Ледорезная установка

 

Использование: в гидротехнике, в частности в ледорезах для очистки поверхности водоемов от льда, околки караванов судов при их зимнем отстое в затонах. Сущность: ледорезная установка включает самоходное шасси, полуприцеп с рамой, сцепное устройство. Баровый агрегат установлен в задней части полуприцепа, а буровой агрегат - впереди барового агрегата на боковой стороне рамы полуприцепа. Последний соединен с самоходным шасси сцепным устройством. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ледотехнике, предназначено для безопасной резки льда и удаления его из водоема и может быть использовано для создания майн в дражных разрезах, для околки караванов судов при зимнем их отстое в затонах.

Известна ледорезная установка, содержащая самоходное шасси с режущим органом в виде бара (авт.св. N 644903, кл. Е 02 В 15/02, 1979).

Недостатком этого устройства является то, что он создает в ледяном покрове только каналы определенной ширины; вырезанная из ледяного покрова ледяная лента после прохождения сламывателя разрушается на льдины различной формы, что усложняет удаление льда из водоема. При резке льда этим устройством его сламывателем создается дополнительная нагрузка на ледяной покров, что увеличивает опасность при проведении этих работ.

В России, Канаде, США большие территории находятся в условиях Крайнего Севера, где водоемы значительную часть времени года покрыты льдом. В этих районах создаются гидротехнические сооружения, ведется дражная добыча полезных ископаемых, судоходство.

В настоящее время многие отрасли народного хозяйства нуждаются в универсальных ледорезных машинах. С их помощью можно обеспечивать безопасность судов, драг, гидротехнических сооружений в зимнее время, обеспечить более ранее начало работ этих средств весной.

Ледорезные работы ведутся в условиях повышенной опасности, поэтому одним из основных требований, предъявляемых к ледорезным установкам, является обеспечение безопасности работ при резке и удалении льда.

Поставленная задача решается следующим образом. Ледорезная установка, содержащая самоходное шасси и баровый агрегат, согласно изобретению, дополнительно содержит полуприцеп, соединенный с самоходным шасси с помощью сцепного устройства, и бурильный агрегат, при этом баровый агрегат установлен в задней части полуприцепа симметрично его продольной оси с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и выполнен с нижней подвеской по отношению к раме полуприцепа, а бурильный агрегат установлен на полуприцепе впереди барового агрегата и прикреплен к раме полуприцепа сбоку. Сцепное устройство состоит из крестовины, двух валов-вилок с упорными торцами, радиальных и упорных подшипников для каждого вала и корпусов для их размещения.

Оснащение ледорезной установки полуприцепом и размещение в его задней части барового агрегата симметрично продольной оси полуприцепа с нижней подвеской к его раме и возможностью поворота в горизонтальной плоскости позволяют отрезать от целикового льда одну льдину за другой, двигаясь вдоль кромки льда на безопасном расстоянии, а размещение бурильного агрегата впереди барового агрегата и крепление его к раме полуприцепа сбоку позволяют зачаливать льдину для ее удаления из водоема еще до того, как она отрезана. Все это повышает безопасность проведения работ при резке и удалении льда.

Выполнение сцепного устройства в виде крестовины, двух валов-вилок с упорными торцами, радиальных и упорных подшипников для каждого вала и корпусов для их размещения позволяет воспринимать нагрузки, возникающие между самоходным шасси и полуприцепом, и передавать крутящий момент от вала отбора мощности самоходного шасси на исполнительные органы установки, размещенные на полуприцепе.

На фиг. 1 показана ледорезная установка, общий вид; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.5 разрез В-В на фиг.1.

Ледорезная установка представляет собой автопоезд, состоящий из самоходного шасси 1, полуприцепа 2 и сцепного устройства 3. Сцепное устройство состоит из крестовины 4, валов-вилок 5 и 6, шарнирных узлов 7 и 8.

Вал-вилка 5 связан муфтой с валом отбора мощности самоходного шасси (на фиг. не показано). Вал-вилка 6 связан с исполнительными органами установки, расположенными на полуприцепе. Полуприцеп состоит из рамы 10, колес 11 и съемных лыж 12, которые устанавливаются при резке льда. На полуприцепе размещены буровой агрегат 13 и баровый агрегат 14. Баровый агрегат состоит из поворотного основания 15, конического редуктора 16, механизма поворота основания 17, механизма опускания и подъема бара 18, механизма ведущей звездочки бара 19, бара 20.

Резку и удаление льда ведут в определенной последовательности. Прорезают щель вдоль одной из сторон площадки, с которой намерены убрать лед. Установку располагают вдоль прорезанной щели стороной, на которой расположен буровой агрегат 13, на расстоянии, не большем длины бара 20 в конце прорезанной щели. Механизмом поворота 17 бар поворачивают на угол 90о от продольной оси установки в сторону прорезанной щели. Механизмом ведущей звездочки 19 приводят в движение режущую цепь бара 20. Процесс резания начинают при опускании бара 20 механизмов 18 и ведут до тех пор, пока бар 20 не займет вертикальное нижнее положение. Так прорезается первая поперечная щель. После этого бар 20 возвращают в исходное положение, то есть, когда он поднят и совмещен с продольной плоскостью установки.

В середине льдины, которую предполагают вырезать первой, бурят отверстие, через которое опускают якорь 21 на тросе 22, принадлежащим грузоподъемному средству, которое будет удалять отрезанную льдину за пределы водоема.

Находясь в продольной плоскости установки, бар 20 опускают до вертикального положения, врезают в лед, и затем установку перемещают вперед на желаемое расстояние, прорезая продольную щель параллельно первой.

Бар 20 возвращают в исходное положение, снова поворачивают на угол 90о в сторону первой продольной щели и вторым поперечным резом льдину отрезают от ледяного покрова, и поскольку она уже зачалена, удаляют. Последующие льдины отрезают и удаляют как и первую.

Размеры отрезаемой льдины определяются грузоподъемностью средств, которые удаляют отрезаемые льдины за пределы водоема.

Изобретение позволяет значительно расширить возможности ледорезной установки, повысить безопасность работ при резке и удалении льда в сравнении с прототипом.

Кроме прокладки каналов в ледяном покрове (для чего предназначен прототип) изобретение позволяет и удалять лед с любой площади, например, создавать в ледяном покрове майны в дражных разрезах, что позволяет весною раньше запустить драгу в работу, а это равноценно повышению годовой производительности драги. Изобретение носит универсальный характер, кроме работ по резке и удалению льда оно может быть использовано при земляных работах.

Формула изобретения

1. ЛЕДОРЕЗНАЯ УСТАНОВКА, содержащая самоходное шасси и баровый агрегат, отличающаяся тем, что она снабжена полуприцепом с рамой, буровым агрегатом, сцепным устройством, при этом полуприцеп соединен с самоходным шасси сцепным устройством, а баровый агрегат установлен в задней части полуприцепа симметрично относительно продольной оси полуприцепа с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, причем баровый агрегат выполнена с нижней подвеской по отношению к раме полуприцепа, а буровой агрегат установлен впереди барового агрегата и закреплен на боковой стороне рамы полуприцепа.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что сцепное устройство состоит из крестовины, двух валов-вилок с упорными торцами, радиальных и упорных подшипников для каждого вала и корпусов для их размещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к способу обводнения пойм зарегулированных рек и в районах сурового климата
Изобретение относится к области предохранения гидротехнических сооружений от значительного повышения уровня воды в реках при таянии льда

Изобретение относится к конструкциям морских стационарных и переставляемых платформ, а также к способам их сооружения на мелководной части шельфа, в первую очередь на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова

Изобретение относится к морской конструкции, в частности к морской платформе, и способу ее сооружения на шельфе замерзающих морей для добычи нефти и газа
Изобретение относится к области гидротехники и касается снижения или устранения последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнений

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для добычи нефти и газа на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к области ледотехники и инженерной гляциологии, в частности к конструкциям механического локального разрушения ледяного покрова с применением неледокольных технических средств, и может быть использовано для снижения ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения, для сооружений континентального шельфа, на ледоколах для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, а более конкретно, к ледостойким комплексам (ЛК) для освоения мелководного континентального шельфа

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледяного покрова
Наверх