Автоматический прибор для съемки плана местности

 

№ 26448

Класс -42 с,— 9

l т. (АВ!ТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA" ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

J автоматического прибора для-съемки плана местности.

К авторскому свидетельству И. Я. Богомолова, заявленному

18 декабря 1930 года (заяв. свид. № 80472).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 мая 1932 года.

Предлагаемое изобретение относится к автоматическим приборам для съемки плана местности с применением гироскопов для ориентирования в пространстве планшета.

На чертеже фиг. 1 изображает вид прибора сверху; фиг. 2 его вертикальный разрез.

Прибор состоит из заключенного в кожух 1 планшета,!находящегося постоянно в горизонтальном положении под действием гироскопа 8. На планшете установлена круглая легкая коробка 5, могу- щая двигаться во всех направлениях на, шариках 40 по роликам 46. Внутри коробки 5 установлены горизонтальные гироскопы 6, удерживающие коробку 5 в одинаковом положении по отношению к сторонам света. Над коробкой 5 расположен карандаш 24, установленный в каретке 20, прижимаемой к коробке 5 пру жинами 22 и скользящей по ней на роликах 23. При движении коробки 5 карандаш 24 вычерчивает линии на бумаге, укрепленной на верхней крышке коробки 5.

Кожух 1 укреплен на цапфах 2 в кольце 3, соединенном с кольцом 4 шарнирами 42 таким образом, что комбинация из кожуха 1, колец 3 и 4 представляет собой кардан-

J ное соединение, дающее возможность кожуху 1 сохранять горизонтальное положение при любом отклонении кольца 4.

На кольце 3 укреплена стойка 44, через которую пропущен гибкий вал 43, на конце которого укреплен шар 17, центр которого находится на пересечении осей вращения цапф 2 и шарниров 42. С шаром 17 соединяются фрикционно горизонтальный ролик 18 и вертикальный 19, укрепленные на мостике 45. На одной i, оси с роликом 19 сидит червячное колесо 25, соединенное с колесом 26,находящимся на оси 36, передающей вращение оси 39, которая в свою очередь вращает ось 14 через пару конусных шестеренок 16 и 15. На оси 14 сидит червяк 13, передающий вращение оси 11 через червячное колесо 12. На оси 11 сидит ролик 10, сообщающий движение коробке 5.

На оси Зб сидят два червяка 37 и 38, вращающих барабаны 41 и 47 через червячные .колеса 28 и 27. На барабаны 41 и 47 навита бумажная лента 29. Горизонтальный ролик 18, соединенный фрикционно с шаром 17, сидит на одной оси с червяком 35, передающим вращение колесу 48, сидящему на оси 49. На оси 4У ,сидит червяк 40, передающий вращение колесу 31. На одной оси с червячным колесом 31 сидит зубчатка 32, передающая движение карандашу 50, вставленному в салазки 30, через зубчатую рейку 33.

Для приведения в действие прибор устанавливается на тележке таким образом, чтобы кольцо 4 всегда было параллельно поверхности пути. Гибкий вал 43 соединяется с колесом тележки и при движении последнего вращается и вращает шар 17. При перемещении по горизонтальной плоскости ролик 19, соприкасаясь с шаром 17 по наибольшей окружйости вращения, вращается с одинаковой скоростью с шаром и передает движение через колесо 10 коробке 5, заставляя ее отставать от движения прибора со скоростью, уменьшенной червяками по отношению к скорости прибора. При повороте всего прибора(т.-е. нри повороте тележки), коробка 5 своего положения по отношению к сторонам света не меняет и. поэтому меняет направление линия, проводимая карандашом 24.

При движении по наклонной плоскости ролик 19 соприкасается с шаром 17 по меньшей окружности вращения. При этом коробка 5 движется с меньшей скоростью, Таким образом линия, вычерчиваемая карандашом 24, будет проекцией в масштабе пройденного пути. Прибор, расположенный с левой стороны чертежа на мостике 45, служит; для записывания уклонов местности.

При движении-по горизонтальной плоскости ролик 18, касаясь центра,оси вращения шара 17,: остается неподвижным, как и карандаш 50. Барабаны же 41 и 47, приводимые в движение роликом 19, вращаются- и перематывают бумажную ленту 29, при чем на бумаге наносится карандашом 50 прямая линия.

При движении пд наклонной плоскости изменяется положение оси .шара 17 по

: отношению к ролику,18, который начинает вращаться со скоростью вращения шара, помноженной на sin, наклона местности. При этом начинает двигаться карандаш 50. В .то же время ролик 19 вращается со скоростью шара, помноженной на cos угла наклона местности. На бумаге

- при этом наносится результатирующая обеих скоростей, т.-е. прибор должен двигаться по направлению стрелки А. .В. H.

Изобретатель полагает, что вышеопйсанный прибор может получить применение также и для разыскания дорог, для чего вместо бумаги на коробку 5 должна быть положена соответственная карта.

Предмет изобретения.

1. Автоматический прибор для съемки плана местности с применением гироскопов для ориентирования в пространстве планшета; отличающийся тем, что для передвижения планшета, заключенного в кожух 1, подвешенный на карданном подвесе к повозке, пропорционально горизонтальной проекции проходимого повозкой пути, применен сидящий на горизонтальной оси фрикционный ролик 19,1приводимый во вращение от вращаемого передачей от ведущего колеса повозки шара 17 с центром, совпадающим с точкой пересечения карданных-осей подвеса, и приводящий в свою очередь во вращение при посредстве соответствующих передач фрикционный ролик 10, соприкасающийся с планшетом.

2. В приборе по п. 1 применение планшета в виде передвижной по роликам 4б коробки 5, внутри которой заключены гироскопы б с приводящими их во вращение двигателями /.

3. В приборе по п. 1, с целью записи профиля нроходимого повозкой пути, устройство, отличающееся применением сидящего на вертикальной оси и соприкасающегося с шаром 17 ролика 18, управляющего при посредстве соответствующих передач перемещением карандаша 50 в направлении перпендикулярном к перемещению бумажной ленты 29 соответствующей передачей от фрикционного ролика 18.

4. В приборе по п,п. 1 —.3, с целью придания планшету горизонтального положения, применение заключенного в кожух 1 прибора гироскопа 8 с вертикальною осью вращения, 5. В приборе по п.,1 применение несущей карандаш 24 каретки 20, снабженной роликами 23 и поджимаемой к планшету пружинами 22.

6. В приборе по и. 1 применение укрепленной на карданном кольце Зстойки44 для пропуска через нее гибкого вала 43, соединяющего шар 17 с ведущим колесом повозки.

Автоматический прибор для съемки плана местности Автоматический прибор для съемки плана местности Автоматический прибор для съемки плана местности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх