Червячная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечении автономной смазки червячной пере/ ачи. Цель - повышение несущей способности и долговечности путем создания условий для циркуляции смазки. Передача снабжена установленным на торце червячного колеса 2 зубчатым диском б, профиль зубьев которого конгруэнтен профилю впадин витков червяка 1. Маслопроводящие прокладки 7 расположены между зубчатым диском 6 и венцом червячного колеса 2 и предназначены для отвода масла из зоны зацепления. Маслопроводящие прокладки 10 расположены в каналах 9 тела червячного . колеса 2 и предназначены для связи прокладок 3 для подвода масла с прокладками 7 для отвода масла. Масло, прошедшее через зЪну трения, снимается с поверхности витков червяка 1 посредством зубьев зубчатого диска 6, накапливается в зазоре 8, затем через прокладку ТО повторно подается в зону нанесения масла на витки червяка 1.1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 1/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4 49388/28 (22) 0 .07.90 (46) 1 .02.93. Бюл, hb 6 (71) елорусский технологический институт им, С МлКирова ! (72) В .M.Ñûòåíêîâ и В.Т.Радкевич (56) А торское свидетельство Сь.СР

N- 57 488, кл. F 16 Н 57/04, 1977, А торское свидетельство СССР

М 14 3334, кл. F 16 Н 57/04, 1988. (54) Ч РВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) обретение относится к машиностроению может быть использовано для обеспечения автономной смазки червячной передачи, Цель — повышение несущей спосооиости и долтоаечиости путем совдепия условрд для циркуляции смазки. Передача

„„Я „„1795198 Al снабжена установленным на торце червячного колеса 2 зубчатым диском 6, профиль зубьев которого конгруэнтен профилю впадин витков червяка 1. Маслопроводящие прокладки 7 расположены между зубчатым диском 6 и венцом червячного колеса 2 и предназначены для отвода масла из зоны зацепления, Маслопроводящие прокладки

10 расположены в каналах 9 тела червячного . колеса 2 и предназначены для связи прокладок 3 для подвода масла с прокладками T для отвода масла. Масло, прошедшее через зону трения, снимается с поверхности витков червяка 1 посредством зубьев зубчатого диска 6, накапливается в зазоре 8, затем через прокладку 10 повторно подается в зону нанесения масла на витки червяка 1. 1 ил, 1795198

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения автономной смазки червячной передачи, в которой масло находится (заключено) в полости колеса, в случаях невозможности или нецелесообразности смазки другими известными способами.

Известен картерный способ смазки или смазка"окунанием, является наиболее простым способом, однако, для его осуществления (применения) необходимо иметь масляную ванну, расположенную в нижней части червячной передачи, что в ряде случаев выполнить невозможно или нецелесообразно по компоновочным или другим соображениям.

Известна струйная смазка, при которой кроме масляной ванны необходимо иметь масляный насос и другие устройства обеспечивающие этот способ, что усложняет и 20 удорожает обслуживание, а в ряде случаев невозможно его применение, Известны зубчатые колеса, содержащие ступицу и зубчатый венец, состоящий иэ набора плоских зубчатых колец, между кото- 25 рыми расположены слои твердой смазки.

Однако, твердая смазка не эффективна для червячной передачи, не обеспечивает малого коэффициента трения.

Наиболее близким к изобретению по 30 техническому решению и достигаемому эффекту является червячная передача с автономной смазкой. В этой передаче смазка, находящаяся в полости червячного колеса через узел для подачи смазки подается к 35 зубьям червяка путем ее ротапринтного нанесения, Укаэанная подача обладает тем основным недостатком, что большая часть масла, нанесенного на поверхность витков червяка 40 выдавливаясь иэ зоны контакта безвозвратно теряется и повторно не попадает в зону трения.

Целью изобретения является повышение несущей способности и долговечности 45 за счет совершенствования смазочного узла создающего условия для циркуляции смазки. Для чего в теле червячного колеса выполнены каналы, а передача снабжена установленным на другом торце червячного 50 колеса зубчатым диском, профиль зубьев которого конгруэнтен профилю впадин витФормула изобретения

Червячная передача, содержащая червяк, взаимодействующее с ним червячное. колесо и узел для подачи смазки в зону зацепления, выполненный в виде закрепленного на одном из торцов червячного колеса ков червяка, маслопроводящими прокладками, предназначенными для отвода масла из зоны зацепления, распложенными между зубчатым диском и венцом червячного колеса с зазором относительно рабочих поверхностей витков червяка и маслопроводящими прокладками, расположенными в каналах тела червячного колеса и предназначенными для связи прокладок для подвода масла с прокладками для отвода масла, Существенным отличием в предлагаемом смазочном узле червячной передачи, создающим условия для автономной циркуляции смазки является наличие диска с зубьями, снимающими с поверхности витков масла прошедшего через зону трения, а также выдавливаемого из зоны контакта зубьев передачи и с помощью маслопроводящих прокладок направляет его через каналы в теле червячного колеса в зону трения, обеспечивая циркуляцию и повторную подачу масла в зону взаимодействия сопряженных поверхностей. Это уменьшает расход масла, увеличивает надежность и долговечность червячной передачи.

На чертеже показана червячная передача, разрез по оси червячного колеса.

Передача состоит из червяка 1, червячного колеса 2, смазочного узла, состоящего из маслопроводящей прокладки 3, прижимных шайб 4, диска 5, зубчатого диска 6, с зубьями конгрчэнтными впадинам червяка, выполняющим роль скребков, маслопроводящих прокладок 7, установленных с зазором 8, относительно витков червяка, каналов 9, маслопроводящих прокладок 10.

Устройство для циркуляции смазки работает следующим образом.

Жидкое масло, поступающее по смазочному узлу с помощью маслопроводящей прокладки 3, смазывает витки червяка 1, масло проводит через зону трения, выдавливается из зоны контакта, снимается зубьями зубчатого диска 6, накапливается в зазоре 8, образованном между витками червяка и маслопроводящей прокладкой 7, Затем при помощи маслопроводящих прокладок 7 и прокладок 10, проходящих через канал 9 повторно подается в зону нанесения масла на витки червяка, диска, маслопроводящих прокладок, предназначенных для подвода масла, и шайбы, предназначенной для поджатия прокладок к диску, о тл и ч а ю щэ я с я тем, что, с целью повышения несущей способности и долговечности путем создания условий для цир1795198

Составитель 8.Радкевич

Техред М.Моргентал Корректор М,Самборская

Редактор

Заказ 418 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 куляции смазки, в теле червячного колеса выполнены каналы, а передача снабжена установленным на другом торце червячного колеса зубчатым диском, профиль зубьев которого конгруэнтен профилю впадин витков червяка, маслопроводящими прокладками, предназначенными для отвода масла из зоны зацепления, расположенными между зубчатым диском и венцом червячного колеса с зазором относительно рабочих nosepxностей витков червяка, и маслопроводящими прокладками, расположенными в каналах тела червячного колеса и и реднаэначен ными для связи и рокладок для подвода масла с прокладками для отвода масла,

Червячная передача Червячная передача Червячная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх