Способ определения оптимальной влажности цементогрунта

 

Использование: дорожное строительство . Сущность изобретения: оптимальную влажность цементогрунта определяют с учетом поправочного коэффициента на гидратацию цемента. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 33/42

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4

О О Ю фь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865492/33 ;2?) 12.09.90 (46) 07.12,92, Бюл. М 45 (71) Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт (72) В.С.Цветков (56) Васильев Ю,М. и др, Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов.

M.: Транспорт, 1989, с.45- 48.

Горелышев Н.В. Справочник по дорожно-строительным материалам. M.: Транспорт, 1972, с.178 — 180.

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к устройству оснований и покрытий из грунтов, укрепленных цементом.

Известен способ определения оптимальной влажности цементогрунта однократным уплотнением в большом приборе стандартного уплотнения Союздорнии, где оптимальную влажность устанавливают расчетным путем по значению оптимальной влажности исходного грунта. В зависимости от вида грунта вводят поправочный коэффициент: для глин и тяжелых суглинков 3, для легких суглинков и супесей 1,5, для крупных песков 2.

Недостатком способа является низкая точность определения оптимальной влажности, обусловленная тем, что не учитывается зависимость величины оптимальной влажности от величины пористости грунта, вида и характера пор, В частности при введении цемента в грунт, имеющий высокую пористость, величина оптимальной влажности может снижаться, БЫ 1779994 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ЦЕМЕНТОГРУНТА (57) Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: оптимальную влажность цементогрунта определяют с учетом поправочного коэффициента на гидратацию цемента. 1 ил, Кроме того, способ трудоемок, уплотнение грунта производится в большом приборе стандартного уплотнения Союздорнии, где объем грунта составляет 1000 см, что в

10 раз больше объема малого прибора стандартного уплотнения..

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявленному техническому решению является способ определения оптимальной влажности цементогрунта, включающий приготовление смеси цементогрунта,,ее уплотнение, отбор пробы и определение влажности высушиванием пробы при температуре 105ОС.

Недостатком способа является низкая точность, т.к, при определении оптимальной влажности не учитывается объем воды, израсходованной на гидратацию цемента, Кроме того, способ трудоемок, r.ê. необходимо уплотнить сначала грунт без цемента, определив максимальную плотность и оптимальную влажность грунта путем построения графика, а затем повторить те же

1779994 самые операции со смесью грунта и цемента.

Цель изобретения — повышение точности определения, Достигается цель тем, что в способе определяется оптимальной влажности цементогрунта, включающем приготовление смеси цементогрунта, ее уплотнение, отбор пробы и определение влажности высушиванием при температуре 105ОС, определяют поправочный коэффициент на гидратацию цемента, а оптимальную с влажность рассчитывают по формуле

Wo» = W (1 + КЦ), (1) где Wo» — оптимальная влажность цементогрунта, ;

W — влажность цементогрунта, полученная путем высушивания при температуре 105 С;

Ц вЂ” содержание цемента в смеси, %, К- поправочный коэффициент на гидратацию цемента, (К = 0,01 для портландцемента активностью 300 — 500).

Способ поясняется графиком, где представлены кривые определения оптимальной влажности максимальной плотности грунта и цементогрунта.

Способ осуществляют следующим образом.

Для определения оптимальной влажности цементогрунта Wom отбирают среднюю пробу воздушно-сухого грунта: песка, суглинка, глины, измельченного и просеянного через сито с отверстиями 5 мм, массой 1350

r и тщательно перемешивают с цементом в количестве 150 r для каждой навески грунта.

Наименьшая влажность в начале первого опыта уплотнения несколько превышает влажность смеси в воздушно-сухом состоянии, поэтому к пробе цементогрунтовой смеси в воздушно-сухом состоянии добавляют по 60 г воды и тщательно перемешивают.

От увлажненной смеси отбирают навеску 250 г. Смесь всыпают в разъемный цилиндр малого прибора стандартного уплотнения Союздррнии, предварительно вставленный в подставку с насадкой и зажатый винтами.

Вставляют плунжер с направляющим стержнем в смесь, заключенную в форму, уплотняют 20 ударами гири, падающей с высоты 30 см.

После уплотнения пробы цементогрунтовой смеси плунжер и насадку осторожно снимают и тщательно срезают ножом излишки цементогрунта заподлицо с краями разъемного цилиндра. Разъемный цилиндр, 10

Плотность сухого цементогрунта по формуле; ви

Уск -—

W1

1+ 100 где Чвв — плотность влажного цементогрунта, г/см;

W — влажность цементогрунта, пол20 ученная высушиванием пробы при температуре 105ОС.

Результаты опытов наносят на график, откладывая по оси ординат значения плотности сухого цементогрунта V«, a по оси

25 абсцисс — влажности проб цементогрунта

W.

Абсцисса наивысшей точки полученной кривой соответствует влажности цементогрунта, полученной удалением воды при

30 температуре 105 С W, а ордината — максимальной плотности цементагрунта V«. Оптимальную влажность цементогрунтовой смеси вычисляют по формуле с учетом воды, израсходованной на гидратацию цемента во время определения максимальной плотности и оптимальной влажности цементогрунта.

55 извлекаемый иэ прибора, взвешивают вместе с образцом материала с точностью до 0,1

r и за вычетом массы цилиндра определяют чистую массу образца.

Контрольную пробу на влажность берут от середины разрушенного образца после каждого взвешивания и определяют высушиванием при температуре 105 С.

Опыт с уплотнением повторяют 5 раэ, увеличивая влажность цементогрунта на

Формула изобретения

Способ определения оптимальной влажности цементогрунта, включающий приготовление смеси цементогрунта, ее уплотнение, отбор пробы и определение влажности высушиванием пробы при температуре 105 С, от л и ч а ю щ vi и с я тем, что, с целью повышения точности определения, определяют поправочный коэффициент на гидратацию цемента, а оптимальную влажность рассчитывают по формуле

Wo» = W (1 + КЦ) ) где Wo» — оптимальная влажность цементогрунта, %;

W — влажность цементогрунта, полученная высушиванием пробы при температуре 105 С;

Ц- содержание цемента в смеси, ;

К- поп равочный коэффициент на гидратацию цемента.

1779994

Я;,„з с /88

1 ъ 18 Мо сиеапееае пан

Вг 1 :3 я

i ф . 1 4 Й ю ь /БФ 16

Сс с(о ы 1Я )

14

Я 1Г Й _#_ И, 5

Ьпажнкть пробы грунта (сиРОВЯЧо

Составитель М.Слинько

Редактор В.Кузнецова 1ехред М.Моргентал . Корректор M.Màêñèìèøèíeö

Заказ 4432 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат-"Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения оптимальной влажности цементогрунта Способ определения оптимальной влажности цементогрунта Способ определения оптимальной влажности цементогрунта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству автомобильных и железных дорог на сжимаемых основаниях, например на болотах

Изобретение относится к строительным материалам, а именно к устройствам для их испытания

Изобретение относится к литейному производству, в частности к методам контроля и регулирования свойств оборотных формовочных смесей

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для изучения гидродинамических характеристик поверхности покрытий

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства, а именно к испытаниям асфальтобетона

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к мелиоративному почвоведению и гидрогеохимии, и может быть использовано при исследованиях почвенных растворов, обменного поглощающего комплекса

Изобретение относится к строительству , в частности к испытаниям материалов дорожных покрытий

Изобретение относится к области испытаний и определения свойств материалов и может быть использовано в технологии строительных конгломератных материалов и изделий на их основе

Изобретение относится к контролю содержания битума в дорожных эмульсиях

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения характеристик механических свойств дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения характеристик механических свойств дорожностроительных материалов

Изобретение относится к испытаниям и определению свойств материалов и может быть использовано в технологии абразивных изделий, огнеупоров, композиционных и строительных материалов, а также в других производствах, где существует необходимость оптимизации состава сыпучих смесей и регулирования плотности их упаковки

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к оборудованию для испытаний материалов, в частности асфальтобетона, на усталость при циклических динамических воздействиях, и может быть использовано в автодорожном хозяйстве, строительстве аэродромов, строительной индустрии. Установка содержит каркас, подъемный стол, выполненный с возможностью изменения высоты, узел позиционирования балки-образца, узел нагружения балки-образца, выполненный с возможностью приложения циклической динамической нагрузки и возможностью измерения перемещений и нагружающего усилия, содержащий шатунно-ползунный механизм. Узел позиционирования балки-образца содержит зажимные захваты, установленные по концам балки-образца параллельно поперечной оси симметрии каркаса и промежуточное упругое основание, выполненное в виде емкости, заполненной модельным грунтом с возможностью плотного контактирования с обращенной к нему плоскостью балки-образца. Нагружающий элемент узла нагружения балки-образца выполнен с возможностью его позиционирования в середине балки-образца. Технический результат: повышение достоверности оценки параметров прочностной усталости асфальтобетона при циклических динамических воздействиях, а также снижение материалоемкости конструкции. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу исследования загрязнений поверхности линейных сооружений и предназначено, в частности, для исследования загрязненной территории на поверхности железнодорожного пути. Способ отбора проб для исследования загрязненного участка железнодорожного пути включает определение максимально загрязненного участка на железнодорожном пути, определение количества отбираемых точечных проб, отбор точечных проб загрязненного участка и составление объединенной пробы. При отборе точечных проб загрязненного участка выбирают малую и большую ось полуэллипсов, причем малая ось определяет начало области локального загрязнения, а большая ось определяет ее протяженность. На данных осях определяют точки для отбора проб, для чего малую ось полуэллипсов делят на три равных отрезка, на границах которых определяют точки для отбора проб, а точки для отбора проб на большой оси полуэллипсов определяют по формуле А1=l·(n-1/2), м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. Затем перпендикулярно малой оси полуэллипсов из концов центрального отрезка строят прямые линии и на пересечении этих линий с полуэллипсами определяют точки для отбора проб по формуле А3,4=(0,943·l)·n, м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. Из половины крайних отрезков, разделяющих малую ось полуэллипсов, перпендикулярно строят прямые линии, на пересечении этих линий с полуэллипсами определяют точки для отбора проб по формуле А2,5=(0,745·l)·n, м где l - половина длины малой оси полуэллипсов, м; n - номер полуэллипса, начиная от малой оси полуэллипса. При этом количество отбираемых проб определяют согласно формуле N=a1+a2·р+а3·р, шт. где N - количество отбираемых проб по методу полуэллипсов; a1 - количество отборов на выбранной малой оси полуэллипса; a2 - количество отборов на полуэллипсе; а3 - количество отборов на большой оси полуэллипса; р - количество полуэллипсов. Технический результат заключается в получении достоверной информации о степени загрязненности участка железнодорожного пути, а также определении динамики изменения загрязненности участка железнодорожного пути на любой его протяженности. 3 пр., 4 табл., 4 ил.
Изобретение предназначено для определения прочности сцепления на сдвиг между слоями мостового полотна мостового сооружения и слоем его гидроизоляции. Изготавливают, по крайней мере, два опытных образца - модели мостового полотна мостового сооружения. Каждая из моделей состоит из основания, имитирующего плиту проезжей части мостового полотна, на верхней плоской поверхности которого размещают слой гидроизоляции из испытуемого материала и сверху на этот слой укладывают покрытие, имитирующее покрытие дорожной одежды мостового полотна. Материалы всех слоев моделей аналогичны материалам реального мостового полотна, а зоны контактов между слоями моделей выполнены в соответствии с требованиями, установленными для строительства мостовых сооружений. Затем каждую из моделей помещают между плитами пресса под разными заданными углами наклона слоя гидроизоляции к вертикальной плоскости и устанавливают параметры испытаний. Потом обжимают плитами пресса каждую из моделей. После сдвига слоев гидроизоляции для каждой из моделей по зафиксированным усилиям обжима пресса определяют нагрузки, перпендикулярные к слоям гидроизоляции соответствующих моделей и имитирующие величины давления на слой гидроизоляции от веса транспортных средств вместе с весом дорожного покрытия, а также соответствующие им величины прочности сцепления на сдвиг слоев гидроизоляции. После этого по выявленной зависимости полученных величин прочности сцепления на сдвиг слоев гидроизоляции от величин давления на него определяют величину прочности сцепления на сдвиг испытуемого слоя гидроизоляции мостового полотна для расчетной величины давления на слой гидроизоляции от веса транспортных средств вместе с весом дорожного покрытия. Способ позволяет повысить точность определения прочности сцепления.
Наверх