Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и улучшение теплового режима его работы. Система ох

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ж ° ((а

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4716810/11 (22) 06.07.89 (46) 30.06.91. Бюл. М 24 (75) В.И.Жаворонков, М.С.Хорин, М.И.Баб.кин, B.Ã.Ujàöêîâ, В.А(Тетеркин и Н.И.Куликов (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 757354, кл. В 60 Н 1/02, 1979. Ы 1659239А1 (я)э В 60 Н 1/02, F 01 Р 7/16 (54) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА, (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и улучшение теплового режима его работы. Система ох1659239

20 лаждения двигателя и отопления салона содержит рубашку 1 охлаждения двигателя 2, центробежный насос 3, теплообменники 4 и

5 охлаждения масла двигателя и гидромеханической передачи, радиатор 6, автономный подогреватель 7 с циркуляционным насосом 8 и отопители 11-14. Терморегулирующие устройства 9 и 10 имеют распределительные камеры и термостаты, причем их распределительные камеры сообщаются между собой. Патрубок 32 устройства 10 через клапаны термостатов подключается к отопителям и обводному трубопроводу 34 с запорным вентилем 50, закрытым в зимнее время. Патрубок 35 устройства 10 также через клапаны термостатов подключен к всаИзобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для охлаждения дизельных двигателей с использованием жидкого теплоносителя и отопления салонов городских автобусов.

Цель изобретения — повышение эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и улучшение теплового, режима его работы, На фиг,1 представлена принципиаль-! ная схема системы охлаждения дизельного двигателя и отопления салона автобуса; на фиг.2 — первое терморегулирующее устройство, включенное в систему, по фиг.1 продольный разрез; на фиг. 3 — etapoe терморегулирующее устройство, продольный разрез.

Система охлаждения и отопления содержит рубашку 1 охлаждения двигателя 2, центробежный водяной насос 3 двигателя, жидкостно-масляные теплообменники 4 и 5 охлаждения масла двигателя и гидромеханической передачи с гидрозамедлителем, радиатор 6, автономный подогреватель 7 (например, типа 14,8106 ТУ 37.001,1082 — 82) и его циркуляционный насос 8 (например, типа 34.3730 TY 37,003.1111-82), первое и второе терморегулирующие устройства 9 и

10, воздушно — жидкостные отопители 11, 12, 13, 14 салона и рабочего места водителя.

В корпусе терморегулирующего устройства 9 расположены термостаты 15, 16 и распределительная камера 17. Входной патрубок 18 камеры 17 трубопроводом 19 сообщен с полостью 1, а выходное отверстие 20 камеры 17 — трубопроводом 21 с радиатором 6. Термостат 15 имеет клапан

22, входящий в седло 23 (фиг.2). Аналогичсывающей магистрали 36 насоса 8, к которой подключен и обратный трубопровод 37 от отопителей. Подогреватель 7 подключен к теплообменнику 5, к которому также подключен обратный трубопровод 48 от радиатора, Теплообменник 5 подключен к насосу

3. До достижения температуры охлаждающей жидкости 70-72ОС устройство 10 направляет поток жидкости через патрубок 35, не допуская первоначального переохлаждения теплоносителя на отопителях салона при эксплуатации зимой, обеспечивая тем самым эффективный предпусковой прогрев системы с помощью подогревателя. Клапаны термостатов устройства 9 открываются при температурах жидкости 82-87 С. 3 ил. ные клапан 24 и седло 25 имеет термостат

16, Температура открывания клапанов 22, 24 термостатов 15; 16 — 82-87 С.

В корпусе терморегулирующего устрой5 ства 10 расположены термостаты 26 и 27 и распределительная камера 28. Входной патрубок 29 камеры 28 трубопроводом 30 сообщается с распределительной камерой 17 терморегулирующего устройства 9 через патрубок 31 камеры 17. Выходной патрубок

32 терморегулирующего устройства 10 подводящим трубопроводом 33 соединен с отопителями 11-14 и с обводным трубопроводом 34, а другой патрубок 35 — с всасывающей магистралью 36 насоса 8; Обратный трубопровод 37., отводящий жидкость от отопителей, также соединяется с магистралью 36. Термостат 26 имеет два клапана 38 и 39, входящие в седла 40 и 41, Аналогичные клапаны 42 и 43 седла 44 и 45 имеет термостат 27. Температура открывания клапанов 38 и 42 — 70-72 С, при этом клапаны 39 и 42 закрйваются.

Автономный подогреватель 7.подклю25 чен трубопроводом 46. к теплообменнику 5 охлаждения масла гидромеханической коробки передач, который соединен с насосом

3 с помощью трубопровода 47. Радиатор 6 обратным трубопроводом 48 подключен к

30 теплообменнику 5. Теплообменник 4 охлаждения масла двигателя 2, рубашка 1 охлаж. дения двигателя. насос 3 образуют замкнутый контур.

В системе установлен также вентиль 49.

35 открытый лишь в отопительный сезон, причем в это время запорный вентиль 50 закрыт. В летнее время вентиль 50 открыт, а вентиль 49 — закрыт. Вентили 51 и 52 предназначены для перекрывания трубопрово40 дов при устранении неисправностей в

1659239

30

35 улучшения теплового режима его работы, она снабжена обводным трубопроводом с

50

55 системе. Обводной трубопровод 34 с запорным вентилем 50 подключен трубопроводом 37 к всасывающей магистрали насоса 8.

На фиг.1 направление движения теплоносителя по трубопроводам указано стрелками; зачерненные стрелки обозначают движение жидкости, незачерненные стрелки — движение воздуха.

Система работает следующим образом.

При низких температурах окружающего воздуха для надежного пуска двигателя 2 и прогрева масла в теплообменниках 4 и 5 .включается подогреватель 7 с насосом 8.

Подогреваемая жидкость через теплообменник 5 подается в рубашку 1 охлаждения двигателя, далее по трубопроводу 19, патрубок 18 в распределительную камеру 17 терморегулирующего устройства 9. Клапаны 22 и 24 при этом закрыты, поэтому жидкость направляется исключительно к выходному отверстию 31, трубопроводу 30, попадая через входной патрубок 29 в распределительную камеру 28 терморегулирующего устройства 10. Клапаны 38 и 42 термостатов

26 и 27 закрыты, поскольку температура теплоносителя не достиглэ 70-72 С.

Жидкость через клапаны 39 и 43, патрубок 35 подается по магистрали 36 к насосу

8 и подогревателю 7, где происходит повышение температуры до уровня, необходимого для уверенного пуска двигателя.

После достижения температуры жидкости в системе 70 — 72 С срабатывают термостаты 26 и 27, открывая клапаны 38 и 42.

Теплоноситель поступает через пэтрубок 32 и трубопровод 33 к отопителям 11-14, отдавая на них часть тепла, и следует затем снова к подогревателю 7. Термостаты 26 и

27 следят за температурой жидкости, направляя жидкость к отопителям лишь при температурах выше 70 С.

В случае повышения температуры жидкости выше 82 — 87 С срабатывают термостаты 15 и 16, открывая клапаны 22 и 24. Тогда часть жидкости, помимо патрубка 31, на- 4 правляется и к патрубку 20, поступая к радиатору 6. От радиатора жидкость циркулирует через теплообменник 5, насос

3, рубашку 1, и снова к терморегулирующему устройству 9, Теплообменник 4 подключен параллельно рубашке 1 с насосом 3.

В летнее время при запуске двигателя 2 жидкость циркулирует из рубашки 1 охлаждения двигателя по трубопроводу 19 в терморегулирующее устройство 9, по трубопроводу 30 в терморегулирующее устройство 10, по трубопроводу 36 — к циркуляционному насосу 8, подогревателю 7, по трубопроводу 46 — к теплообменнику 5 и насосу 3.

При температуре жидкости 70 — 72 С открываются клапаны 38 и 42 терморегулирующего устройства 10, жидкость по трубопроводу 33 и обводному трубопроводу

34, запорный вентиль 50 которого открыт, снова поступает к магистрали насоса 8. Вентиль 49 при этом закрыт. При достижении температуры жидкости 82-87 С открываются клапаны 22 и 24 термостатов 15 и 16 терморегулирующего устройства 9, жидкость направляется к радиатору 6. Отдав часть тепла на радиаторе, жидкость поступает к теплообменнику 5, Формула изобретения

Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса, содержащая рубашку охлаждения двигателя, насос, установленный во всасывающей магистрали, радиатор с обратным трубопроводом. жидкостномасляные теплообменники охлаждения масла двигателя и гидромеханической коробки передач, воздушно-жидкостные отопители салона, автономный подогреватель с насосом, терморегулирующее устройство с патрубкэми, распределительной камерой и двумя термостатами с клапанами, при этом распределительная камера сообщена трубопроводом с рубашкой охлаждения двигателя, а одним из патрубков — с входом радиатора, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности предпускового прогрева дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды и запорным вентилем и вторым терморегулирующим устройством с патрубками, распределительная камера которого соединена трубопроводом с распределительной камерой первого терморегулирующего устройства, причем один из патрубков второго терморегулирующего устройства соединен подводящим трубопроводом с воздушножидкостными отопителями салона и одним концом обводного трубопровода, установленного параллельно упомянутым отопителям, а другой патрубок соединен трубопроводом с другим концом обводного трубопровода и началом всасывающей магистрали, при этом во всасывающей магистрали последовательно установлены автономный подогреватель со своим насосом, вентиль и жидкостно-масляный теплообменник гидромеханической коробки передач, а выход радиатора соединен обратным трубопроводом с всасывающей магистралью между вентилем и упомянутым тепло обмен н иком гидр омехан ическ ой коробки передач, причем жидкостно-масля1659239 ный теплообменник охлаждения масла двигателя установлен в отдельном трубопроводном контуре параллельно рубашке охлаждения двигателя и насосу.

1659239

Юмам ладогог

Йтгля

Составитель С. Лошаков

Техред M,MoðãåíTàë Корректор О. Кундрик

Редактор M. Товтин

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 1809 Тираж 341 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя и отопления салона городского автобуса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность привода

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить

Термостат // 1052688

Термостат // 985352

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самосвальным кузовам грузовых транспортных средств, в которых предусмотрен обогрев груза, перевозимого в кузове

Изобретение относится к устройству для отопления и вентиляции салона транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение эффективности работы системы отопления

Изобретение относится к транспортному и дорожному машиностроению, преимущественно к устройствам для обогрева кабин экскаватора

Изобретение относится к отопительной технике транспортных средств (ТС), например автобусов, троллейбусов

Изобретение относится к автомобилестроению , преимущественно к устройствам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в салоне автомобиля , и позволяет повысить эффективность таких систем

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к отопителям транспортных средств, и

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к установкам для кондиционирования воздуха, поступаюш;его в са лон транспортного средства, и обеспечивает повьшение эффективности работы в условиях высоких температур и большой влажности

Изобретение относится к транспортному мац иностроению, в частностн к автомобилестроению

Изобретение относится к устройству для отопления и вентиляции салона транспортного средства
Наверх