Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: способ включает операции: контроль расхода масла, его доливки до максимального уровня, расчет коэффициента освежения и сравнения его с эталоном. Новым в способе являются осуществление доливок приуменьшении масла до номинального значения, выбор в качестве эталона значение коэффициента освежения 0,3 ±0,2. Кроме того, номинальное значение уровня определяют, исходя из соотношения: VHOM, /макс (1 Косв). где VHOM количество масла в системе смазки при номинальном уровне, л (кг), VMBKC - количество масла в системе при максимально допустимом уровне, л (кг); Косв - коэффициент освежения масла, равный 0,3 ± 0,2. Предложенный способ стабилизации свойств масла в двигателе может быть использован в машинах и механй змах, эксплуатация которых осуществляется на смазочных маслах с присадками 1 з. п. ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 01 М 9/02

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯМИ.

К ПАТЕНТУ

VHoM = VMBKC (1 - посв), (21) 4783923/06 (22) 17,11.89 (46) 23.11.92. Бюл. N 43 (76) В.Е. Ларин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1460364, кл. F 01 М 9/02, 1989. (54) СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ

МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Использование: в машиностроении.

Сущность изобретения: способ включает операции; контроль расхода масла, его доливки до максимального уровня, расчет коэффициента освежения и сравнения его с . эталоном. Новым в способе являются осуществление доливок при уменьшении масла до номинального значения, выбор в качестве эталона значение коэффициента освежеИзобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов.

Из патентной литературы известны всего три способа стабилизации свойств моторного масла в ДВС, основанные на весьма плодотворной идее периодического дозированного ввода непосредственно в систему смазки многофункциональных присадок или композиций присадок в количестве, необходимом и достаточном доя бессменного использования товарного масла и нормальной работы ДВС (1, 2, 3).

Их эффективность подтверждена многочисленными лабораторными исследованиями, стендовыми, эксплуатационными (дорожными) испытаниями ДВС различного

„„. Ж „„1777625 А3 ния 0,3 .0,2. Кроме того, номинальное значениеуровня определяют, исходя изсоотношения: где V o — количество масла в системе смазки при номинальном уровне, л (кг);

Чмакс количество масла в системе при максимально допустимом уровне, л (кг);

Косв — коэффициент освежения масла, равный 0,3 + 0,2. Предложенный способ стабилизации свойств масла в двигателе.может быть использован в машинах и механизмах, эксплуатация которых осуществляется на смазочных маслах с присадками. 1 з. и. ф-лы. назначения и результатами внедренческих работ (4, 5).

Широкомасштабное применение указанных способов могло бы обеспечить бессменную работу масел в подавляющем числе ДВС и снизить тем самым на 30.;.40";ь общий расход на эксплуатацию парка ДВС страны. 4

Но, не смотря на высокую технико-эко- ©с номическую и экологическую их эффектив- ) ность, сложнейшая и неразрешимая, (Я практически во всех отношениях проблема регулярных поставок многочисленных присадок для многомиллионного парка ДВС

-объективно препятствует внедрению бес- . сменных режимов смазки даже в отдельных автопредприятиях, говоря уже о каком-ли- бо регионе, стране или мире в целом.

Поэтому, повсеместно применяется единственный способ восстановления

1777625 свойств масла в двигателе, включающий контроль его расхода, долинки масла до максимального уровня для компенсации расхода на угар и утечки (6).

Доливки масла, производимые по мере 5 необходимости для стабилизации количества масла в системе смазки двигателя и его температурного режима, при этом делают часто, небольшими и неравными дозами в пределах между рисками "Макс" и "Мин" l10 указателя уровня масла в картере.

Мировая теория и практика эксплуатации ДВС в течение века однозначно подтверждают, что незначительное количество присадок, находящихся в небольших дозах свежего часто доливаемого масла, вообще не стабилизирует физико-химические и функциональные свойства картерного масла, не .обеспечивает его бессменное использование и нормальную работу ДВС, 20

Вот почему во всем мире масло при каждом техническом обслуживании (ТО) двигателя через. 10,0...16,0 тыс, км. пробега автомобиля полностью сливают и заливают в систему смазки вновь свежее. Только за счет регламентированных замен достигается каждый раз скачкообразное и не эффективное восстановление некоторых свойств масла в двигателе.

Недостаток способа — большой расход 30 масел на полные замены, составляющий до

30 Д и выше. от общего расхода моторных масел на эксплуатацию парка ДВС в стране (до 3,0 млн. т в год).

Недостаток обусловлен процессом ста- 35 рения, т, е. существенного ухудшения свойств масел. в период от заливки свежего до вынужденного полного слива отработанного (от ТО до ТО), в основном из-за недопустимо резкого снижения в них 40 концентрации присадок. Именно из-за этого ресурс масла в подавляющем числе отечественных ДВС, работающих на отечественных моторных маслах, весьма и весьма мал, а расход на слив и замены — 45 велик.

Известен способ (7) стабилизации свойств масла в двигателе, включающий контроль его расхода, доливки до максимального уровня, расчет коэффициента освежения, При этом используется соотношение:

Vcn = посв., где Vc — количество сливаемого масла, 55

xr;

V — количество масла в системе смазки, кг;

Koch- — коэффициент освежения масла в пределах 0,1 K c 0,5.

Доливки масла, производимые как и в предыдущем аналоге только для стабилизации количества масла в системе и его температурного режима, делают часто, небольшими и неравными дозами, поддерживая уровень между рисками "Макс" и

"Мин".

Освежают масло в системе в указаннйх пределах коэффициента доливки в йеобходимом и достаточном количестве, при проведении каждого ТО двигателю, И именно это обеспечивает стабилизацию его физикохимических и функциональных свойств, позволяет осуществлять нормальную эксплуатацию ДВС без полных замен.

Реализация способа частичных замен отработанных масел свежими обеспечивает требуемый уровень стабилизации картерных масел во всех ДВС, не зависимо от степени их износа и величину угара, снижает на 50...600 расход масла на регламентные замены и на.15...20 общий их расход.

С экономической точки зрения для незначительного количества новых в основном карбюраторных ДВС, практически не имеющих расхода масла на угар, этот способ- является весьма эффективным и единственным из всех известных на сегодня способов, приемлемым для широкомасштабного внедрения, А для подавляющего количества изношенных карбюраторных и всех дизельных отечественных ДВС, имеющих большие расходы масел на угар, он недостаточно эффективен. Наиболее подходящим для них являются способы, подтвердившие на прак.тике принципиальную возможность обеспечения определенного уровня стабилизации свойств картерных масел за счет реализации их собственного, внутреннего качественного резерва при отказе от полных и частичных замен.

Так, например, известен наиболее близкий по технической сущности способ (8) стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания, включающий контроль его расхода, доливки до максимального уровня, расчет коэффициента освежения и сравнение его с эталоном. Доливки масла, производимые как и в аналогах только для стабилизации количества масла в системе, и

его температурного режима, делают часто небольшими и неравными дозами в пределах между рисками "Макс" и "Мин" указателя, Однако за счет реализации качественного резерва картерных масел и отказа от замен при проведении ТО, этот

1777625 способ позволяет сократить в ДВС, эксплуатирующихся с превышением эталона минимально допустимого удельного часового долива, расход масел на замены на 30...40 g» и в среднем — на 20% их общий расход.

Собственными серьезными недостатками прототипа являются:

- повышенные затраты труда и времени на доливки масел;

- необходимость организации четкого учета расхода масел на доливки s каждом двигателе;

- необходимость определения удельно-. го часового расхода масел для каждого двигателя;

- повышенные и практически непреодолимые трудности организационного плана для выполнения двух последних иэ выше перечисленных недостатков.

Недостатки обусловлены тем, что доливки масел осуществляются часто и небольшими дозами и выбором в качестве эталона минимально допустимого удельного часового долива.

Целью настоящего изобретения являются устранения указанных недостатков и упрощение реализации способа на практике.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания, включающем контроль его расхода, доливки до максимального уровня, расчет коэффициента освежения и сравнение его с эталоном, согласно изобретению доливки осуществляют при уменьшении уровня масла до номинального значения, а в качестве эталона принимают значение коэффициента освежения 0,3 0,2, Номинальное значение уровня определяют при этом, исходя из соотношения:

Чном = Чмвкс (1 Косв.), где V« — количество масла в системе смазки при номинальном уровне, л (кг);

Чмвкс — количество масла в системе при максимально допустимом уровне, л (кг);

Косв — коэффициент освежения масла, равный 0,3 + 0,2.

Такие доли вки стабилизируют количество масла в системе смазки и его температурный режим, а одновременно оптимизируют концентрацию п рисадок, физико-химические и функциональные свойства картерного масла. В комплексе это позволяет осуществлять бессменное его использование и нормальную эксплуатацию ДВС.

Применение настоящего изобретения пол5

10 ностью устраняет недостатки прототипа и позволяет повсеместно весьма просто реализовывать идеи дозированного ввода присадок (1, 2, 3) практически на всех типах ДВС различного назначения без использования присадок, как таковых, в чистом виде.

Сопоставительный с прототипом анализ показывает, что заявленный способ отличается тем, что доливки осуществляют при уменьшении уровня масла до номинального значения, а в качестве эталона принимают значение коэффициента освежения

0,3 + 0,2. При этом номинальное значение уровня определяют исходя из выше приведенного соотношения, т. е. заявленное техническое решение соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение этого решения не только с

2р прототипом, но и с другими изобретениями (1, 2, 3) в данной области техники не позволило выявить в них признаков, отличающих заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии кри25 терию "существенные отличия", Изобретение применительно к двигателю автомобиля ВАЗ осуществляется следующим образом.

Заливают согласно Инструкции по эксплуатации (6) в систему смазки двигателя заправочный объем 3,75 л свежего масла до. метки "Макс" указателя уровня.

Контролируют по Инструкции расход масла на угар и утечки по указателю.

Доливают периодически свежее масло до метки "Макс" указателя в количестве

1,12 л.

Определяют предварительно с помощью соотношения -номинальное значе40 ние Чном = 3,75 (1-0.3) =2,63 л. И так как в двигателе ВАЗ оно совпадает с меткой .

"Мин" указателя, то доливки соответственно до метки "Макс" осуществляют каждый раз при уменьшении масла в системе до

Принимают в качестве эталона коэффи. циент освежения К,св = 0,3. Сравнивают, используя соотношение, фактическое значение коэффициента с эталонным. И если за период От Т0 ДО ТО, прОвОдимых по Инструкции через каждые 10,0 тыс, км. пробега автомобиля, оно не достигает эталонного, то двигатель эксплуатируют с полными или частичными заменами отработанного масла свежим, а если достигает- то без замен. Или другими словами: ели за период От ТО до

ТО уровень масла в системе не снижается до метки "MMH", то двигател ь эксплуатируют с полными или частичными заменами, а если

1777625

Составитель В.Ларин

Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина. Редактор T.Êóðêoâà

Заказ 4132 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 снижается — то без замен; При проведении испытаний заявленного изобретения на двигателе ВА3 он снижался до метки "Мин" через каждые 8,0...9,0 тыс. км пробега автомобиля и соответственно с самого начала этот двигатель эксплуатировался на бессменном режиме смазки.

При отклонениях от среднего значения коэффициента Косв. = 0,3 в меньшую сторону (к 0,1).резко ухудшаются физико-химические и функциональные свойства работающего без замен масла и соответственно уменьшается ресурс двигателя до капитального ремонта, а в большую (к 0,5)— ухудшается температурный режим двигателя, что так же приводит к уменьшению его ресурса. Тем самым, подтверждается оптимальность коэффициента освежения масла

Коса = 0 3.

Предельные значения коэффициента, равные +0,2, и работоспособность соотношения подтверждены лабораторны. ми исследованиями, стендовыми и эксплуатационными испытаниями двигателей, результаты которых представлены автором во ВНИИГПЭ в акте испытаний аналога (7} (до корректировки он являлся прототипом).

В двигателях автомобилей типа ВАЗ, КамАЗ и автобусов "Икарус" случайно (а возможно и не случайно), но самым счастливым для автора образом, расстояния между метками "Макс" и "Мин" указателя уровня масла в системе смазки оказались, необходимыми и достаточными для осуще8 ствления заявленного изобретения без какой-либо модернизации указателя, системы смазки или двигателя в целом и главное— без дополнительных трудозатрат, характер5 ных для прототипа (8). Это существенно упростило реализацию способа на практике в условиях рядовой эксплуатации двигателя автомобиля ВА3, КамАЗ и др.

10 Формула изобретен ия

1. Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания, включающий контроль его расхода, заливки до максимального уровня, расчет коэффициента

15 освежения и сравнение его с эталоном, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения реализации способа на практике, заливку осуществляют при уменьшении уровня масла до номинального значения, а в каче20 стве эталона принимают значение коэффициента освежения 0,3 + 0,2.

2, Способ по п. 1, отличающийся тем, что номинальное значение уровня масла определяют исходя из соотношения

Чном = Чмакс (1 - Коса), где VHOM — количество масла в системе смазки при номинальном уровне, кг;

30 чмакс количество масла в системе смазки при максимально допустимом уровне, кг;

Коса — коэффициент освежения масла, равный 0,3 + 0,2.

Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для систем смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам обеспечения введения присадки в смазочную жидкость и позволяет увеличить надежность системы смазки путем улучшения качества смешения присадки со смазочным материалом

Изобретение относится к двигателестроению и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки ДВС, агрегатов и узлов трансмиссий и ходовой части машин

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС
Изобретение относится к машиностроению, к смазочным ремонтно-восстановительным композициям с твердыми присадками, применяемым при приработке и восстановлении трущихся поверхностей эксплуатируемых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов, эксплуатирующихся на маслах с многофункциональными присадками

Изобретение относится к двигателестроению, смазочным материалам, технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системе смазки ДВС для стабилизации и улучшения физико-химических свойств работающего масла, а также для регенерации отработанного масла одинаковой марки путем долива его "на угар" вместо свежего

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к установкам для регенерации смазочных масел
Наверх