Способ смазки подшипника скольжения

 

Использование: в машиностроении для конструкции механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом. Сущность изобретения заключается в порциональном обеспечении подачи смазки в подшипник многократно и с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации. Процесс смазки подшипника скольжения, обеспечивающий масляный клин между цапфой и опорой избыточным давлением масла при недостаточных скоростях вала, осуществляется действием нажимного усилия на упруго деформируемый элемент, установленный соосно поверхности цапфы. Избыточное давление создается в заданной последовательности при пуске и останове вращения вала, а сверхизбыточное давление - при нагрузочном режиме вращения. Избыточное давление формируется с опережением при пуске и при останове вращения вала, а также по заданному закону, обеспечивающему постоянство жидкостного трения в опоре. 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению и осуществимо, в частности, при изготовлении конструкции механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом.

Известен способ смазки подшипника скольжения, заключающийся в том, что на трущиеся пары при пуске и останове обеспечивают подачу рабочей среды (смазки) под давлением на рабочие поверхности опоры скольжения [1].

Известен также способ подшипника скольжения, заключающийся в том, что на трущиеся пары осуществляется порциальная подача смазочного материала под давлением на подшипниковую рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов [2].

Недостатком способа является то, что он малоэффективен для конструкций механизмов тяжелонагруженных цапф с частым реверсом из-за возникновения сухого трения.

Цель изобретения состоит в повышении надежности смазки подшипников скольжения.

Сущность изобретения характеризуется тем, что способ смазки подшипника скольжения, заключающийся в порциальной подаче смазочного материала под давлением на его рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов, осуществляют со следующей технологической особенностью: порциальную подачу смазочного материала производят многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

На фиг. 1 дана конструктивная схема подшипника скольжения; на фиг.2 - инерционный переключатель; на фиг. 3 - торцовый клин с винтовой поверхностью; на фиг.4 - электрическая схема управления работой элементов подшипника скольжения; на фиг.5 - графическая зависимость скорости вращения вала от времени в период пуска вала, а также изменение давления в этот период вращения рабочей среды (смазки); на фиг.6 - графическая зависимость скорости вращения вала от времени в период останова вала и изменение давления рабочей среды в это же время.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Цапфа вала 1, размещенная в корпусе 2 подшипника скольжения, опирается на внутреннюю поверхность винтовой пружины 3 с прямоугольным сечением. С одной стороны пружина поджата поршневым кольцом 4, взаимодействующим с электромагнитной катушкой 5, а с другой стороны - пружина опирается на инерционный переключатель в электрической цепи, смонтированный на цапфе вала (фиг.1).

Инерционный переключатель имеет поворотные рычаги 6 и 7, соединенные пружиной 8. Эти рычаги имеют торцовой контакт с подвижным диском 9 (фиг.2), имеющим торцовой клин с винтовой поверхностью (фиг.3), кроме того, он взаимодействует с винтовой пружиной через шарики 10. На торцовых пазах винтовой пружины размещен пьезоэлектрический элемент, подключенный к электрической цепи.

Конструкция электрической цепи имеет пусковой выключатель с положением "Пуск", а также имеет сопротивление R, конденсатор С1 диоды Д2 и Д3 и денистор Д4, реле Р1 с положением Р11 - нормально разомкнутый и Р12 - нормально замкнутый, магнитный пускатель МП, реле Р2 с положениями Р12 - нормально разомкнутый и Р22 - нормально замкнут и Р23 - нормально разомкнут и Р24 - нормально замкнут, конденсатор С3, электромагнитную катушку ЭМ, инерционный конденсатор Кц.б. и пьезоэлемент ПЭ.

На графике, характеризующем зависимость "скорость-время" с положением зависимости "давление-время" при пуске вала (фиг.5), изображена линией 11 первая зависимость и линией 12 - вторая, а на фиг.6 - 13 - зависимость давление-время при останове вала и 14 - зависимость скорость-время.

Кроме того, на фиг.5 прямой линией 15 изображена критическая скорость вращения вала для пуска и на фиг.6 такая же скорость - линией 16 для останова вращения вала, т. е. момент возникновения гидродинамического эффекта смазки. На этих же графиках изображено прямыми линиями 17 и 18 избыточное давление смазки в подшипнике.

Процесс смазки подшипника скольжения осуществляется действием на упруго деформируемый элемент, установленный соосно поверхности цапфы, нажимного усилия, которое обуславливает избыточное давление. Такое давление происходит с опережением при пуске и при остановке вращения вала.

Дополнительное воздействие на упругий элемент осуществляет пьезоэлектрический элемент. Действие нажимного усилия прекращает инерционный переключатель, смонтированный на цапфе вала и осуществляющий включение и отключение электрической цепи.

Нажимные усилия в подшипнике согласуется с вращением цапфы вала и протеканием электрического тока в приводе.

В подшипнике скольжения давление смазки достигается одновременным осевым и радиальным деформированием винтовой пружины, установленной на цапфе вала. Осевое деформирование обеспечивается перемещением поршня, взаимодействующего с электромагнитом при одновременном воздействии торцового клина, перемещаемого инерционными массами в виде поворотных рычагов при вращении цапфы вала. Радиальное деформирование пружины осуществляется посредством пьезоэлектрического элемента при прохождении по нему переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

Порциальная подача смазочного материала осуществляется многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока.

Формула изобретения

СПОСОБ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, заключающийся в порциальной подаче смазочного материала под давлением на его рабочую поверхность, охватывающую цапфу вала, в момент пуска и останова вращения вала через множество щелевых радиальных каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, порциальную подачу смазочного материала осуществляют многократно с частотой, равной частоте переменного электрического тока, подаваемого на источник привода вращения вала при эксплуатации.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деталям машин, а конкретно к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано для коренных опор коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и найдет применение в разнообразных конструкциях узлов трения, например в локомотивостроении

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх