Авиационно-космический тренажер

 

Изобретение относится к области механики взаимодействия движущегося тела с неподвижной поверхностью, например к механике соударения летательного аппарата с земной поверхностью в. процессе посадки в аварийной ситуации. Цель - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения исследования процесса посадки спускаемого тела. Авиацйонно-космический тренажер содержит участок поверхности в виде кольцевой дорожки, неподвижное основание в центре кольцевой дорожки с осью вращения, коро- .мысло. привод вращения, опускающееся устройство , сйлоизмеритель, узел крепления, имитатор тела, измеритель ускорения и устройство управления. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕ НТУ ройство управления, 1 ил. (21) 4772534/23 (22) 24.11.89 (46) 28.02.93. Бюл. l+ 8 . (71) Научно-производственное объединение

"Энергия" (72) В,С,Патрушев, И.В.Плетнев и Ю,К.Спирочкин (73) Малое предприятие Научно-техническая фирма "Динамика" (56) Баженов B,È. и Осин М.И. Посадка космичеСких аппаратов на планеты, М.; Машиностроение, 1978, с. 118-136.

Авторское свидетельство СССР

М 201130, кл. G 09 B 9/08, 1967. (54) АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР

Изобретение относится к области меха. ники взаимодействия движущегося тела с неподвижной поверхностью, например к механике соударения летательного аппарата с земной поверхностью в процессе посадки в аварийной ситуации.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей тренажера за счет обеспечения исследования йроцесса посадки спускаемого тела.

На чертеже схематично представлено

:заявленное устройство и обозначено: 1— участок повврхности в виде кольцевой дорожки: 2 — неподвижное основание, размещенное в центре кольцевой дорожки; 3 — ось вращения; 4 — коромысло. установленное на оси вращения; 5 — энергопривод вращения в виде ракетного двигателя на твердом топливе, установленный на коромысле; 6 — опу скающее устройство; 7 — силоизмеритель; 8 — узел крепления, 9 — имитатор тела; 10—

БЦ„„1799479 АЗ (я>5 G 09 В 9/08, G 01 M 19/00 (57) Изобретение относится к области механики взаимодействия движущегося тела с неподвижной поверхностью, например к механике соударения летательного аппарата с земной поверхностью в процессе посадки в аварийной ситуации, Цель— раСширение функциональных возможностей за счет обеспечения исследования процесса посадки спускаемого тела.

Авиационно-космический тренажер содержит участок поверхности в виде кольцевой дорожки, неподвижное основание в центре кольцевой дорожки с осью вращения, коромысло. привод вращения, опускающееся устройство, силоизмеритель, узел крепления, имитатор тела, измеритель ускорения и устизмеритель ускорения, установленный на имитаторе тела; 11 — устройство управления, Силоизмеритель 7 соединен с имитатором тела 9 посредством узла крепления 8, В исходном положении коромысло неподвижно, а опускающее устройство 6 зачековано, благодаря чему имитатор тела 9 удерживается на некоторой высоте над поверхностью кольцевой дорожки 1, На имитаторе тела 9 установлен измеритель ускорения 10. Энергопривод вращения 5 и опускающее устройство 6 электрически связаны с устройством управления 11.

Устройство работает следующим образом.

После включения через устрсйство управления 11 знергопривода вращения 5 коpoMblc/lo 4 раскручивается в горизонтальной плоскости на оси 3. При этом имитатор тела 9 начинает описывать

1799479 окружнОсть над поверхностью кольцевой . дорожки 1, увеличивая со временем свою горизонтальную (тангенциальную) скорость. В момент достижения заданной горизонтальной скорости, которая рассчитывается заранее, устройство управления 11 выдает команду на расчековывание опускающего устройства 6. Получив эту команду, ойускающее устройство 6 придает имитатору тела 8 требуемую вертикальную 10 скорость при соприкосновении его с поверхностью дорожки 1. С помощью силоизмерителя 7 производится измерение составляющих вектора.сил и моментов Q, действующих со стороны имитатора тела 9 на узел крепления 8, а с помощью измерителя ускорения 10 измеряется составляющие вектора ускорения имитатора а. Силы и моменты, действующие на имитатор тела со стороны поверхности Р, определяются .на оснований этих данных в соответствии с . законом Ньютона: гла =- Р— Q, (1) из которого и получено выражение (1).

Задача мо>кет быть решена не только с 5 помощью энергопривода в виде РДТТ, но и посредством любого другого привода, позволяющего раскрутить коромысло 4 до заданной тангенциальной скорости, например электродвигателя, установленно- З0 го на оси коромысла, Датчики, которые могут быть использованы в качестве силоизмерителя и измерителя ускорений, широко известны и их нет необходимости описывать. Опускающее ус- Зб тройство может быть выполнено в виде раз- . рывного болтового соединения, которое использовалось для вертикального перемещения макета посадочного аппарата в устройстве-аналоге. 40

8 качестве устройства управления можно применить ЭВМ типа CM-1420, В атом случае, кроме прямой выдачи команд на включение энергопривода вращения и расчековывание опускающего устройства, на него могут быть возложены дополнительные функции: контроль момента времени, соответствующего достижению заданной горизонтальной скорости имитатора тела с помощью аппаратного таймера; регистрация электрических сигналов, поступающих от силоизмерителя и измерителя ускорений; вычисление параметров силового воздействия поверхности P по формуле (1), . Таким образом,. заявленное решение позволяет обеспечить исследование процесса посадки спускаемого тела за счет определения параметров силового воздействия поверхности Р на посадочное тело.

Формула изобретения

Авиационно-космический тренажер, содержащий установленную на основании раму-коромысло с приводом ее вращения относительно вертикальной оси, шарнирно закрепленное на одном конце рамы-коромысла спускаемое тело, привод вертикального перемещения спускаемого тела и системы управления тренажером и измерения параметров движения спускаемого тела, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения исследования процесса посадки спускаемого тела, он снабжен расположенным на основании имитатором посадочной поверхности и системой измерения параметров взаимодействия с ней спускаемого тела, при этом привод вращения рамы-коромысла относительно вертикальной оси выполнен в виде расположенного на ее другом конце реактивного двигателя, а привод вертикального перемещения спускаемого тела выполнен с электрически управляемым стопором.

1799479

Составитель В. Патрушев

Техред М.Моргейтал . Корректор М. Максимишинец

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 793 . - : . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям npvi ГКНТ СССР

И3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Авиационно-космический тренажер Авиационно-космический тренажер Авиационно-космический тренажер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к области авиационного оборудования для наземной отработки и испытания систем управления летательных аппаратов, и может быть использовано в качестве тренажера для обучения и тренировки летного состава

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к подвижным пилотажным стендам консольного типа

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам предназначено для подготовки летного состава к полетам в сложных метеоусловиях (СМУ), ограничивающих видимость

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам

Изобретение относится к автоматике и • вычислительной технике, в частности к устройствам - автоматическим имитаторам реальных процессов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматическим имитаторам реальных процессов

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к механическому транспортному средству с аэродинамическими плоскостями и может быть использовано для предполетного обучения и спортивно-тренировочных заездов

Изобретение относится к подъемно-транспортной технике, в частности к стендам для испытания стропов
Наверх