Муфта

 

Использование: в машиностроении, для включения выходного вала редуктора во вращение при работе его электродвигателя. Сущность изобретения: муфта содержит коаксиально расположенные с возможностью относительного вращения полый вал 2 и дополнительный вал 3, смонтированный на полом валу 2 ведущий элемент 1 механического привода и рукоятку 6 ручного привода, связанную с валом 3. Рукоятка 6 установлена с возможностью продольных и окружных перемещений относительно вала 3 и подпружинена к нему в осевом направлении, на торце вала 3 выполнен по меньшей мере один выступ, а на торце вала 2 - соответствующие углубления, причем на валу 3 выполнены лыски и углубления под выступы рукоятки, при этом углубления валов 2 и 3 взаимно смещены в осевом направлении. 2 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и позволяет обеспечить механическое включение выходного вала редуктора во вращение при работе электродвигателя и возможность ручного поворота вала при отключении муфты.

Известна муфта, обеспечивающая возможность поворота вала при отключении муфты, которая снабжена шарнирно связанным с рукояткой колпачком, жестко связанной с ним втулкой, зафиксированной по оси на валу и подпружиненной в осевом направлении кулачковой шайбой, зафиксированной от поворота. Муфта содержит стержень с наклонной лыской, вставленной в полый вал и взаимодействующий через клин с разжимным кольцом ведущего элемента. Стержень подпружинен к кулачковой шайбе, рукоятка выполнена с эксцентриком, контактирующим с кулачковой шайбой, кулачки которой взаимодействуют при отключении муфты с кулачками, предусмотренными на торце полого вала. Подпружиненный стержень c наклонной лыской, клин и разжимное кольцо, установленные внутри ведущего элемента, обеспечивают на выходном валу редуктора необходимый вращающий момент. В этом случае при превышении заданного крутящего момента, регулируемого поджатием пружины, при работе электродвигателя происходит пробуксовка выходного вала редуктора.

Однако из-за наличия большого количества деталей конструкция муфты усложнена и в редукторах, где выходной вал может вращаться без пробуксовки и где не требуется обеспечить на выходном валу редуктора заданный крутящий момент, применение такой муфты нецелесообразно.

Задача изобретения упрощение конструкции муфты.

Это достигается тем, что муфта снабжена дополнительным валом, установленным коаксиально и с возможностью вращения внутри полого вала, а рукоятка ручного привода связана с дополнительным валом.

При этом, если требуется передавать с помощью муфты небольшие вращающие моменты, то муфту целесообразно выполнить таким образом, чтобы ее рукоятка ручного привода была выполнена с цилиндрическим углублением, диаметр которого равен диаметру торцевой части полого вала, и с возможностью вращения надета на него. В этом случае для обеспечения возможности жесткого сцепления и расцепления рукоятки с полым валом служит обычный зажимной винт и вкладыш, охватывающий полый вал с возможностью прижима к нему.

Если же требуется передавать с помощью муфты при работе электродвигателя редуктора большие вращаюшие моменты, то на торце рукоятки ручного привода выполнен по меньшей мере один выступ, а на торце полого вала выполнены ответные углубления, рукоятка ручного привода подпружинена к дополнительному валу с возможностью относительных перемещений в осевом и окружном направлениях и с возможностью поочередного сцепления с каждым из валов, дополнительный вал выполнен с лысками и углублениями под выступы рукоятки, причем углубления полого и дополнительного валов взаимно смещены в осевом направлении.

На фиг. 1 показана муфта в первом варианте выполнения вертикальный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 муфта во втором варианте выполнения в положении, когда вал ручного привода находится в зацеплении с полым валом; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 муфта во втором варианте выполнения в положении, когда вал ручного привода расцеплен от полого вала; на фиг. 6 рукоятка с выступами; на фиг. 7 дополнительный вал с лысками и углублениями под выступы рукоятки.

Муфта состоит из двух полумуфт, одной из которых является ведущий элемент червячное колесо 1 и соединенный жестко с ним полый вал 2 редуктора, а другой полумуфтой служит дополнительный вал 3 ручного привода, установленный с возможностью вращения в подшипниках скольжения 4, 5 в полом валу 2. С дополнительным валом 3 жестко соединена рукоятка 6 ручного привода.

Первый вариант выполнения муфты (фиг. 1) предназначен для передачи небольших вращающих моментов. В этом варианте рукоятка 6 с возможностью вращения надета на полый вал 2. Для этой цели на рукоятке 6 выполнено цилиндрическое углубление, диаметр которого равен диаметру торцевой части полого вала 2. Для обеспечения возможности жесткого сцепления и расцепления рукоятки 6 с полым валом 2 служат зажимной винт 7 и вкладыш 8, охватывающий полый вал 2 и вставленный в выборку, предусмотренную на рукоятке 6. Монтаж вала 3 ручного привода с ее рукояткой 6 выполнен с помощью цилиндрического штифта 9.

С помощью первого варианта выполнения муфты большие вращающие моменты передавать нельзя потому, что при недостаточно надежном зажиме винтом 7 вкладыша 8 будет иметь место пробуксовка рукоятки 6 вместе с дополнительным валом 3 ручного привода.

Второй вариант выполнения (фиг. 3-7) предназначен для передачи больших вращающих моментов. В этом случае элементы муфты, подвергающиеся нагрузкам, рассчитываются на прочность.

Во втором варианте выполнения муфты рукоятка 6 ручного привода подпружинена пружиной 10 относительно дополнительного вала 3 и насажена на торцевую часть по ходовой посадке. Пружина 10 установлена в цилиндрическом углублении, предусмотренном на лицевой стороне рукоятки 6. Для исключения возможности выпадания как рукоятки 6, так и пружины 10 служит шайба 11, жестко прикрепленная к торцу дополнительного вала 3.

Для обеспечения возможности поочередного сцепления как с дополнительным валом 3 ручного привода, так и с полым валом 2 на торце рукоятки 6 прикреплены две фигурные шпонки 12, которые на торце рукоятки образуют выступы 14 и 15, расположенные на диаметрально противоположных местах один относительно другого.

Для этих выступов на торце полого вала 2 выполнены ответные углубления 19 и 20, а на конце дополнительного вала 3, в предусмотренном утолщении 16, выполнены две лыски 17 и 18 и ответные углубления 21 и 22. Дополнительный вал 3 своей утолщенной частью установлен по ходовой посадке в выточку, которая предусмотрена на полом валу 2.

Для обеспечения во втором варианте выполнения муфты возможности поворота дополнительного вала 3 относительно полого вала 2 при включении с помощью рукоятки 6 или механического привода, когда должен работать электродвигатель 23, или ручного привода, когда рукоятка 6 должна находиться в сцеплении только с дополнительным валом 3, углубления 19 и 20 полого вала 2 и углубления 21, 22 дополнительного вала 3 в осевом направлении смещены относительно друг друга (фиг. 3-5).

Муфта работает следующим образом.

В первом выполнении муфты сцепление дополнительного вала 3 ручного привода с полым выходным валом 2 обеспечивается с помощью поджатия вкладыша 8 винтом 7 к цилиндрической поверхности полого вала 2. В этом случае полый вал 2 и дополнительный вал 3 вращаются совместно и работает механический привод от электродвигателя 23.

При освобождении вкладыша 8 от поджатия полый выходной вал 2 редуктора не вращается, а вращается только дополнительный вал 3, т.е. при этом работает только ручной привод.

Во втором выполнении муфты сцепление дополнительного вала 3 ручного привода с выходным полым валом 2 для включения механического привода обеспечивается подтягиванием рукоятки 6 к себе и поворотом ее вокруг дополнительного вала 3 до положения, когда его выступы 14 и 15 на рукоятке 6 свободно войдут в зоны, образованные лысками 17 и 18 на утолщенной части дополнительного вала 3 (фиг. 3, 4), и затем дальнейшим поворотом рукоятки 6 уже вместе с валом 3 произойдет совмещение выступов 14 и 15 рукоятки 6 с ответными углублениями 19 и 20, предусмотренными на торце полого вала 2. В этом случае полый вал 2 и дополнительный вал 3 будут вращаться совместно, т.е. произойдет включение механического привода.

Расцепление дополнительного вала 3 от полого вала 2 при включении ручного привода обеспечивается подтягиванием рукоятки 6 к себе, поворотом ее вокруг дополнительного вала, совмещением ее выступов 14, 15 с ответными углублениями 21, 22 на дополнительном валу 3.

Формула изобретения

1. МУФТА, содержащая полый вал и смонтированный на нем ведущий элемент механического привода, рукоятку ручного привода, установленную с возможностью взаимодействия с полым валом при включении и выключении механического привода, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным валом, установленным коаксиально и с возможностью вращения внутри полого вала, а рукоятка ручного привода связана с дополнительным валом.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что рукоятка ручного привода снабжена вкладышем, установленным с возможностью прижима к цилиндрической поверхности полого вала, и закреплена на дополнительном валу.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что на торце рукоятки ручного привода выполнен по меньшей мере один выступ, а на торце полого вала ответные углубления, рукоятка ручного привода подпружинена к дополнительному валу с возможностью относительных перемещений в осевом и окружном направлениях и с возможностью поочередного сцепления с каждым из валов, дополнительный же вал выполнен с лысками и углублениями под выступы рукоятки, причем углубления полого и дополнительного валов взаимно смещены в осевом направлении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к гусеничным тракторам для лесной промышленности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу механизма выключения сцепления, управляемого вилкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах управления сцеплением транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств выключения сцепления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Сцепление // 2127379
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сцеплению транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях устройств включения сцепления транспортных средств
Наверх