Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения и устройство для его осуществления

 

Сущность изобретения: тела качения размещают равномерно по окружности и раскручивают с постоянной частотой вращения . С помощью бесконтактных датчиков измеряют электрические сигналы, пропорциональные радиальным перемещениям каждого тела качения относительно обоймы, при отсутствии и при наличии смазки .Регистрируют осредненные величины сигналов в обоих случаях и по разности этих сигналов определяют толщину смазочного слоя. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1812472 А1 (я)з G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4901560/27 (22) 14.01.91 (46) 30.04.93. Бюл. М 16 (71) Центральный институт авиационного моторостроения им.П.И.Баранова (72) В.Б.Панов (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 769314, кл. G 01 M 13/04, 1980. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ

СМАЗОЧНОГО СЛОЯ МЕЖДУ ЦИЛИНДРИ:ЧЕСКОЙ ОБОЙМОЙ И ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в" машиностроении при экспериментальных исследованиях гидродинамики смазки и в контакте тел качения с дорожкой качения на внутренней поверхности цилиндрической обоймы, преимущественно при исследованиях условий смазывания муфт свободного . хода и подшипников качения.

Цель изобретения — повышение точности определения толщины смазочного слоя между телами качения и внутренней повер хностью наружной обоймы.

Указанная цель достигается тем, что на внутренней поверхности наружной обоймы равномерно по окружности размещают несколько тел качения, устанавливают постоянные частоту вращения и скорость движения.тел качения, с помощью бесконтактных да чиков измеряют электрические сигналы, пропорциональные радиальным перемещениям каждого тела качения относительно обоймы, регистрируют осредненную величину сигнала, соответствующую (57) Сущность изобретения: тела качения размещают равномерно по окружности и раскручивают с постоянной частотой вращения. С помощью бесконтактных датчиков измеряют электрические сигналы, пропорциональные радиальным перемещениям каждого тела качения относительно обоймы, при отсутствии и при наличии смазки. Регистрируют осредненные величины сигналов в обоих случаях и по разности этих сигналов определяют толщину смазочного слоя. 2 с.п.ф-лы, 2 ил. радиальному положению тел качения при отсутствии смазки между ними и поверхностью обоймы, после чего подают смазку регистрируютт определенную величину сигнала, соответствующую радиальному положению тел качения при наличии смазки на контактных поверхностях и по разности этих сигналов определяют толщину смазочного слоя, Способ осуществляется с помощью устройства, которое содержит соосно расположенные вал и обойму, закрепленный на валу сепаратор, тела качения, размещенные в сепараторе и взаимодействующие с дорожкой качения на внутренней поверхности обоймы, закрепленные в сепараторе бесконтактные датчики линейных перемещений тел качения и соединенные через токосъемник с блоком питания и регистрирующей аппаратурой, Сепаратор выполнен в виде кольца с U-образной в сечении проточкой на наружной цилиндрической поверхности и равномерно расположенными по окружности радиальными пазами в стенках этой проточ1812472

На фиг.1 показано устройство для опре

1 ки. При этом тела качения выполнены с соосными полуосями, которые размещены в радиальных пазах и имеют длину несколько превышающую глубину пазов, что исключает касание торцовых поверхностей тел качения о боковые стенки проточки, Число закрепленных в сепараторе датчиков соответствует количеству тел качения.

Датчики закреплены в сепараторе по дну проточки, напротив соответствующего тела качения с малым зазором и соединены с регистрирующей аппаратурой через электронный блок обработки сигналов. деления толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения, совершающими планетарное двйжение; нэ фиг.2 — разрез А-А на фиг,1, Устройство содержит установленные соосно на опорах качения полый вал 1 с обоймой 2, закрепленный на валу сепаратор

3, выполненный в виде кольца с U-образной проточкой 4 на наружной цилиндрической поверхности и радиальными пазами 5 в стенках проточки тела качения 6, выполненные например в виде роликов с сбосными полуосями 7 и 8 на торцах, размещенными в пазах 5, глубина которых меньше длины полуосей, благодаря чему обеспечены зазоры между торцами роликов и стенками проточки.

8 соответствии с числом тел качения в сепараторе 3 закреплены индуктивные датчик 9 линейных напряжений, обеспечивающие измерение радиального зазора между роликами и торцом датчика. Датчик 9 через полый вал 1 и установленный на этом валу токосъемник соединены с блоком питания и электронный блок обработки сигналов с регистрирующей annaратурой.

Сопряжение роликов с сепаратором посредством полуосей 7 и 8, размещенных в радиальных пазах 5, позволяет уменьшить до минимума силы трения скольжения, возникающие при вращении роликов относительно собственных осей. В результате этого обеспечивается возможность высокоскоростного качения роликов по.внутренней поверхности обоймы при отсутствии жидкой смазки на дорожке качения, что необходимо для получения исходного осредненного сигнала от комплекта датчиков 9 в процессе "сухой" обкатки устройства. При этом не исключается возможность локальной смазки полуосей 7 и 8 консистентной или твердой графической смазкой.

При реализации предлагаемого способа в проточке сепаратора 3 равномерно по окружности размещаюттела качения 6, приводят во вращение вал 1 и обойму 2 и таким образом при различных частотах вращения вала и обоймы обеспечивает планетарное . движение тел качения и их высокоскоростное качение по внутренней поверхности обоймы. Путем варьирования частотами вращения вала и обоймы обеспечиваюттребуемые скорости качения роликов и величины нормальных нагрузок в контакте.

С помощью датчиков 9 и блока обработ"О ки сигналов регистрируют осредненную величину сигнала, соответствующего радиальному положению тел качения при отсутствии смазки на поверхностях качения,после этого подают смазку, регистрируют величину осредненного сигнала, соответствующего радиальному положению тел качения при наличии смазки на дорожке качения, и по разности этих сигналов определяю толщину смазочного слоя в контакте

20 тела качения с обоймой, Таким образом особенностью данного способа является то, что при определении толщины смазочного слоя в контакте измеряют не непосредственно. зазоры межу взаимодействующими поверхностями, Э радиальные зазоры между телами качения и датчиками, закрепленными около каждого тела качения. При этом датчики установлены на таком расстоянии от тел качения, при котором обеспечивается их

30 максимальная чувствительность и линейность характеристики преобразования в предполагаемом диапазоне радиальных перемещений тел качения относительно датчиков, При получении исходного (базового) сигнала без смазки в контакте в блоке обработки сигналов фиксируются величины сигналов, характеризующих амплитуду радиальных перемещений тел качения эа

40 каждый оборот вала относительно обоймы, обусловленных радиальным биением сепаратора относительно дорожки качения на внутренней поверхности обоймы. В качестве базового сигнала принимают среднюю

45 величинусигналов, зафиксированныхза несколько относительных поворотов вала и обоймы. При измерениях в условиях смазываемого контакта фиксируют среднюю за несколько оборотов величину переменного

5О сигнала и определяют разность между полученной величиной и величиной базового сигнала. По разности этих сигналов и судят о толщине смазочного слоя.

Для температурной компенсации рядом

55 с измерительными датчиками могут быть размещены компенсирующие датчики. При этом они должны быть удалены от тел каче-. ния настолько, чтобы перемещения тел качения не вызывали изменения индуктивности, Такая возможность обеспе1812472 чивается при установке компенсирующих датчиков по дну проточки и промежутках между измерительными датчиками.

Преимуществом способа в сравнении с прототипом является достижение возмож- 5 ности высокоточного определения толщины смазочного слоя в контакте качения при планетарном движении тел качения по внутренней дорожке качения обоймы, что обеспечивает потребности экспериментальных 10 исследований гидродинамики смазки муфт свободного хода и подшипников качения, Высокая точность измерений обусловлена использованием большого числа датчиков и тел качения, исключением влияния биений 15 вала с сепаратором относительно обоймы, первоначальным получением базового осредненного сигнала при "сухой" обкатке тел качения (при нулевой толщине смазочного слоя), возможностью осреднения сигналов 20 датчиков эа любое число относительных оборотов вала обоймы, Способ и устройство позволяют существенно расширить технические возможности обеспечения экспериментальных исследо- 25 ваний в области гидродинамики смазки механизмов. В случае совмещения предлагаемого устройства с устройством для определения коэффициента трения качения достигается возможность о одновре- ЗО менного измерения толщины смазочного слоя и коэффициента трения качения, что необходимо для исследований зависимости 35 сопротивления качению от толщины гидродинамической масляной пленки в условиях высокоскоростного качения, Изобретение наиболее целесообразно 40 использовать в машиностроении при исследованиях факторов, влияющих на работоспособность муфт свободного хода и подшипников качения.

Формула изобретения 45

1. Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения, совершающими планетарное движение, путем измерения электрических сигналов, пропорциональных 50 расстоянию между контактными поверхностями, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения толщины смазочного слоя между телами качения и внутренней поверхностью наружной обоймы, на этой поверхности равномерно по окружности размещают несколько тел качения, устанавливают постоянные частоту вращения и скорость движения тел качения, с помощью бесконтактных датчиков измеряют электрические сигналы, пропорциональные радиальным перемещениям каждого тела качения относительно обоймы, регистрируют осредненную величину сигнала, соответствующую радиальному положению тел качения при отсутствии смазки между ними и поверхностью обоймы, после чего подают смазку, регистрируют осредненную величину сигнала, соответствующую радиальному положению тел качения при наличии смазки на контактных поверхностях, и по разности этих сигналов определяют толщину смазочного слоя.

2. Устройство для измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения, совершающими планетарное движение, включающее соосно расположенные вал, сепаратор, цилиндрическую обойму, бесконтактные датчики линейных перемещений, соединенные через токосъемник с блоком питания и регистрирующей аппаратурой, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения точности определения толщины смазочного слоя между телами качения и внутренней поверхностью наружной обоймы, оно снабжено электронным блоком обработки сигналов, сепаратор закреплен на валу, выполнен в виде кольца с U-образной в сечении проточкой на наружной цилиндрической поверхности с равномерно расположенными по окружности радиальными пазами в стенках этой проточки, установленные в проточке с возможностью взаимодействия с обоймой тела качения с соосными полуосями, размещенными в радиальных пазах, глубина которых меньше длины полуосей, при этом датчики закреплены в сепараторе по дну проточки напротив соответствующего тела качения с малым зазором и соединены с регистрирующей аппаратурой через электронный блок обработки сигналов.

1812472

Фиг.I и8. Й

Составитель С.Шаргалин

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор ЛЛиРинй

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1572 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения и устройство для его осуществления Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения и устройство для его осуществления Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения и устройство для его осуществления Способ измерения толщины смазочного слоя между цилиндрической обоймой и телами качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх