Спасательный экраноплан

 

Изобретение относится к авиации, а именно к экранопланам и может быть использовано при поисково - спасательных работах с помощью спасательного подводного аппарата. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и обеспечение спасения людей из аварийного объекта на грунте с помощью подводного аппарата. Экраноплан снабжен системой образования воздушной подушки, включающей сопла 10, соединенные со стартовыми двигателями 2 с помощью поворотного в поперечной плоскости дефлектора 12, а шахта спускоподъемного устройства снабжена нижними створками 20 с установленной на них съемной комингс - площадкой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации, а именно к экранопланам, и может использоваться при поисково-спасательных работах с помощью спасательного подводного аппарата (СПА).

Известен экраноплан Х-114 - носитель патрульных катеров.

Недостатком прототипа является то, что он не приспособлен для обеспечения работы СПА, в том числе в сложных погодных условиях. Корпус экраноплана, выполненный с тремя сильно развитыми в высоту поплавками, не обеспечивает возможность выполнения спускоподъемной операции при значительном волнении, так как спуск и подъем подводного аппарата (ПА) может производиться, когда экраноплан находится на плаву и подвержен качке, а качка ПА между поплавками становится больше, чем на свободной воде, вследствие интерференции волн. Спускоподъемное устройство (СПУ) не имеет ответной части для стыковки с подъемным штоком ПА, не обеспечивает автоматической отдачи штока ПА при спуске его на воду.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств экраноплана и обеспечение спасения людей из аварийного объекта на грунте с помощью СПА.

Это достигается тем, что спасательный экраноплан, содержащий фюзеляж, крыло с элеронами и закрылками, горизонтальное и вертикальное оперения, шайбы, двигатели, спускоподъемное устройство шахтного типа, снабжен системой образования воздушной подушки, включающей стартовые двигатели, приемные патрубки и сопла, расположенные на фюзеляже и крыле, которое снабжено поворотными щитками, образующими с шайбами и опущенными элеронами и закрылками ограждение воздушной подушки, фюзеляж снабжен поворотными в поперечной плоскости дефлекторами с приводными рычагами и выполнен с нишами под них. При этом каждый дефлектор в рабочем положении сопряжен со стартовым двигателем и приемным патрубком системы образования воздушной подушки, а шахта спускоподъемного устройства снабжена нижними створками. Кроме того, створки шахты по внутренней стороне снабжены эластичными штырями переменной длины, соответствующей боковым обводам спасательного подводного аппарата, съемной комингс-площадкой и направляющими в виде угольников для нее.

На фиг. 1 и 2 схематически изображен вид спасательного экраноплана в режиме "на воздушной подушке"; на фиг.3 - шахта спускоподъемного устройства СПА; на фиг.4 - поворотный дефлектор в рабочем положении.

Спасательный экраноплан имеет однокорпусный фюзеляж 1, стартовые двигатели 2 в носу, маршевые двигатели 3 в корме, вертикальное оперение 4, горизонтальное оперение 5, шахту 6 в средней части фюзеляжа, ограниченную переборками 7 с расположенными в ней СПУ для спуска и подъема СПА 8 с подъемными штоками 9. В носовой и кормовой частях днища фюзеляжа (фиг.1), а также на крыльях (фиг.4) расположены сопла 10 системы образования воздушной подушки, включающей также приемный патрубок 11, поворотный дефлектор 12 с нишей для него 13 и приводными рычагами 14 (фиг.4). Шахтное СПУ (фиг.3) включает силовые связи 15 с автоматическими захватами 16, направляющие канаты 17 (фиг.2), проходящие через захваты 16 и запасованные на автоматическую лебедку (не показано) крепления, например, в виде талрепов 18, закрепляющие СПА в исходном положении в шахте 6 на съемной комингс-площадке 19, выполненной в виде цилиндрической обечайки, имеющей в верхней части гладкую опору, диаметр которой соответствует комингсу СПА. Комингс-площадка 19 установлена на створках 20 шахты 6, которые в закрытом положении зафиксированы гидрозахватами (не показано) и обеспечивают герметичность шахты. Для фиксирования положения комингс-площадки 19 предусмотрены направляющие 21 в виде расположенных по окружности угольников. Створки 20 с внутренней стороны снабжены вертикально установленными эластичными штырями 22, высота которых соответствует боковым обводам СПА 8. Открытие створок 20 может производиться, например, гидроприводом (не показан). В носовой части фюзеляжа расположена гидроакустическая станция (ГАС) связи 23 с опускным прибором (не показан). Крылья 5 оборудованы концевыми шайбами 24, элеронами 25 и закрылками 26 (фиг.2). Сопла 10, расположенные на крыльях 5, закрыты поворотными щитками 27 (фиг.4). В исходной позиции экраноплан занимает водоизмещающее положение. Створки 20 шахты 6 закрыты. СПА 8 установлен на съемную комингс-площадку 19, соединен автоматическими захватами 16 с СПУ и раскреплен талрепами 18.

При старте спасательного экраноплана дефлектор 12 утоплен в нишу 13 и воздушный поток от двигателей 2 используется для создания тяги и экрана под крылом. Для обеспечения режима полета включаются маршевые двигатели 3, а при необходимости могут использоваться дополнительно и стартовые двигатели 2. Маневрирование обеспечивается оперением 4 и 5.

С прибытием в заданный район дефлектор 12 приводными рычагами 14 переводится в рабочее положение (фиг.4), сопрягая стартовый двигатель с приемным патрубком 11 системы образования воздушной подушки. Включаются стартовые двигатели 2. Опускаются элероны 25, закрылки 26 и щитки 27, образуя ограждение подушки. Экраноплан движется в режиме на воздушной подушке. При необходимости занятия водоизмещающего положения и нахождения в дрейфе двигатели включаются. В этот период с помощью ГАС 23 может быть установлен контакт с объектом на грунте. Для спуска на воду СПА 8 стартовые двигатели 2 включаются в режим работы "на воздушной подушке". Экраноплан, не имея хода, поднимается над поверхностью воды, что исключает его качку. При образовании воздушной подушки снижается высота волны под фюзеляжем. Отдаются крепления 18 и СПА 8 приподнимается грузовыми связями 15 СПУ. Комингс-площадка 19 убирается со створок на палубу шахты. Открываются створки 20 шахты 6 и СПА 8 опускается на воду. Усилие натяжения в связях 15 СПУ при посадке СПА 8 на воду падает и автоматические захваты 16 освобождают штоки 9 СПА 8, который после дифферентовки погружается и следует к объекту на грунте. В период работы СПА 8 створки 20 шахты 6 могут быть закрыты, а экраноплан может занять водоизмещающее положение и обеспечивать связь с СПА и объектом на грунте с помощью ГАС 23. После погружения СПА садится на комингс-площадку аварийного объекта на грунте, принимает спасенных и всплывает с ними на поверхность. Для приема спасенных на борт экраноплан следует к всплывшему СПА. Включается режим "на воздушной подушке", как описано выше. Открываются створки 20 шахты 6. СПА 8 входит между створками, которые, смыкаясь, фиксируют его положение под шахтой упругими штырями 22, одновременно выполняющими роль кранцевой защиты. Для исключения относительных вертикальных колебаний СПА и экраноплана за штоки 9 СПА заводятся направляющие канаты 17 и автоматическая лебедка включается в режим слежения, прижимая СПА к верхним рядам защитных штырей 22. Спасенные выводятся из СПА в шахту 6. При необходимости рейс СПА может повториться. Для этого створки 20 открываются, а лебедка включается в режим травления. При снижении усилия натяжения каната он автоматически отдается, освобождая СПА. После вывода последней группы спасенных по направляющим канатам 17 опускаются грузовые захваты 16, автоматически срабатывающие при посадке на штоки 9. После стыковки СПА 8 с СПУ створки 20 раскрываются и СПА поднимается в шахту 6. Створки 20 закрываются. Устанавливается комингс-площадка 19, на которую опускают СПА 8 и закрепляют талрепами 18, после чего экраноплан следует на базу. При необходимости вывод спасенных из СПА может производиться после его подъема в шахту.

Конструкция спасательного экраноплана обеспечивает использование спасательного ПА при спасении людей из аварийных объектов на грунте. Эксплуатационные качества экраноплана повышаются за счет возможности его использования в режиме "на воздушной подушке", что исключает качку экраноплана и снижает высоту волны под шахтой СПУ, обеспечивая работу с СПА на волнении. При этом конструкция створок шахты обеспечивает их использование и как шахтного закрытия, и как фундамента для съемной комингс-площадки, и как кранцевой защиты для СПА на плаву, и как фиксирующего устройства СПА под шахтой.

Наличие автоматического захвата СПУ обеспечивает возможность его использования на волнении без выхода экипажа на палубу СПА, с ГАС связи - возможность переговоров с экипажем СПА и объектом на грунте.

Формула изобретения

1. СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН, содержащий фюзеляж, крыло с элеронами и закрылками, горизонтальное и вертикальное оперения, шайбы, двигатели, спуско-подъемное устройство шахтного типа, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств и обеспечения спасения людей из аварийного объекта на грунте с помощью подводного аппарата, он снабжен системой образования воздушной подушки, включающей стартовые двигатели, приемные патрубки и сопла выдува, расположенные на фюзеляже и крыле, которое снабжено поворотными щитками, образующими с шайбами и опущенными элеронами и закрылками ограждение воздушной подушки, фюзеляж снабжен поворотными в поперечной плоскости дефлекторами с приводными рычагами и выполнен с нишами под них, при этом каждый дефлектор в рабочем положении сопряжен со стартовым двигателем и приемным патрубком системы образования воздушной подушки, а шахта спуско-подъемного устройства снабжена нижними створками.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что створки шахты по внутренней стороне снабжены эластичными штырями переменной длины, соответствующей боковым обводам спасательного подводного аппарата, съемной комингс-площадкой и направляющими в виде угольников для нее.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Экранолет // 2018465
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам, использующим экранный эффект

Изобретение относится к летательным аппаратам на динамической воздушной подушке, в частности к экранопланам, выполненным по самолетной схеме

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к экранопланам

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к конструкции экраноплана

Изобретение относится к судостроению, а именно к аппаратам на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноплана, выполненного по типу "летающего крыла"

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования наземных транспортных скоростных магистральных устройств для перевозки людей и легковесных грузов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и конструированию наземно-воздушных амфибийных летательных аппаратов (ЛА) типа экраноплан со взлетом и посадкой на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа
Наверх