Установка пожаротушения

 

Использование: в пожарной технике. Сущность изобретения: установка содержит емкость с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью, сифонную трубку, электроуправляемый распределительный клапан, оросители, а также обратный клапан, электроуправляемый пусковой клапан, понижающий редуктор и баллон со сжатым воздухом или азотом, насос системы охлаждения и радиатор воздушного охлаждения. Ороситель имеет прижимную шайбу и распыливающую шайбу с тангенциальными прорезями. В качестве огнетушащего вещества используется "Тосол А-40" или "Тосол А-65". 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к установкам пожаротушения, предназначенным для тушения пожара в отсеке двигателя и багажнике автомобиля.

Известна установка пожаротушения, в которой используется в качестве огнетушащего вещества пена (авт.св. СССР N 154446, кл. А 62 С 3/07, 1987).

Недостатками этой установки пожаротушения являются низкая надежность и эффективность тушения и сложность конструктивного исполнения. Для пенообразования применяется вода из системы охлаждения, которая при отрицательных температурах замерзает, а применение хладонов запрещено Монреальской конвенцией. Кроме того, при расходовании воды из системы охлаждения более 50% происходит заклинивание двигателя автомобиля.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является установка пожаротушения, описанная в патенте США N 4248309, кл. А 62 С 35/12, 1984).

Недостатками этой установки пожаротушения являются низкая надежность и эффективность тушения пожара при низких температурах окружающей среды, замерзание воды в системе охлаждения двигателя автомобиля. Кроме того, при расходовании из системы охлаждения двигателя более 50% объема воды может произойти перегрев двигателя и его заклинивание.

Целью изобретения является повышение надежности и эффективности тушения пожара автомобиля.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемой установке пожаротушения емкость с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью соединена через сифонную трубку, установленную выше трубок системы охлаждения для обеспечения неприкосновенного запаса жидкости на охлаждение, и через электроуправляемый распределительный клапан, трубопровод с оросителями, обеспечивающими высокую степень распыла жидкости, а также через обратный клапан, электроуправляемый пусковой клапан, понижающий редуктор с баллоном со сжатым воздухом или азотом и через обратный клапан и насос с рубашкой охлаждения двигателя и радиатором воздушного охлаждения.

При этом ороситель имеет прижимную шайбу и распыливающую шайбу, в которой выполнены тангенциальные прорези.

Кроме того, в качестве огнетушащего вещества используется "Тосол А-40" или "Тосол А-65", подаваемый для тушения горящей поверхности автомобиля с интенсивностью 1 л/м2.с для дизельного двигателя с помощью "Тосола А-40" и 1,1 л/м2.с с помощью "Тосола А-65".

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемой установки пожаротушения; на фиг. 2 - ороситель; на фиг.3 - пример размещения установки пожаротушения на автомобиле; на фиг.4 - графики зависимости времени тушения от интенсивности подачи огнетушащего вещества типа "Тосол".

Установка пожаротушения состоит из емкости 1 с огнетушащим (охлаждающим) веществом типа "Тосол А-40" или "Тосол А-65", сифонной трубки 2, электроуправляемого распределительного клапана, радиатора воздушного охлаждения 4, расширительного бачка 5, пожарных извещателей 6, оросителей 7, обеспечивающих высокую степень дисперсности распыла огнетушащего вещества, сигнально-пускового устройства 8, баллона 9 со сжатым воздухом или азотом, который соединен с понижающим редуктором 10 и электроуправляемым пусковым клапаном 11. Емкость 1 соединена с насосом 12. Ороситель 7 (см. фиг. 2) состоит из корпуса 13, гайки 14, прижимной шайбы 15, распыляющей шайбы 16, имеющей тангенциальные прорези 17 и прокладками 18.

Для предотвращения расходования на тушение пожара неприкосновенного запаса жидкости для охлаждения двигателя из емкости 1 сифонная трубка 2 установлена выше трубки системы охлаждения.

Размещение установки пожаротушения на автомобиле показано на фиг.3. В отсеке двигателя устанавливается четыре тепловых пожарных извещателя 6 дифференциального действия, а также емкость 1 с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью. Баллон 9 со сжатым воздухом (азотом) может быть установлен в кабине автомобиля, отсеке двигателя или багажника. Для защиты багажника предусматриваются не менее двух тепловых или дымовых извещателей 6. Для распределения огнетушащего вещества в отсеке двигателя или в багажнике служат два электромагнитных распределительных клапана 3,которые открывают доступ огнетушащему веществу в тот горящий отсек, откуда пришел сигнал от пожарных извещателей на сигнально-пусковое устройство 8.

На фиг. 4 представлены графики зависимости времени тушения пожара автомобиля и интенсивности подачи огнетушащего вещества. Оптимальная интенсивность (Iопт.) подачи огнетушащего вещества типа "Тосол" находится из условия Iопт = (1-3)Iпр, где Iкр. - критическая интенсивность подачи огнетушащего вещества (определяется по графикам). Для тушения пожара в отсеке двигателя оптимальная интенсивность подачи огнетушащего вещества типа "Тосол" составила 1 л/м2. с для дизельного топлива "Тосолом А-40" и 1,1 л/м2.с - "Тосолом А-65".

При проверке на критерий "существенные недостатки" оказалось, что заявителю указанная совокупность существенных признаков неизвестна.

Установка пожаротушения работает следующим образом.

При пожаре в защищаемом отсеке автомобиля срабатывает не менее двух пожарных извещателей 6, импульс от которых поступает и сигнально-пусковому устройству 5, с которого подается команда на открытые клапана 11 и распределительного клапана 3 того направления, где произошел пожар и сработали извещатели. Сжатый воздух (азот) из баллона 9 подается через понижающий редуктоp 10, поступает в емкость 1 и выдавливает огнетушащее вещество по сифонной трубке 2 через открытый распределительный клапан 3 и оросителям 7, обеспечивающим распыл огнетушащего вещества и подачу его на горящую поверхность с заданной интенсивностью. Часть жидкости подается насосом 12 на охлаждение двигателя автомобиля.

Такая конструкция установка пожаротушения позволяет повысить надежность и эффективность противопожарной защиты автомобиля.

Формула изобретения

1. УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ, содержащая систему охлаждения двигателя, трубопроводы и распыливающие оросители, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности тушения пожара автомобиля, емкость с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью соединена через сифонную трубку, установленную выше трубок системы охлаждения для обеспечения неприкосновенного запаса жидкости на охлаждение, и через электроуправляемый распределительный клапан, трубопровод с оросителями, обеспечивающими высокую степень распыла жидкости, а также через обратный клапан, электроуправляемый пусковой клапан, понижающий редуктор с баллоном со сжатым воздухом или азотом и через обратный клапан и насос с рубашкой охлаждения двигателя и радиатором воздушного охлаждения.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что ороситель имеет прижимную шайбу и распыливающую шайбу, в которой выполнены тангенциальные прорези.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве огнетушащего вещества используется "Тосол А-40" или "Тосол А-65", подаваемый для тушения горящей поверхности автомобиля с интенсивностью 1 л/м2 с или 1,1 л/м2 с соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам пожаротушения на транспортных средствах

Изобретение относится к пожарной технике, в частности к водопенным системам пожарных автомобилей, оборудованных гидровакуумными смесителями жидких компонентов, обеспечивающих автоматическую дозировку пенообразователя в поток воды в их постоянном процентном отношении независимо от величины расхода пенообразующего раствора и величины давления воды на ее вводе и обеспечивающих незамедлительную подачу воды или пенообразующего раствора на очаг пожара

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к пожаротушащей установке

Изобретение относится к противопожарной технике, может быть использовано для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, тушения твердых материалов и осаждения дыма в подвальных помещениях при тушении пожаров экологически чистым огнетушащим веществом и позволяет повысить безопасность эксплуатации при снижении металлоемкости

Изобретение относится к пожарной технике, которая используется при тушении пожаров на этажах зданий, на стенах и др

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к противопожарной технике, использующей реактивный поток газотурбинного двигателя для тушения пожаров, в первую очередь лесных

Изобретение относится к технике тушения пожаров в сельской и городской местности в зимних условиях

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к пожаротушащим установкам импульсного действия

Изобретение относится к подъемным устройствам и может быть использовано для подъема людей и пожаротушения

Изобретение относится к технике пожаротушения, а именно к автомобилям газового пожаротушения

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть применено на пожарных автомобилях, поездах и судах

Изобретение относится к технике пожаротушения и может быть использовано как пульверизатор для распыления жидких, дисперсных веществ
Наверх