Роторно-поршневой двигатель додонова

 

Использование: в автомобилестроении, а именно в роторно-поршневых двигателях внутреннего сгорания. Сущность изобретения: роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с рабочей камерой и роторы поршни. Роторы поршни размещены на валу и снабжены уплотнениями в виде радиальных пластин, шарнирно соединенных телескопическими штангами с силовым механизмом. Силовой механизм снабжен кулачком, а роторы поршни установлены с возможностью движения по поверхности кулачка и связаны между собой при помощи телескопических штанг. Рабочая камера двигателя имеет овальное или эллиптическое сечение. Конструкция двигателя обеспечивает равномерное распределение нагрузки на радиальные уплотнения, повышает срок службы уплотнительных элементов. 2 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в любой области, где необходимо производство двигателей внутреннего сгорания, преимущественно в автомобилестроении.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочей камерой, роторы поршни, размещенные в последней на валу и снабженные уплотнениями в виде радиальных пластин, расположенные в обоймах на вершинах каждого ротора поршня, и силовой механизм с телескопическими штангами, имеющими среднюю и концевые части и шарниры, причем роторы-поршни выполнены в виде пластин, шарнирно соединенных с телескопическими штангами [1] Недостатками известного устройства являются неуравновешенность ротора и существенное истирание уплотнений, обусловленное конструкцией ротора-поршня, что затрудняет его эксплуатацию.

Цель изобретения формирование надежной системы ротор поршень рабочая камера.

На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое устройство, разрез по плоскости, перпендикулярной к оси вращения; на фиг. 3 то же, разрез по оси вращения; на фиг. 4 и 5 уплотнительные элементы; на фиг 6 и 7 рабочая плоскость (поршень); на фиг. 8 графическая методика определения формы направляющих; на фиг. 9-12 схемы работы устройства; на фиг. 13 индикаторная диаграмма четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемое устройство состоит (фиг. 1-3) из следующих основных частей.

Корпус 1 выполнен в виде эллипса или овала, с торцовых сторон закрыт двумя крышками 2, через центры которых проходит вал 3. На валу расположены телескопические штанги 4, внутри которых находятся пружины (не показаны). Штанги 4 при помощи пальцев подсоединены к двум рабочим плоскостям 5, которые выполняют функцию поршней. Рабочие плоскости 5 соединены между собой телескопическими штангами 6, внутри которых находятся пружины (не показаны). Штанги 6 подсоединяются к рабочим плоскостям 5 шарнирно при помощи пальцев. Заодно с крышками 2 выполнены направляющие элементы 7. Конструктивно форма элементов 7 задается траекторией движения рабочих плоскостей 5. Направляющие элементы 7 опираются на вал 3 через подшипники. Корпус 1 снабжен впускным окном 8 и выпускным окном 9. Между окнами 8 и 9 расположена маслосборная канавка 10, из которой масло через отверстие 11 отводится в картер 12. В корпусе 1 расположена свеча зажигания 13, либо форсунка подачи топлива, если двигатель дизельный.

Основу уплотнений рабочей камеры (фиг. 4-7) составляет уплотнительный элемент 14.

Рабочая плоскость 5 снабжена несколькими уплотнительными поясами, каждый из которых состоит из четырех уплотнительных элементов 14. Уплотнительные элементы прижимаются к корпусу 1 и его крышкам 2 при помощи пружин с колпачками 15, которые расположены в специальных отверстиях рабочих плоскостей 5.

Предлагаемое устройство работает следующим образом (фиг. 9-12).

В начале цикла рабочая плоскость 5 (для удобства изображена одна рабочая плоскость) находится в положении, изображенном на фиг. 9, что в сравнении с обычным поршневым двигателем соответствует верхней мертвой точке в начале такта впуска. Впускное окно 8 и выпускное окно 9 в этот момент сообщаются друг с другом через рабочую секцию, объем которой в данный момент минимален. Благодаря инерции столба газа в выпускном патрубке, в рабочей секции и в впускном патрубке создается эффект эжекции, что приводит к продувке рабочей секции. При вращении вала 3 против часовой стрелки рабочая плоскость 5 из положения, изображенного на фиг. 9, посредством штанги 4 начинает перемещаться в направлении вращения. При этом рабочая секция разобщается с выпускным окном 9. Заканчивается процесс продувки и начинается процесс впуска, который происходит за счет увеличения объема рабочей секции и создаваемого при этом разрежения. При вращении вала 3 рабочая плоскость 5 своей поверхностью, обращенной к валу 3, скользит по поверхности направляющих элементов 7, на которые для уменьшения трения подается масло. Взаимное расположение поверхности рабочей камеры и направляющих элементов 7 таково, что каждому конкретному углу поворота вала 3 соответствует только одно конкретное положение рабочей плоскости 5. При вращении вала 3 против часовой стрелки рабочая плоскость 5 переходит из положения, изображенного на фиг. 9, в положение, изображенное на фиг. 10. При этом объем рабочей секции постоянно увеличивается и горючая смесь за счет разрежения заполняет рабочую секцию. При нахождении рабочей плоскости 5 в положении, показанном на фиг. 10, впускное окно 8 еще не перекpыто и горючая смесь по инерции продолжает заполнять рабочую секцию, что повышает коэффициент наполнения. При дальнейшем вращении вала 3 впускное окно 8 перекрывается и начинается процесс сжатия. По приходу рабочей плоскости 5 в положение, изображенное на фиг. 11, процесс сжатия заканчивается. За несколько десятков градусов угла поворота вала 3 до этого положения (20-30о) происходит подача напряжения на свечу зажигания (впрыск топлива). Начинается процесс сгорания топлива.

Возможности предлагаемого устройства в отношении экономичности рассматриваются на примере, когда его корпус 1 выполнен в виде овала. Точки 17 и 18 (см. фиг. 11) являются точками сопряжения дуг с различными радиусами, из которых состоит овал.

Между точками 17 и 18 радиус кривизны поверхности рабочей камеры остается неизменным. Поэтому при движении рабочей плоскости 5 между точками 17 и 18 объем рабочей секции не изменяется, и подвод тепла происходит при постоянном объеме. Таким образом, до начала процесса расширения успевает сгореть больше топлива, чем в существующих двигателях внутреннего сгорания. Поэтому предлагаемое устройство более экономично.

Формула изобретения

1. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочей камерой, роторы-поршни, размещенные в последней на валу и снабженные уплотнениями в виде радиальных уплотнительных пластин, расположенных в обоймах на вершинах каждого ротора-поршня, и силовой механизм с телескопическими штангами, имеющими среднюю и концевые части и шарниры, причем роторы-поршни выполнены в виде пластин, шарнирно соединенных телескопическими штангами, отличающийся тем, что силовой механизм снабжен кулачком, роторы-поршни установлены с возможностью движения по поверхности кулачка и расположения к его поверхности по касательной и связаны между собой попарно при помощи телескопических штанг, шарниры штанг установлены в средней части соответствующих поршней, а средние части штанг жестко на валу.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что рабочая камера выполнена с овальным сечением.

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что рабочая камера выполнена с эллиптическим сечением.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для уплотнения осевых зазоров роторного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании роторных двигателей для колесного транспорта, грузоподъемных механизмов и гребных винтов судов

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для использования в транспортной технике

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой комплексное устройство, состоящее из рабочей ступени роторного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), конструктивно и функционально связанного с компрессионной ступенью роторным компрессором

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на транспорте

Изобретение относится к энергетике, в часности к двигателям "РДК-8", предназначенным для преобразования энергии сгоревшего топлива в механическую энергию, двигатель может быть использован в качестве ДВС для транспортных средств, а также для привода электрогенераторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам объемного расширения

Изобретение относится к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания и позволяет получить рациональный рабочий цикл

Изобретение относится к роторно-лопастным двигателям внутреннего сгорания
Наверх