Способ управления газотурбинной установкой

 

Использование: теплоэнергетика, газотурбинные установки транспортного типа, работающие длительное время на частичных нагрузках. Сущность изобретения: снижение режима работы осуществляется при постоянной частоте вращения компрессора путем увеличения проходного сечения запорно-регулирующего органа 9, установленного в канале 7 отбора отработавших газов для подогрева всасываемого двигателем воздуха. 1 ил.

союз советских социдлистических

РЕСПУБЛИК ()9) (Il) (51)5 F 02 С 1/00

I OCYQAPCTBEI+IbIA КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4799241/06 (22) 05.03.90 (46) 23.11.92. Бюл. hk 43 (71) Северное проектно-конструкторское бюро (72) Л.З; Колтун (56) Черкасов Б.А. Автоматика и регулирова. ние воздушно-реактивных двигателей; М.:

Машиностроение, 1988. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ (57) Использование: теплоэнергетика, гаэотурбинные установки транспортного типа, работающие длительное время на частичных нагрузках. Сущность иэобретения: снижение режима работы осуществляется при постоянной частоте вращения компрессора путем увеличения проходного сечения эапорно-регулирующего органа 9, установленного в канале 7 отбора отработавших газов для подогрева всасываемого двигателем воздуха. 1 ил.

1776842

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к газотурбинным установкам транспортного типа с теплоутилизационным контуром, например судовым, работающим значительную часть времени на частичных нагрузках, а также в районах с низКими температурами атмосферного воздуха, Известно физическое свойство газотурбинного двигателя (ГТД) со свободной силовой турбиной снижать мощность при повышении температуры всасываемого воздуха и неизменной частоте вращения компрессора, т.е. при t„= перем. и пк = пост. В этом случае снижение мощности ГТД протекает при практически постоянной температуре отработавшего газа или даже некотором ее увеличении.

Известно физическое свойство увеличения эффективности работы утилизационного котла (УК) при повышении температуры поступающего в него газа.

Известен также способ управления газотурбинной установкой путем измерения частоты вращения турбокомпрессора и изменения подачи топлива, Способ управления, принятый за прототип, реализует названный известный способ управления путем контролируемого изменения частоты вращения турбокомпрессора (пк = перем,) за счет изменения подачи топлива с помощью специальных регуляторов частоты вращения ротора ГТД. Процесс протекает при постоянной температуре всасываемого воздуха (tpc=oocT.). В этом случае уменьшение мощности ГТД сопровождается уменьшением температуры отработавшего газа.

Недостатком такого способа управления является ухудшение эффективности работы

УК при уменьшении мощности установки вследствие снижения температуры газа, поступающего в котел из ГТД.

Цель изобретения — повышение экономичности на частичных режимах работы силовой установки с теплоутилизационным контуром и с каналом отбора отработавших газов для подогрева всасываемого двигателем воздуха, снабженным запорно-регулирующим органом.

Экономическая эффективность предлагаемого способа управления по сравнению с известным способом управления (прототипом) тем больше, чем меньше относительная мощность, на которой работает установка, и чем ниже температура атмосферного воздуха по отношению к спецификационной температуре всасываемого воздуха для ГТД. Например, при нагрузке

Z и = 0,3 и температуре атмосферного воздуха + 15 С удельный расход топлива на

10

15 утилизационном контуре

30

45 установку уменьшается на ок.9, а при температуре - 15 C расход топлива снижается уже на ок.19 g>. Важным технико-экономическим качеством предлагаемого способа управления является то, что его внедрение не требует введения изменений в конструкцию

ГТД и в существующую систему управления.

Это обеспечивает возможность оперативного перехода на известный способ управления (пк - перем., ts< = пост.) при маневрировании судна, при выходе на мощности, близкие к полной, при высокой естественной температуре атмосферного воздуха, а также при неработающем теплоНамечена разработка системы, реализующей предлагаемый способ. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе управления газотурбинной установкой путем измерения частоты вращения турбокомпрессора и изменения подачи топлива, на частичных режимах работы увеличивают проходное сечение запорно-регулирующего органа, а частоту вращения компрессора поддерживают постоянной (пк = пост.) изменением расхода топлива. Процесс протекает при переменной температуре всасываемого двигателем воздуха (t>< перем.). В отличие от известного способа управления (пк = перем. при t><

= пост.), при котором уменьшение мощности газотурбинного двигателя сопровождается снижением температуры отработанного газа ГТД, заявляемый способ управления характеризуется сохранением или даже некоторым возрастанием температуры отработанных газов ГТД при снижении мощности двигателя, что повышает эффективность работы утилизационного котла. Поэтому при уменьшении суммарной мощности установки доля паровой мощности в ней возрастает, в то время, как при известном способе управления соотношение паровой и газовой мощностей сохраняется неизменным (4). Поэтому экономичность установки на частичных нагрузках при заявленном способе управления получается выше.

Подогрев всасываемого двигателем. воздуха производится за счет тепла отработанных газов. Он может быть осуществлен контактным способом путем непосредственного подмешивания к всасываемому воздухучасти отработанных газов. либо бесконтактным способом через поверхностный теплообменник..Последний требует более громоздкого оборудования. не изменяя сущности предложенного способа управления.

1776842

Составитель Л.Колтун

Техред М.Моргентал

Корректор М.Демчик

Редактор

Заказ 4108 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

На чертеже изображена принципиальная схема установки с использованием контактного подогрева всасываемого воздуха.

Принципиальная схема, реализующая предлагаемый способ управления, содержит газотурбинный двигатель 1 (в состав которого входит турбокомпрессорный блок и силовая турбина), подключенный вместе с паровой турбиной 2 к спаривающему редуктору 3, передающему мощность на гребной вал. Газоход отработанных газов 4 соединяет газотурбинный двигатель 1 с утилизационным котлом 5, из которого газ отводится в атмосферу через газоход 6. Газоход 6 соединен с воздухоприемным трактом 8 каналом 7 с эапорно-регулирующим органом 9.

На воздухоприемном тракте 8 установлен термометр 10 для измерения температуры всасываемого воздуха. Предусмотрены тахометры 11 и 12 для измерения частот вращения соответственно турбокомпрессора

ГТД и гребного вала. Способ управления гаэотурбинной установкой осуществляют следующим образом.

Запорно-регулирующим органом 9 устанавливают такую величину перепуска отработанных газов .иэ газохода 6 в воздухоприемный тракт 8. при которой установка развивает суммарную мощность

ГТД и паровой турбины, обеспечивающую заданную частоту вращения валопровода, определяемую по тахометру 12. При этом, по тахометру 11 контролируют неиэмен5 ность частоты вращения турбокомпрессора, поддерживаемой автоматически штатным регулятором ГТД (на схеме не показан), а по термометру 10- отсутствие превышения до10 пустимой температуры всасываемого воздуха. В случае необходимости перехода на известный способ управления {t>< = пост., пк . - перем.) запорно-регулирующий орган

9 полностью перекрывают, прекращая тем

15 самым подогрев всасываемого воздуха.

Формула изобретения

Способ управления гаэотурбинной установкой путем измерения частоты враще20 ния трубокомпрессораи изменения подачи топлива, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности на час-тичных режимах работы силовой установки с теплоутилизационным контуром и с кана25 лом отбора отработавших газов для подогрева всасываемого двигателем воздуха, снабженным эапорно-регулирующим органом, на частичных режимах работы увеличивают проходное сечение

30 запорно-регулирующего органа, а частоту вращения компрессора поддерживают постоянной изменением расхода топлива.

Способ управления газотурбинной установкой Способ управления газотурбинной установкой Способ управления газотурбинной установкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить экономичность установки, содержащей дизель и двигатель Стирлинга, нагреватель которого расположен в магистрали выпуска отработавших газов дизеля

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в транспортных газотурбинных установках

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к осевым турбинам, и может быть использовано в установках, работающих на доменном газе

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано как для стационарных, так и для передвижных установок

Изобретение относится к области энергетики, в частности к установкам, использующим энергию давления природного газа, и может быть применено на электростанциях, работающих на природном газе, избыточное давление которого после распределительного газопровода снижается в дросселирующих агрегатах

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к газотурбинным установкам с подводом тепла при постоянном объеме рабочего тела (пульсирующего типа) с регенерацией тепла уходящих газов, и может быть использовано на тепловых и атомных электростанциях, а также там, где применяется газовая турбина для преобразования тепловой энергии в механическую энергию

Изобретение относится к атомной энергетике, теплоэнергетике и энергомашиностроению

Изобретение относится к приводным газотурбинным двигателям, в частности, применяемым для привода нагнетателя в газоперекачивающих агрегатах
Наверх