Космический аппарат

 

(19) gQ (11) (51) В

"МЗДОЙ ДЦЯ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 491 7088/23 (22) 06.03.91 . (46} 30.10.93 Бюл. Йв 39-40 (76) Можин Александр Сергеевн Можин

Владимир Александрович; Юрченко Сергей

Николаевич (54) КОСМИЧЕСКИР АППАРАТ (57) Изобретение относится к космической технике, а именно к космическим аппаратам. Цетвю июбетения является повышение эффективности Космический аппарат содержит корпус, выпопнееый в виде усеченюго конуса с цилиндрической частью, термостойкую оболочку, теппоизопяцию, центратьный осевой проточный канал, МГД-генератор, размещенный в первом горизонтмьном проточном канапе, первое кольцевое крыло, турбовинтовой двигатель с воздушным винтов установленным в центральном осевом прото вюм канапе, электродвигатель и генератор электрического тока, статоры которых одновременю являются электромагнитными катушками, первый горизонтальн и канал разделен на радиальные секце в части секций установлены сопла Лаваля, за которыми жестйо закреплены на конусной части корпуса элементы второго копы,евого крыла с рулями рыскания. Внизу конической части корпуса вытолнен раздепееьй на радиальные секции второй горизонтаъний проточный канал, внутри которого устаювпено третье кольцевое саво и вентетяторы В нижней ципьндрической части корпуса горизонтально рааюпожены в нишах ракетные дтигатели, стыковочные узлы со шлюзовыми камерами, к вогнутому днищу прикреплены убирающееся шасси и электромагнитная катушка

9зл. ф-пы,8ип.

2001847

Изобретение относится к авиационнокосмической технике, а именно к космическим аппаратам.

Известен летательный аппарат, снабженный электромагнитными катушками и иониэатором.

Однако летательный аппарат не снабжен воздушно-реактивными или ракетными двигателями, что делает его применение в плотных слоях атмосферы малоэффективным.

Известен летательный аппарат, содержащий корпус, кольцевое крыло с центральным осевым проточным каналом и радиальными стойками, рулями тангажа и рыскания, силовую установку с воэдушнореактивными или ракетными двигателями и воздушным винтом, установленным в центральном осевом проточном канале.

Данный летательный аппарат неэффективен при больших сверхзвуковых скоростях и при полетах в ионизованном газе или плазме, Целью изобретения является повышение эффективности.

Это достигается тем, что космический аппарат, содержащий корпус, кольцевое крыло с центральным осевым проточным ка. налом и радиальными стойками, рулями тангажа и рыскания, силовую установку с реактивными двигателями и воздушным винтом, установленным в центральном осевом проточном канале, подвижные створки для перекрытия центрального осевого проточного канала с силовыми приводами, снабжен вентиляторами, МГД-генератором, электродвигателем и электрогенератором, корпус выполнен в виде конуса с цилиндрическим основанием и вогнутым внутрь днищем, в корпусе выполнен соединенный с центральным осевым проточным каналом первый горизонтальный проточный канал, разделенный на радиальные проточныесекции, входы которых соединены с выходами каналов МГД-генератора, внутри первого горизонтального проточного канала жестко установлено первое кольцевое крыло, а на его выходе установлено второе кольцевое крыло с поворотными секциями и силовым приводом, внизу конической части корпуса выполнен соединенный с центральным осевым проточным каналом второй горизонтальный проточный канал, внутри которого установлены вентиляторы и третье кольцевое крыло, в цилиндрическом основании корпуса выполнены параллельные его продольной оси проточные каналы, герметично соединенные с вторым горизонтальным проточным каналом, в которых на обтекаемых стойках установлены ракетные двигатели, Аппарат снабжен также соплами Лаваля. установленными в первом горизонтальном проточном канале перед частью секций второго кольцевого крыла, входы сопел Лаваля герметично соединены с выходами радиальных проточных секций, причем секции . второго кольцевого крыла, размещенные

10 перед соплами Лаваля, закреплены при помощи герметичных радиальных перегородок на нижней части корпуса.

Космический аппарат снабжен электромагнитной катушкой и конусным коэырь15 ком, вентиляторы установлены во втором горизонтальном проточном канале перед третьим кольцевым крылом перед входами в параллельные продольной оси корпуса проточные каналы, выходы которых выпол20 нены на вогнутом днище цилиндрической части корпуса, причем по периметру днища выполнен конусный козырек и установлена электромагнитная катушка.

При этом каналы между кольцевыми крыльями и стенками горизонтальных проточных каналов разделены радиальными перегородками на герметичные секции.

Причем поворотные секции второго кольцевого крыла выполнены из огнеупор30 ного материала.

Кроме того, рули тангажа и рыскания установлены на втором кольцевом крыле, а в радиальных проточных секциях первого горизонтального проточного канала уста35 новлены гидравлические задвижки.

При этом на нижней части корпуса размещены стыковочные узлы и шлюзовые камеры.

Аппарат снабжен тормозными парашю40 тами, размещенными в верхней конусной части корпуса, ракетные посадочные двигатели размещены s параллельных продольной оси корпуса проточных каналах, ракетные двигатели установлены перпенди45 кулярно оси симметрии корпуса в нишах. выполненных по периметру цилиндрической части корпуса, а кольцевые крылья выполнены в виде термосов с двойными стенками, разделенными теплоизоляцион50 ным слоем.

На фиг. 1 изображен общий вид космического аппарата; на фиг. 2 — вид сверху космического аппарата; на фиг. 3 — вид снизу космического аппарата: на фиг. 4 — разрез

55 А-А на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг.

4; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 7 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8- разрез Д-Д на фиг. 3.

Космический аппарат содержит корпус

1, выполненный в виде усеченного конуса с

2001847 цилиндрической частью, тармостойкой кос- размещены саморэскрываю<циася парав>юмической оболочкой 2, теплоизоляцией 3 и ты 46. центральным осевым проточным каналом 4, Вь<садка экипэжз нэ твардук< опо-„<ую

МГД-генератор 5, первое кольцевое крыло поверхность осущаствлчатсл через гермети6, размещенное в первом кольцевом канале 5 311po<

14, создающих магнитное поле, взаимодей- солнечные источники электрического тока ствующее с внешней средой, Первый коль- 53. Солнечные источники размещены также цевой канал 7 разделен нэ секции, с часть<о "5 на внутренней поверхности поворотных

СЕКЦИЙ ГЕР1ЛЕт1<чНО СОЕдинЕнЫ входы Сопел СтвОРок 54 с гидроцилиндрэми 55 и соеди15Лавэля, за которы<ли жает Уг> >«.!,>I !>I 0<..эг><>1> ными з!l!If,IKoми 56 с нэ конусиой части карпу э 1 са:ц<>,: .»:-.f 0<0 ко< -"co!11. 3:Tficf <и 51 "Ipl1п...10<>,.1,><г<р>«1кольцевого Kpvno 16 с рулями рь<скэ><ия 17 po!I 57 соадинаны с к017<>усг< 1, 1эст<, с..У,и рулями тэ«гэжэ 18. 20 ций 43 кольцевого крыла 16, Внизу коничсской части корпуса f>üiïoë- pacfioло „c>iiiv> зэ cf>c;Of< ño<тэл>л<ый r;;»<;.I<> 19, рэзда- г>р t 00! Ioi!

  • po 58 и гидро.<илиндров ленный нэ рэд<<альн:Ic сек<1ии, в|<утри 59 coop:ct<;7 с кири<сок< 1. Г1убрэ:<ним 00которого конца«трич><0 рэзмав et<0 if;1 <ар- лг<:<;c!!L«1 OTII с»iотея нэ метичных рэдиэль><ь»< иаршородкэх третье 25 с<0«ки 60, экраилг»<ыа i<0 корпусе 1, кольцевое крыло 20 11 венти«ягор i Kpi,i- <;0<< < еilic I >лты>л куи<з,>006Г<эз><ь«;. В<16 ло 20 выполнено в <зида тар<10сэ. рлтор-<1,37 «<. 00л lci!f< >rovi161 > 62 с входВторой горизонтальный IpOTOIIIIILI к»- !<.,«<и . ; ср, 1LI-, ли 63 с >< дина > <ые нал 19 соединен с пэ1>эллельнь«ли ирадоль- <, ;,;: ><.:«..;.1:1 с<:»,-1>»:»1«ми 61, в>.> <э >liv<элэ>>и?2 LI 30 0T »pc< i <<5 > -0, li: «>:«>0<<и»>< I f> д«ища

    23, в которых уста«овланы нэ обтаY. ам,« 3, I .ор ° I 0„.3 1, <-рэ<0 0 0» стойках 24 и 25 ракетные д<71>гэ1<зли 26 i: "7. 61 и < 2, i;. <>< р > ик-.;! i-! ii i:< :сто<;:эх 66 з > краиБаки-термосы 28 и, 9 исиользу>огся д<>я хиэ- л > „ I э рг д>, I»:,1ича<к:>;» лои01, .LI 67, между нения сжиженных <азов, бл >",;»; 61 LI 62 уcl;>>to ...Ieítl Iу рб >i<7i<д1-и !аской <эсти K0p вы< )«<«<;>>< л.> Г><7. са 1 горизо><тэльно размещены и зэкр<.ила- < OTp „li(1 со 1>л э > <с: « <»7<ó <0<у >1м ОГ> ны в нишах гланевpoove рэкет><ь!ада<1<;<тал>1 за л.

    30. Стыково<н<ые узлы 31 со шл>озовыми кэ- Г1 ри eз Ic гc vo<;! Il> »I .Qf 0 аиг<эра1а мерам1132 герметично зэкраила» . < нэ tГ>к<15<1 убираю>ся ири по<10><<и гидроцитом днище ЗЗ, на которо>л также зэкраила«о 40 лиидр<>в 55 LI iIvcL1f у>0 ся зэ>палка>.,и 56, Q убира<ощееся шасси 31 и злактро><эг«и7><эя с< > ц:.i<у13 I>Tonof0 кол> цcf>0э 1Г подкатушка 35. В цан|ра корпуса 1 рэзмав<а><э !IL 7!OT<ил, Iда o!>110бтак ll(>Tбортовая атомная злактростэнц><я 36 для ся ис>10Y0f< < "з00 из пар«ого дальних кос<личаских по<>атог<, f, г<арKI,ifoë>,»0<0 кл«< лэ 7. усеченной асти корпуса 1 ириУраила i ра- 45 Зэи,с<.а>отея T

    0>ilol<0< д>..1feòcëü шетчатый куполообразный со шпилем f«,б- с f.::ду>0><..>ft elti <»!T C I 3 >а <. f po>1 з< t< I1TI ie7>010<7 с f>y<>L,TO л Уэгу .,> 1 35, и,.» .0<",;»0 1>л>:cf!li.! K дяи э<ел.й управления 40 и OopT 01 41 рлз cL!,а- и тур "«< <3 I!1001, . p,.":l<ей части ког>пусэ. OCTOo<,>«fc жи- 50 11<7>",Y. галоп. пройдя <»110 < >и i, раль:i

    live floMeùc>tèTI 42 расиоло>ке»ы в о. <в и иротг>чиый кл>," I <1,:!I:> 8, .: . и-от I>i!;!C кл><э» t, 11i "-г< и: Гг<10 j7 <у э ской частях корпуса 1. >-1эст< ccKIилэ 15 Лллэля, >7. эи.1<ад»>>с;суаT C рого кольцевого крыла 16 ><а рэс<>0 !0:<1»><>.t пар»,><; 6, <>Topi if< 1<" и тр TI,L.!12Г»;<><»,<;а. ызэ срезами сопел Лаваля и ябтака>огся сво- 55 ь:<1 к; .;",ь«>и!I cooaoc T иод<,сt >t! уYO 0 Iy. (10бодным набегающим потолок<. В ccv«L qõ Toi; f ý:oe у-..Kopslcic»tifilл<3>0,<,i ..1 21 31

    nepDoro ropLIao>fT."Lr< >i!Oэы<.я>,дгi1,";i cл t..ii . . Г, l t:<:-.<>

    НЫ ГИДРЭВЛИЧЕСК.<а ИЛИ ЭЛ»хтР0<<ЭГНИт>«<<а LIL1 ИР,-0;<ЛЩ и <:><а;»;<,-.И <.t -.;;; i! > .1<»-; задви>кки 44. В корпусе 1 аь>по l>let<0- пола ?."»YTco;. LIT!!0<1 к <уи :: „, минэторы 45. В eepK!!cé части кориусэ 1

    2001847

    1. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ, содержащий корпус, кольцевое крыло с централь- 30 ным осевым проточным каналом и радиальными стойками, рулями тангажа и рысканья, силовую установку с реактивными двигателями и воздушным винтом, установленным в центральном осевом проточном канале, подвижные створки для перекрытия центрального осевого проточного канала ссиловыми приводами,,отличающийся тем, что, с целью повышения 40 эффективности, он снабжен вентиляторами, МГД-генератором, электродвигателем и злектрогенератором, корпус выполнен в виде конуса с цилиндрическим основанием

    11 вогнутым внутрь днищем, в корпусе вы- 45 полнен соединенный с центральным осевым проточным каналом первый горизонтальный проточный канал. разделенный на радиальные проточные секции, входы которых соединены с выходами ка- 50 налов МГД-генератора, внутри первого гориэонтального проточного канала жестко установлено первое кольцевое крыло, а на его выходе установлено второе кольцевое крыло с поворотными секциями и силовым 55 приводом, внизу конической части корпуса выполнен соединенный с центральным осевым проточным каналом второй горизонтальный проточный канал. внутри которого установлены вентиляторы и третье действует с проводящей средой и создает дополнительную силу тяги, Кроме того, дополнительную силу тяги создают ракетные двигатели 24, часть секций кольцевого крь,ла 16. Снижение аэродинамического сопротивления оболочки 2 корпуса 1 может реализоваться при работе вибратора 37 ультразвукового генератора

    38, при взаимодействии магнитного поля. создаваемого обмотками катушек 35, 52, с внешней проводящей средой.

    8 качестве топлива и источников энергии используются керосин, сжиженные газы, аккумуляторы 50, солнечные источники электрического тока 53.

    При достижении высоты, где плотность воздука незначигельна, секции 43 кольцевога крыла прижимаются к корпусу 1 и на несколько минут включается главный ракетный двигатель, который выводит космический аппарат на околоземную орбиту, При посадке включаются тормозные ракетные двигатели 30 и турбовинтовой двигатель с винтом 8, При плавном входе в плотные слои атмосферы тормозные двигаФормула изобретения

    25 тели 30 выключаются, а набегающий воздушный поток, проходя через второй горизонтальный проточный канал 19 и взаимодействуя с третьим кольцевым крылом 20. создает тормозящую силу. Кроме того, дополнительная тормозящая сила реализуется на первом кольцевом крыле 6 и раскрытых секциях 43. При достижении заданной скорости спуска при помощи гидроцилиндров 55 до упора раскрываются створки 54 и осуществляется планирующий полет. управление космическим аппаратом осуществляется при помощи рулей рысканья 17, рулей тангажа 18 и путем перекрытия соответствующих секций каналов

    МГД-генератора 5 задвижками 44. Затем включаются ракетные двигатели мягкой посадки. а при аварийной ситуации — вентиляторы 21 и выпускаются парашюты 46. (56) Патент США N. 3322374, кл. 244-62, опублик.

    1967.

    Патент США N 2718364, кл. 244-12, опублик. 1955, кольцевое крыло, в цилиндрическом основании корпуса выполнены параллельные его продольной оси проточные каналы, герметично соединенные с вторым горизонтальным проточным каналом, в которых на обтекаемых стойках установлены ракетные двигатели.

    2. Аппарат по п,1, отличающийся тем, что он снабжен соплами Лаваля, установленными в первом горизонтальном проточном канале перед частью секций второго кольцевого крыла, входы сопл Лаваля герметично соединены с выходами радиальных проточных секций, причем секции второго кольцевого крыла, размещенные перед соплами Лаваля, закреплены при помощи герметичных радиальных перегородок на нижней части корпуса, 3. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что он снабжен электромагнитной катушкой и конусным козырьком. вентиляторы установлены во втором горизонтальном проточном канале перед третьим кольцевым крылом перед входами в параллельные продольной оси корпуса проточные каналы. выходы которых выполнены на вогнутом днище цилиндрической части корпуса, причем по периметру днища выполнен конусный козырек и установлена электромагнитная катушка.

    4. Апг1арат по п.1, отличающийся тем. что каналы между кольцевыми крыльями и

    2001847 стенками горизонтальных проточных каналов разделены радиальными перегородками на герметичные секции.

    5. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что поворотные секции второго кольцевого 5 крыла выполнены иэ огнеупорного материала.

    6. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что рули тангажа и рысканья установлены на втором кольцевом крыле, а в радиаль10 ных проточных секциях первого горизонтального проточного канала установлены гидравлические задвижки.

    7. Аппарат по п,1, отличающийся тем.1r что он снабжен стыковочными узлами и шлюзовыми камерами, размещенными на нижней части корпуса.

    8. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что он снабжен самораскрыван щи ися тормозными парашютами, размещенными в верхней конусной части корпуса, и ракетными посадочными двигателями, размещенными в параллельных продольной оси корпуса проточных каналах.

    9. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что он снабжен ракетными двигателями. установленными перпендикулярно к оси симметрии корпуса в нишах, выполненных по периметру цилиндрической части корпуса.

    10. Аппарат по п.1, отличающийся тем. что кольцевые крылья выполнены с двойными стенками, разделенными теплоиэоляционным слоем, 2001847

    2001847

    2001847

    A-A

    Составитель А.Ланюк

    Техред М.Моргентал Корректор В,Петраш

    Редактор Н.Цалихина

    Тираж Подписное

    НПО "ПОИСК" Роспатента

    113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

    Заказ 3151

    Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

    Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат Космический аппарат 

  •  

    Похожие патенты:

    Изобретение относится к авиации и может быть использовано при создании посадочных систем , обеспечивающих мягкое приземление людей и грузов

    Изобретение относится к области авиакосмической техники,а именно к транспортным космическим кораблям многократного применения

    Изобретение относится к области управления движением центра масс космических аппаратов (КА) на траекториях перелета в коллинеарные точки либрации L1 или L2 системы «Солнце - Земля»

    Изобретение относится к космической технике и, в частности, к построению орбитальных комплексов для наблюдения поверхности Земли

    Изобретение относится к области оборудования космической станции

    Изобретение относится к области оборудования космической станции

    Изобретение относится к области оборудования космической станции

    Изобретение относится к области космической техники

    Изобретение относится к ракетной технике, более конкретно к оптимизации крепления периферийных баков и одновременному приспособлению конструкции ракетоносителя для использования наземных устройств с целью создания дополнительного начального ускорения

    Изобретение относится к космической технике, в частности к системам ориентации космических аппаратов (КА) с использованием солнечнодинамических поверхностей (СДП)

    Изобретение относится к ракетостроению, а в частности, к космическим кораблям

    Изобретение относится к крупногабаритным космическим системам, формируемым полем инерционных сил и предназначаемым для выполнения разнообразных задач в околопланетной среде, в частности - для исследований электромагнитных и плазмодинамических процессов в ионосфере и магнитосфере Земли, связанных с работой энергетического и антенного оборудования орбитальных тросовых систем (ТС)

    Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для эффективного управления угловым положением космических аппаратов и орбитальных станций

    Изобретение относится к космической технике, в частности, к способам, применяющимся для ускорения космических аппаратов потоками заряженных частиц, например, потоками ионов или электронов
    Наверх