Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей

 

Использование: для получения клеевых цилиндрических соединений с большим зазором . Сущность изобретения: при получении неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей детали изготавливают, выполняя отверстия в охватываемой, подготавливают склеиваемые поверхности, наносят на них клей и устанавливают одну деталь в другую. При этом упомянутое отверстие выполняют глухим, а вслед за этим осуществляют раздачу охватываемой детали по диаметру со стороны отверстия до получения наружного диаметра охватываемой детали, превышающего диаметр отверстия охватывающей детали . 3 табл., 5 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ys F 16 В 11/00, 4/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (госпАтент cccp) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4851364/27 (22) 16.07.90 (46) 15.02,93. Бюл. N. 6 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) А.М.Карапатницкий и П.Б.Дайне а (56) Патент Франции

1+ 2109232, кл. F 16 В 11/00, 1972. (54),СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕРАЗЪЕМНОГО "ОЕДИН ЕНИЯ КОНЦЕНТРИЧНО УСТАНА ЛИВАЕМЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

ДЕТАЛЕИ (57) Лспользование. для получения клеевых цилИндрических соединений с большим заИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для получения Клеевых цилиндрических соединений.

Известен способ получения клеевых цилиндрических соединений типа вал-втулка, поверхности которых сопрягаются с зазором.

Недостатками такого способа являются неравномерность толщины клеевого слоя, снижающая прочность соединения, необходимость применения дополнительных приспособлений для центрирования деталей,.

Известен способ склеивания цилиндрическихдеталей, который основан на применении дополнительной детали — оправки, . вводимой вовнутрь охватываемой детали с зазором, определяемым расчетным образом.

Недостатками этого способа являются необходимость обработки сопрягаемых поверхностей оправки и охватываемой детали,, Sly „„1795163 А1 зором, Сущность изобретения: при получении нераэъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей детали изготавливают, выполняя отверстия в охватываемой, подготавливают склеиваемые поверхности, наносят на них клей и устанавливают одну деталь в другую, Г ри этом упомянутое отверстие выполняют глухим, а вслед за этим осуществляют раздачу охватываемой детали по диаметру со стороны отверс-,ия до получения наружного диаметра охватываемой детали, превышающего диаметр отверстия охватывающей детали. 3 табл., 5 ил. с высокой точностью, придавая деталям при формировании клеевого шва вращательно возвратно-поступательное движение, точнее позиционирование оправки относительно охватываемой детали, возможность использования только с клеями горячего отверждения.

Наиболее близким по технической сущ- О ности и достигаемому результату является .. (л) способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей, включающий изготовление деталей с выполнением отверстия в охватываемой детали, подготовку склеиваемых поверхностей, нанесение на них клея и установку одной детали в другую.

Недостатком данного способа является то, что по нему невозможно соединить детали, установленные с большим зазором по отношению друг к дру у

1795163

Цель изобретения —. получение комбинированного(зазор-натяг) клеевого цилиндрического соединения повышенной прочности с равномерным зазором и упрощение технологии изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что изготавливают втулку и вал с сопрягаемыми поверхностями цилиндрической формы. В центре вэлэ вдоль оси вращения образуют отверстйе на глубине, не превышающей длину сопрягаемой поверхности вала в форме конуса, производят обжатие вала до образования сопрягаемой поверхности вала в форме конуса, диаметр которого превышает диаметр сопрягаемой поверхности втулки.

Затем, производят операции подготовки поверхности, нанесение клея, запрессовку вала и отверждение клеевого шва.

На фиг.1 изображена заготовка вала; на фиг.2 — образование конуса на сопрягаемой поверхности вала; на фиг.3- комбинированное (зазор-натяг) клеевое цилиндрическое соединение (вал-втулка); на фиг.4 — образцы для определения прочности комбинированных клеевь|х соединений; на фиг.5 — образцы соединения с зазором, применяемые для сравнительной оценки.

На заготовку вала 1 с отверстием в центре 2 (см. фиг.1) помещают шар 3 (см. фиг.2), производят об>катие вала до получения сопрягаемой поверхности в форме конуса с диаметром основания, равным д, и высотой!». При запрессовке вала 1 во втулку 4 коническая поверхность деформируется сопрягаемой поверхностью втулки и на участке соединения пр. образуется натяг, что обеспечивает равномерность толщины клеееого слоя 5. Различная жесткость клеевого шва по длине сопря>кения позволяет равномерно распределяться касательным напряжениям при нагружении осевой силой, которые в случае клеевого цилиндрического соединения с зазором концентрируются на одном краю, и обеспечивает увеличение прочности соединения.

В качестве примера использовали соединения типа вал-втулка, Наружный диаметр втулки изготавливали равным 30 мм, диаметр отверстия втулки D=9 мм. Вал изготавливали диаметром d=9 мм (см. фиг.3). B центре вала сверлили отверстие gl 6 мм на глубину 5 мм. Заготовку помещали под пресс, на отверстие устанавливали шарик Б8 431 и производили обжатие до образования конуса на длине 4=5 мм, диаметр основания конуса равнялся

d1=9,2 мм. B иных случаях диаметр основания конуса ограничивается прочностьюстенки вала. Подготавливали поверхность деталей под склеивание и наносили клей

АН 107 (ТУ 6-02 — 57-89). Вал запрессовы вали во втулку. Перед испытанием клеевое соединение выдерживали 24 ч, Прочность при осевом сдвиге определяли на испытательной машине "ИНСТРОн-1185". Усилие распрессовки, образуемое прессовой посадкой, устанавливали при испытании комбинированного цилиндрического соединения, первоначально

10 собранного без клея

20 евого цилиндрического соединения в среднем на 34% ниже прочности клеевого цилиндрического с зазором, причем 18% этого увеличения происходит за счет образования участка соединения с натягом. Оставшиеся 16% объясняются перераспределением касательных напряжений по длине нахлестки.

Определение неравномерности толщины клеевого шва в комбинированном клеевом цилиндрическом соединении

30 осуществляли в следующей последовательности: — с помощью нутромера и макрометра определялй диаметры вала и отверстия втулки по осям Х и У; — запрессовывали вал во втулку таким образом, чтобы торцевые поверхности вала и втулки расположились в одной плоскости, причем оси Х и У на валу совпали с осями Х и Y на втулке; — полировали торцевую поверхность соединения;

-с помощьюмикроскопа МБИ-6с ценой деления 0,015 мм определяли радиальные

45 зазоры по осям Х и Y

Результаты замеров представлены в табл. ¹ 3.

Из данных табл. N. 3 следует, что наибольшая неравномерность толщины клеево50

ro слоя в случае комбинированного соединения составляет 24% и в 2 раза меньше, чем при обычном склеивании.

Как видно из примера, предложенный способ позволяет увеличить прочность клеевого цилиндрического соединения на 34%, обеспечивает неравномерность толщины клеевого слоя - 12% и не требует точной обработки сопрягаемых поверхностей, Результаты испытаний представлены в табл.1.

Для сравнительной оценки изготавливали клеевое цилиндрическое соединение с зазором аналогичных размеров (см, фиг.5).

Прочность соединений с зазором представлена в табл. 2.

Анализ данных табл. 1 и 2 свидетельствует, что прочность комбинированного кле1795163

Таблица 1

Прочность комбинированного клеевого цилиндрического соединения (предлагаемый способ) Таблица 2

Формула изобретения

Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей, включающий изготовление деталей с выполнением отверстия в охватываемой детали, подготовку склеиваемых поверхностей, нанесение на них клея и установку одной детали в другую, 0 т л и ч а ю шийся тем, что, с целью соединения деталей с большим зазором анаэробным клеем, отверстие выполняют глухим, а затем осуществляют раздачу по дигметру со стороны отверстия до получения наружного диаметра охватываемой детали, превышающего диаметр отверстия охватывающей детали, о

X о

lo

CL

Ж

0) LA с

Ю

8

lA

О

Ю, LA f

О

СЧ

Ю

Ю

Ю ("Ъ

С4

Ю

Ю о

Щ

Щ

Щ

Ф

X

Б

С

Щ

CL а

Б

X (p

S

LA . 3

О

IA ь

О

О

LO

О

О

Ch

О

S

О о

2 CL

Ф о о о

\ о

C)

С Э

Ю

lA

С:1

Ю о

®

С(Б

=т о.0

СО

Ю

О

I

О

LA

Ю

LA

Ю

С

LA

Ю

С Э

СЧ

О

1» о

1 о

Щ

Щ

С0

Ф с

Щ

Ес

III а

IA (Ю

LA

СО

Ю Ю

Ю

Ю

I л

Ю

Ю

СО

Ю.

СЧ

lA

C)

Е

Е х S о о о

С з

СМ

С )

СЧ

Ю

1А 1

О

CO

С4

Ю

СО

О

Ю

СО

Ю

Ю

"4

О

CV

СО

Ю

Ю оъ

СО

О

О о. о

С9

Щ

С0

Ю

Ю

М с л о б) С:1

lA

Ю

С6

СО

IA

Ю

С )

0)

C)

CD 1

LA

Ю

С6 3

CO

Ю

СЧ Ф

C)

Q. о

С:(lA С

c) о) СО

СО

Ю

CD Ф

СО

Ю о) Ф

С Э

Ю

C)

LA

Ю о7

Е

Й

Q.

Ф

Е

Ю

lA

CD

СО

Щ ,а о

Ф Ф с ъС о

l о

X (g о

CL

Б

Х

Б

LQ

Е ,о

2 о о

Iо о

Ф

Е о

Ф т

ji .О

Щ к о.

I1795163

СЧ О

IA СО

Ю О

О Ю

IA Р»

O О

О Ю

t LA РС

СО сГ LA

О Ю Ю

Ю О Ю СО (CD СО

Ю Ю

О Ю

СЧ Ю Ф СО

Cb О>

СО СО

1795163

179.5163 Составитель И.Храмцова

Техред М.Моргентал Корректор ПЛ ереши

Редактор А,Бер.Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 416 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей Способ получения неразъемного соединения концентрично устанавливаемых цилиндрических деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводу и может быть использовано в транспортных средствах в качестве дополнительной трансмиссии, работающей только в неустановившихся режимах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидроприводах металлорежущих станков и других машин, например в гидроприводах зажимных приспособлений Цель изобретения повышение надежности работы гидропривода путем компенсации утечек

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приспособлениях для склеивания суперфинишных брусков для обработки желобов колец миниатюрных шариковых подшипников с оправками

Изобретение относится к нефтепромысловому машиностроению и предназначено для механизированной добычи нефти из скважины
Наверх