Самолет

 

Изобретение относится к авиации и направлено на создание самолетов с повышенной безопасностью пассажиров и экипажа. Самолет содержит грузовой отсек, расположенный в передней части фюзеляжа, пассажирский салон, размещенный в задней части фюзеляжа, и кабину между ними. Люк грузового отсека расположен в носовой части фюзеляжа. В носовой части также может быть установлена телекамера, связанная с кабиной. Салон с кабиной может быть как жестко связан с грузовым отсеком, так и соединяться с ним пирокреплениями. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано при создании самолетов с повышенной эксплуатационной безопасностью.

Известны самолеты [1], содержащие фюзеляж с пилотской кабиной, пассажирским салоном и/или грузовым отсеком, крылья, хвостовое оперение, двигатели и шасси. Такие самолеты получили широкое распространение, но их аварии, сопровождающиеся падением на землю, в большинстве случаев оканчиваются трагически для экипажа и пассажиров. При падении таких самолетов наибольшим разрушениям подвергается, как правило, их носовая часть.

Известен самолет [2] , содержащий фюзеляж с кабиной пилотов, грузовым отсеком и люком, пассажирский салон с дверьми, креслами и системой жизнеобеспечения, крылья, двигатели с топливными баками и системой топливоподачи, целевые и обеспечивающие системы и шасси, причем грузовой отсек расположен перед пассажирским салоном и в передней части пассажирского салона размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

Недостатком данного самолета также является недостаточная эффективность опасения пассажиров и экипажа самолета.

Целью изобретения является повышение эффективности спасения пассажиров и экипажа.

Цель достигается тем, что у самолета, содержащего фюзеляж, включающий кабину пилотов, пассажирский салон и расположенный перед ним грузовой отсек с люком, крылья, Т-образный киль, двигатели и шасси, кабина пилотов размещена между грузовым отсеком и пассажирским салоном, а в носовой части самолета установлена телекамера, связанная с кабиной пилотов. Кроме того, люк грузового отсека может быть размещен в носовой части фюзеляжа, грузовой отсек и пассажирский салон связаны толкателями и пневмоцилиндрами с газогенератором, а Т-образный киль размещен над салоном и снабжен парашютом, при этом рули высоты выполнены с возможностью поворота вокруг горизонтальной поперечной оси. В передней части салона может быть размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

На фиг.1 показан самолет с носовым загрузочным люком; на фиг.2 - пассажирский салон с пилотской кабиной; на фиг.3 - разрушение самолета при падении без отделения пассажирского салона; на фиг.4,5 - самолет с отодвигаемым салоном; на фиг.6 - его вид в аварийной ситуации; на фиг.7,8 - самолет с полностью отделяемым салоном и его срабатывание.

Самолет состоит из фюзеляжа, включающего грузовой отсек 1, пассажирский салон 2 и пилотскую кабину 3, крыльев, шасси, двигателей 4 с топливными баками и магистралями подачи, киля с рулями 5 высоты, целевых и обеспечивающих систем. Люк 6 грузового отсека 1 может быть размещен в носовой части фюзеляжа 1. В салоне 2 размещены пассажирские кресла (возможно двухъярусное расположение), входной люк, системы жизнеобеспечения и др.

Возможно несколько вариантов крепления салона 2: жесткий (фиг.1), отодвигаемый (фиг.4,5) и отделяемый (фиг.7,8). В первом варианте салон 2 представляет собой одно целое с грузовым отсеком, во втором - грузовой отсек 1 связан с салоном 2 посредством пирокреплений и штоков 7 с поршнями и цилиндров 8 с газогенераторами 9. Хвостовое оперение и двигатели 4 могут быть связаны с фюзеляжем (салон 2) также посредством пирокрепления. Салон 2 с грузовым отсеком 1 может быть сообщен посредством люка 10, герметично закрывающегося в аварийной ситуации. Место пилота в кабине 3 располагается сверху, а штурмана - снизу, при этом в носовой части фюзеляжа может размещаться телекамера 11, связанная с кабиной 3, в которой расположены средства управления полетом и срабатывания систем в аварийной ситуации. При отделяемом салоне 2 (фиг.7,8) рули 5 установлены с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О1, а салон 2 при этом может быть снабжен парашютом 12.

В исходном положении пассажиры занимают места в салоне 2, пилоты - в кабине 3, грузовой отсек в фюзеляже заполняется через люк 6, который потом закрывается. Самолет совершает разбег с помощью шасси и осуществляет полет посредством двигателей 4.

Когда возникает аварийная ситуация, происходит сначала аварийный слив топлива. При неотделяемом салоне 2 при ударе о землю на небольшой высоте происходит смятие передней части фюзеляжа (фиг.3), благодаря чему поглощается значительная часть кинетической энергии, а салон 2 с пассажирами и кабина 3 с экипажем испытывают минимальные повреждения.

При отодвигаемом салоне 2 (фиг.4,5) происходит до удара о землю срабатывание пирокреплений (отделяющих салон 2 от остальной части фюзеляжа) и газогенераторов 9, благодаря чему штоки 7 выходят из цилиндров 8 и отбрасывают салон 2 назад (фиг.6). Фюзеляж ударяется о землю с еще большей скоростью, поглощая общую энергию удара, при этом салон 2 с кабиной 3 снижает скорость контакта с землей, что предотвращает его разрушение.

Отделяемый вариант (фиг. 7) наиболее приемлем при авариях в воздухе - срабатывают пирокрепления, отделяя салон 2 и кабину 3 от остальной части фюзеляжа (аналогично могут отделяться двигатели 4, если они связаны с салоном 2), плоскости 5 поворачиваются вокруг оси О1, создавая максимальное аэродинамическое сопротивление (фиг.8), благодаря чему падение кабины 3 и салона 2 замедляется. Мягкий контакт салона 2 с землей может быть обеспечен парашютом 12.

При применении предлагаемого самолета повышается безопасность пассажиров, улучшается компоновка самолета за счет возможности его загрузки спереди.

Формула изобретения

1. САМОЛЕТ, содержащий фюзеляж, включающий кабину пилотов, пассажирский салон и расположенный перед ним грузовой отсек с люком, крылья, Т-образный киль, двигатели и шасси, отличающийся тем, что кабина пилотов размещена между грузовым отсеком и пассажирским салоном, а в носовой части самолета установлена телекамера, связанная с кабиной пилотов.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что люк грузового отсека размещен в носовой части фюзеляжа.

3. Самолет по п.2, отличающийся тем, что грузовой отсек и пассажирский салон связаны толкателями и пневмоцилиндрами с газогенераторами.

4. Самолет по п.2, отличающийся тем, что Т-образный киль размещен над салоном и снабжен парашютом, а рули высоты выполнены с возможностью поворота вокруг горизонтальной поперечной оси.

5. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в передней части салона размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и направлено на создание летательных аппаратов (самолетов, экранопланов) с улучшенными эксплуатационными свойствами и повышенной безопасностью экипажа

Изобретение относится к авиакосмической технике и позволяет повысить грузоподъемность многозвенной транспортной космической системы и улучшить безопасность полета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов малой авиации

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к проектированию транспортных самолетов

Экранолет // 2018465
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам, использующим экранный эффект

Самолет // 2015070
Изобретение относится к самолетостроению

Самолет // 2010744
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях гиперзвуковых самолетов

Изобретение относится к воздухоплаванию, в частности к аппаратам тяжелее воздуха, с использованием мускульной силы

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам с внутренним крылом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к легким двух-трехместным самолетам туристического класса, которые могут использоваться, кроме того, как учебно-тренировочные, так и в санитарном варианте
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам посадки летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и направлено на создание летательных аппаратов (самолетов, экранопланов) с улучшенными эксплуатационными свойствами и повышенной безопасностью экипажа

Изобретение относится к противообледенительным системам воздушного винта летательного аппарата, судна на воздушной подушке, аэросаней

Самолет // 2026239
Изобретение относится к авиации и направлено на создание перспективных самолетов - пассажирского с повышенной безопасностью полета, транспортного с расширенными функциональными возможностями и аварийно-спасательного для ликвидации бедствий, например пожаров

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах автоматического управления, в частности автоматической посадки самолета в сложных условиях

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах автоматического управления, в частности автоматической посадки самолета в сложных условиях

Изобретение относится к системам управления полетом, может быть использовано на самолетах, оснащенных дополнительными органами управления, и позволяет повысить живучесть самолета при повреждении его элементов, а также при повреждениях или отказах основных органов управления

Изобретение относится к способам управления полетом маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к системам управления динамическими объектами, управляемыми одновременно двумя операторами с помощью рычагов управления, не связанных механически, и позволяет обеспечить операторов тактильной информацией о величине рассогласования управляющих воздействий от рычагов управления, что дает возможность каждому оператору своевременно определять момент вмешательства другого оператора в управление и при необходимости синхронизировать управляющие воздействия операторов

Изобретение относится к системам управления динамическими объектами, управляемыми одновременно двумя операторами с помощью рычагов управления, не связанных механически, и позволяет обеспечить операторов тактильной информацией о величине рассогласования управляющих воздействий от рычагов управления, что дает возможность каждому оператору своевременно определять момент вмешательства другого оператора в управление и при необходимости синхронизировать управляющие воздействия операторов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к компоновке аэродинамической схемы летательного аппарата
Наверх