Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений, предназначенных для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции передней и основных опор шасси летательного аппарата. Цель изобретения - повышение точности и достоверности измерений величин нагрузок во всем диапазоне эксплуатационных режимов летательного аппарата. Это достигается тем, что осуществляют в трех взаимно перпендикулярных направлениях замер сигналов тензометрическими датчиками в зоне их контакта с силовыми элементами опор шасси, измерение уровней вибраций и числа оборотов колес и одновременную фиксацию указанных сигналов на бортовой регистрирующей аппаратуре, причем фиксацию сигналов от тензометрических датчиков совмещают по времени с сигналами от средств контроля перемещений опор, средств вибрации и оборотов колес во всем диапазоне эксплуатационных режимов л е-/ тательного аппарата. 8 ил. ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 М 5(00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕ НТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4867653/23 (22) 18.09.90 (46) 30.05.93. Бюл. N. 20 (75) Ю.А.Яковлев, В.Н.Рогозенков и В.Н.Ко мов (56) Гудков А,И. и др. Внешние нагрузки и прочность летательных аппаратов. M.: Оборонгиз, 1963, с.81-89, фиг.2.42; (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАГРУЗОК

ОПОР ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к авиации. в частности к оборудованию системы бортовых измерений, предназначенных для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции передней и основных опор шасси летательного аппарата.

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений, предназначенных для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции передней и ос,новных опор шасси летательного аппарата, а также фиксации этих данных как при разбеге, так и при пробеге по взлетной полосе.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности измерений величин нагрузок во всем диапазоне эксплуатационных режимов летательного аппарата.

На фиг. 1 изображен общий вид самолета; на фиг,2 и 3 — графики зафиксированных параметров нагрузок и моментов по х, у, z на передней и основных опорах шасси по времени; на фиг.4 — вид по стрелке А на

<», .Ы- 1818566 Al

Цель изобретения — повышение точности и достоверности измерений величин нагрузок во всем диапазоне эксплуатационных режимов летательного аппарата. Это достигается тем, что осуществляют в трех взаимно перпендикулярных направлениях замер сигналов тензометрическими датчиками в зоне их контакта с силовыми элементами опор шасси, измерение уровней вибраций и; числа оборотов колес и одновременную фиксацию укаэанных сигналов на бортовой регистрирующей аппаратуре, причем фиксацию сигналов от тензометрических датчиков совмещают по времени с сигналами от средств контроля перемещений опор, средств вибрации и оборотов колес во всем диапазоне эксплуатационных режимов ле-, тательного аппарата. 8 ил. фиг.1; на фиг.5 — узел 1 на фиг.1; на фиг.6— узел II на фиг.1; на фиг.7 — узел III на фиг.4; на фиг.8 — схема подключения тензомостов к источнику электропитания и бортовой регистрирующей аппаратуре типа "Гамма

3101".

Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата 1 осуществляется. посредством смонтированных на передней

2 и основных 3 — стойках шасси приспособлений со средствами измерения деформаций в диапазоне действующих нагрузок (в виде тензометрических датчиков) 4, кинематических датчиков 5, имеющих средства измерения вибрации 6 и величины обжатия штоков амортизации 7 опор шасси, а также датчики числа оборотов колес 8, и соединители 9 электрически подключенные к борто1818566 вой регистрирующей аппаратуре 10 с помощью электропроводки 11, размещенной вдоль переднего 12 и заднего 13 лонжеронов крыла 14 летательного аппарата и обеспечивающей передачу сигналов (импульсов) при перемещении его колес 15 по поверхности 16, относительно оси 33 подвижного штока 34. Магниты 35 закреплены на реборде колеса 36, что обеспечивает срабатывание этой группы датчиков 8. Передняя стойка 2 имеет складной подкос 37 и раскосы 28 с тензодатчиком 4. Все захваты состоят из, по крайней мере, двух кронштейнов

38 и 39 с упругоэластичным покрытием 40 (типа резины Н0-68-1) со стороны контакт- 15 ной поверхности на стойках 2 и 3 шасси, ребра 41 для установки соединителей 9, имеющих блочную часть 42 и другую часть

43 (система гнездо-вилка).

Имеются крепежные элементы 44. Тен- 20 зомосты 45 (Момент относительно оси х и 46 (Ру — нагрузка на стойку по оси у) могут (как вариант исполнения собираться на блочной части 42), чтобы обеспечить передачу сигнала в широком диапазоне нагрузок с учетом 25 воздействия нагрева — охлаждения, ультрафиолетового излучения, эрозии, действия топлива и гидравлических жидкостей, особенно в местах их заправки. Одни из концов

47 соединителей 9 электрически подключе- 30 ны либо к тензодатчикам 4, либо к другимдатчикам для снятия (фиксации) сигнала возникающих деформаций нагрузок или от перемещений; На передней стойке 2 шасси средство измерения вибрации 6 закреплено 35 на поворотном элементе 17, имеющем демпфер 18, на верхнем 19 шлиц-шарнире наклеены тензометрические датчики 4 и составной захват для крепления соединителя 9 и одного из хомутов 21 электропровод- 40 ки 11. На нижнем 22 шлиц-шарнире размещен другой захват 23, а.герконы 24 датчика числа оборотоа 8 установлены на подвижном штоке 25, 45

На основных стойках 3 шасси монтируют кинематический датчик 5 для взаимодействия с верхним 26 шлиц-шарниром, имеется подкос 27 и раскосы 28 для наклейки тензодатчиков 4 (типа КФ5П1...) и пово- 50 ротные цапфы-консоли 29 и их привод 3 0 (на чертеже не показан). Другая группа герконов 24 посредством кронштейна 31 закреплена на неподвижной части 32;

Местный разброс 48 величин сигналов так- 55 же фиксируется и затем обрабатывается при расшифровке величины действующих нагрузок. Стойка 2 имеет траверсу 49.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

При посадке (или разбеге) летательного аппарата 1 по поверхности 16 взлетной покм лосы его путевая скорость (ч — ) изменяетч ся, следовательно изменяется и число оборотов колеса 15 и угловая скорость (в) магнитов 35 совершающих перемещение относительно магнитоуправляемых контактов (герконоа) 24 на передней 2 стойке и герконов 30 на основных стойках 3 шасси.

Частота включений-выключений регистрируется на бортовой аппаратуре 10 (так работают датчики числа оборотов 8) Действующие при посадке или разбеге: нагрузки (см.фиг,1)

Рх"еР д" - передняя опора, Х-я нагрузка

Pу" Р "" - передняя опора, У-я нагрузка

Рд" Р "" — передняя опора, Z-я нагрузка (боковая)

P> " — основная опора, х-я нагрузка

Ру"". — основная опора, у-я нагрузка

Р,о" — основная опора, z-я нагрузка (боковая), а также моменты: Мх, Му, Mz и Мт — момент торможения колеса вернее деформации возникающей от действия этих сил и моментов фиксируются тензодатчиками 4, сигналы от которых поступают на различные электросхемы тензомос-,ов типа 45 и 46 и, далее на аппаратуру 10 по электропроводке

11, Аналогично, осуществляется фиксация на аппаратуре 10 сигналов измеряемой величины перемещений с датчиков 5, средств вибрации 6, величины обжатия штокоа. амортизации 7 во всем диапазоне действу- ющих нагрузок и во взаимосвязи с данными сигналов от датчиков оборотов 8 с увязкой по времени перемещения колес 15 по поверхности 16 взлетной полосы.

Путем контроля записей сигналов (импульсов) на бортовой аппаратуре 10 можно определять и неравномерность касания колесами 15 поверхности.16, т,е. контролировать правильность действий пилота при разборе-расследовании летного происшествия или проведеНии испытаний для сертификации летательного аппарата по международным нормам:.

Измеряют нагрузкй Рх, Py, Pz в прямоугольной системе координат, моменты изгиба Мх. My, Mz, а также:уровень.вибраций

Пх,у,z и число оборотов колес,, ...

При измерениях сигналщих деформаций (при нагружении стоек шабли самолета

ИЛ-114, во всех эксплуатаЦйо йых режимах: разбег, уборка выпуск опор",щасси, перегрузки на элементы шасси а.-.полете. процесс посадки и послепосадочнэя- пробе>кка по взлетной полосе, руление до полной остановки двигателей, а также

1818566 стендовая отработка при статических испытаниях опор шасси используются тензодатчики 4, типа КФ5П1.„, наклеенные на силовые элементы опор шасси самолета

ИЛ114, проходящего заводские и государственные испытания, Благодаря выполнению захватов в виде соединенных между собой на силовых элементах опор шасси кронштейнов с упругоэластичным покрытием, установки на них соединителей соблюдаются необходимые зазоры, позволяющие исключить вероятность задевания на неподвижные и подвижные элементы (части) опор шасси и фюзеляжа (его створок в отсека), и, следовательно, повысить безопасность и точность измерений, так как исключена возможности сползания (перемещения) захватов из зоны проведения замеров величин перемещений и вызванных деформаций.

В целом возрастает достоверность исследования процесса нагружения конструкции летательного аппарата при определении его работоспособности в различных режимах эксплуатации и для проведения заводских испытаний и сертификаций самолета ИЛ-114.

Заявленный объект изобретения обеспечивает преимущества и новый технический эффект в сравнении с прототипом, заключающийся в выдаче точных сигналов для определения величин нагрузок, действующих во всем эксплуатационном диапазоне летательного аппарата.

На предприятии выпущены рабочие чертежи, рекомендованные в производство.

Формула изобретения

Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата с помощью смонтированных íà его элементах тензометриче10 ских датчиков и приспособлений со средствами контроля перемещений опор, электрически подключенных к бортовой регистрирующей аппаратуре посредством соединителей, от л и ч а ю шийся тем, что, 15 с целью повышения точности и достоверности измерений величин нагрузок во всем диапазоне эксплуатационных режимов летательного аппарата, осуществляют в трех взаимно перпендикулярных направлениях

20 замер сигналов тензометрическими датчиками в зоне их контакта с силовыми элементами опор шасси, измерение уровней вибраций и числа оборотов колес и одновременную фиксацию указанных сигналов на

25 бортовой регистрирующей аппаратуре, причем фиксацию сигналов от тензометрических датчиков совмещают по времени с сигналами от средств контроля перемещений опор, средств вибрации и оборотов коЗО лес во всем диапазоне эксплуатационных режимов летательного аппарата.

1818566

1818566

1818566 ф7

8х. стойки

Составитель Ю.Яковлев

Редактор Т.Горячева Техред М.Моргентал Корректор М.Ткач

Заказ 1935 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной технике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в различных механизмах с цилиндрическими спиральными пружинами

Изобретение относится к экспериментальной технике и может быть использовано в устройствах для прочностных испытаний конструкций

Изобретение относится к экспериментальной технике для прочностных испытаний конструкций и может быть использовано в устройствах, занимающихся прочностными исследованиями

Изобретение относится к строительству , а именно к области испытаний строительных железобетонных конструкций

Изобретение относится к испытаниям конструкций на прочность, а именно к способам воспроизведения условий силового нагружения, адекватных нагруженное™ конструкции в реальной эксплуатации

Изобретение относится к испытаниям на статическую прочность емкостей, работающих под давлением жидкости Целью изобретения является упрощение и повышение точности испытаний по определению напряженно-деформированного состояния емкости от давления гидростолба жидкости

Изобретение относится к средствам экспериментальных исследований прочности элементов конструкций, в частности для исследования долговечности элементов авиаИзобретения относятся к средствам экспериментальных исследований прочности элементов конструкций, в частности для исследования усталостной долговечности элементов авиационных конструкций при одновременном действии переменных осевых растягивающих и поперечных изгибающих усилий, имитирующих в лабораторных условиях воздействие аэродинамических и акустических нагрузок действующих на элементы авиационных конструкций в эксплуатации

Изобретение относится к испытательному оборудованию и предназначено для ресурсных испытаний двухсекционных рулевых поверхностей самолета, работающих в серворулевом режиме

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для определения вакуума смыкания (жесткости) сосковой резины
Изобретение относится к технике прочностных испытаний, а именно к способам испытаний на вибропрочность и долговечность объектов авиационного ракетного вооружения, и может быть использовано также для испытаний различных машин и оборудования, подвергающихся при эксплуатации комплексному воздействию статической и вибрационной нагрузок

Изобретение относится к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля состояния сооружений трубопроводов, в частности газо- и нефтепроводов, насосных станций, коллекторов и т.д., в сейсмически неустойчивых районах, зонах неустойчивого грунта и вечной мерзлоты

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению жесткости опорных и узловых закреплений строительных конструкций типа балки, фермы, рамы и так далее из материалов и систем с линейной зависимостью между нагрузкой и деформациями, например для стальных конструкций

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно к технологии проведения оценки технического состояния дымовых труб

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно технологии проведения оценки технического состояния производственных зданий

Изобретение относится к строительству и применимо для железобетонных строительных конструкций типа балки в растянутой зоне бетона

Изобретение относится к механическим испытаниям и предназначено для определения разрушающей нагрузки в элементах строительных и машиностроительных конструкций
Наверх