых должна, по крайней мере, соответствовать длине петель запаса отрезков каната 5.

Ловитель 1 поддерживается тросом на уровне центра тяжести вагонетки для сохранения ее поперечной устойчивости.

Каждый тормозной механизм 2 (фиг.3, 4, 5) содер>кит корпус, состоящий из стенок 11, соединенных болтами 12 через дистанционные втулки 13. Башмаки 4 выполнены двуплечими с тормозными противоположно направленными поверхностями и размещены на неподвижных осях 14. На башмаках 4 располо>кены пальцы 15, соединенные тягами 16 с пальцами

15 соседних башмаков. Опора 17 ограничивает поворот башмаков 4 и состоит из двух одинаковых половин с отверстиями под ловитель 1. Каждая из половин жестко соединена со стенками 11, Тормозные механизмы 2 установлены на опорных канатах 3 на верхних валиках 18 перед ловителем 1. На нижних валиках (направляющей корпуса) 18 свободно установлен отрезок 5 каната, который проходит через корпус тормозных механизмов и между ними образует петлю запаса. Тормозные поверхности башмаков 4 и валиков 18 выполнены в виде канавки параболической формы, Двуплечие тормозные поверхности башмаков 4 выполнены противоположно направленными.

Нижний башмак 4 е отличие от остальных башмаков имеет отверстие, через которое пропущен конец каната ловителя 1.

Концы каната ловителя, опоясывающие башмаки 4, за тормозными механизмами заделываются счаливанием или другими способами. Итак, нижние башмаки 4 тормозных механизмов пле <ами. расположенными со стороны опорных канатов 3, шарнирно связаны с ловителем, Под понятием ни>кний башмак понимается входной башмак, вступающий в работу первым, установленный в нижней точке механизма по уклону.

Устройство для улавливания шахтного транспортного средства работает следующим образом, Нормальное положение ловителя 1 закрытое. При подходе состава вагонеток, движущихся на ведущем канате с рабочей скоростью, первая по ходу вагонетка передает команду с помощью аппаратов управления лебедке 6, которая через трос 7 поднимает ловитель 1. После прохода состава вагонеток последней вагонеткой передается команда лебедке 6 на опускание ловителя 1, При обрыве ведущего каната (движение вагонетки с повышенной скоростью) выдается команда на блокирование (отключение) лебедки 6 и ловитель 1 остается в закрытом поло>кении.

При ударе вагонетки о ловитель 1 нижний башмак 4 тормозного механизма 2 под действием усилия тяги ловителя 1, увлекаемого вагонеткой, своими тормозными поверхностями поворачивается относительно неподвижной оси 14, увеличивает прогиб канатов 3 и 5 между верхними и нижними валиками 18 и, следовательно, усилие торможения, при этом перераспределяя динамические нагрузки на механизм.

В положении нижнего башмака 4, при котором стрелки прогибов каната 3 и отрезка 5 каната достигают максимальных величин, палец 15, переместившись по пазу тяги

16 до его конца, поиводит в движение следующий башмак. Дальнейшее проворачивание нижнего башмака 4 ограничивается опорой 17. Следующий башмак проворачивается и выполняет работу аналогично нижнему, приводит s работу третий башмак и т.д, Торможение происходит последовательно от первого (входного) башмака до последующего плавно в режиме тяги с удвоенным наращиванием усилия торможения от нулевого до полного гашения энергии движения вагонетки.

После протягивания первой пары тормозных механизмов 2 в работу вступает следующая пара тормозных механизмов 2 после выбора слабины петель запаса.

Для возвращения устройства в рабочее положение необходимо вывести из заклинивания башмаки 4 путем продергивания тормозных механизмов 2 в обратную сторону с помощью лебедки, при этом нижний конец отрезка 5 каната должен закреплен. Ловитель надо установить и закрепить в первоначальное положение.

Применение изобретения позволит повысить надежность и безопасность, так как в сравнении с прототипом исключается возможность несрабатывания тормозных механизмов устройств, повысить тормозное усилие, плавность торможения за счет рабо1774026 ты в тяговом режиме, перераспределитель динамические нагрузки механизмов, расширить технологические возможности, область применения.

Формула изобретения

Устройство для улавливания шахтного транспортного средства, содержащее ловитель, связанный с тормозными механизмами, в корпусе которых размещены башмаки, связанные между собой шарнирными элементами и установленные с возможностью последовательного поворота вокруг неподвижных осей, имеющие на одном плече тормозные поверхности, выполненные с параболическими образующими, взаимодействующими с опорными канатами, установленными с натягом вдоль рельсовой колеи и связанными с тормозными механизмами валиками, о тл и ч а ю ще ес я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности путем принудительного

5 включения тормозных механизмов и перераспределения динамических нагрузок в них с одновременным увеличением тормозного усилия, нижние башмаки тормозных механизмов плечами, расположенными со

10 стороны опорных канатов, шарнирно связаны с ловителем, при этом. башмаки на свободном плече имеют тормозные поверхности, выполненные противоположно направленными тормозной поверхности

15 на первом плече, а направляющие корпуса тормозных механизмов снабжены свободно установленными отрезками канатов для взаимодействия с башмаками.

1774026

1774026

Составитель С.Зверев

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор Т.Палий

Производс1венно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3912 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для улавливания шахтного транспортного средства Устройство для улавливания шахтного транспортного средства Устройство для улавливания шахтного транспортного средства Устройство для улавливания шахтного транспортного средства Устройство для улавливания шахтного транспортного средства Устройство для улавливания шахтного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к перегрузочным устройствам

Изобретение относится к самотечному транспортированию сыпучих материалов по желобам и может быть использовано в различных отраслях промышленности, например, для гидротранспортирования горной массы в условиях гидрошахты или гидроучастка, или на обогатительных фабриках мокрого обогащения

Изобретение относится к механизации обмена вагонеток в надшахтном здании при клетевом подъеме

Изобретение относится к устройству для выемки продуктов добычи в подземных очистных забоях при разработке с обрушением

Изобретение относится к механизации обмена вагонеток в надшахтном здании при клетевом подъеме

Изобретение относится к устройству для добычи полезных ископаемых на подземных горнодобывающих предприятиях путем разработки с обрушением

Изобретение относится к штрековому конвейеру, в частности к штрековому передаточному конвейеру или дробильному конвейеру, содержащему образованный с помощью нескольких соединенных друг с другом с прочностью на растяжение и шарнирно-подвижно секций желоба транспортный желоб, на обоих концах которого расположены приводные станции и/или натяжные головки для двойной скребковой цепи, при этом каждая секция желоба имеет ограниченный с помощью боковых профилей и дна конвейера верхнюю ветвь и нижнюю ветвь для скребковой цепи, а также расположенные снаружи боковых профилей приемные средства для соединительных средств секций желоба

Пластинчатый конвейер (1) содержит несколько последовательно установленных желобов, транспортировочную ветвь (7) и перемещающуюся в противоположном направлении возвратную ветвь (8). Пластинчатый конвейер (1) также содержит конвейер (10), содержащий конвейерную цепь (11) и транспортировочные пластины (20) с плоскими частями, которые могут шарнирно поворачиваться и отклоняться вниз в области выгрузки транспортируемого материала. Таким образом возможно создание конструкции плоского пластинчатого конвейера с малой загрузочной высотой. 2 н. и 35 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к дробилкам для крупного дробления для измельчения добытого материала. В частности, изобретение относится к дробилкам для крупного дробления для дробления обломков породы в подземном руднике. Техническим результатом является повышение эффективности дробилки. Дробилка содержит блок лотка с сегментом ветви конвейера для управления замкнутыми конвейерными средствами, ограниченным первой внешней продольной стороной лотка и второй внешней продольной стороной лотка, расположенной напротив первой внешней продольной стороны лотка, причем как первая внешняя продольная сторона лотка, так и вторая внешняя продольная сторона лотка включают в себя множество первых крепежных приспособлений лотка, предназначенных для прикрепления с возможностью последующего снятия блока опорной рамы, блок опорной рамы, который в зависимости от концевых участков забойного конвейера, в который должны быть помещены концевые участки дробилки для крупного дробления, прикреплен с возможностью последующего снятия посредством соответствующих первых крепежных приспособлений лотка к первой внешней продольной стороне лотка или второй внешней продольной стороне лотка, которая отвернута от действующего забоя, и блок опорного рычага, который прикреплен с возможностью последующего снятия к блоку опорной рамы. 14 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх