Ледокол
Использование: в судах, предназначенных для разрушения льда. Сущность: ледокол содержит понтонообразную носовую часть с проходящим под некоторым углом вверх днищем, несущим по бокам ледоразрушающее средство, корпус ледокола с обеих сторон на всю свою длину выполнен с консольно выступающими наружу верхними вертикальными участками борта, и с примыкающими к ним снизу наклонными вовнутрь участками борта, которые на уровне прохождения ватерлинии располагаются так, что при развороте судна они способны обламывать ледяную кромку. Кроме того, днище носовой части судна в зоне расположения ледоразрушающего средства образует более широкий проход для следующего сзади самого корпуса корабля для обеспечения зазора или свободного пространства между ледовыми кромками и корпусом судна. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Данное изобретение касается судна для разламывания льда.
Известен ледокол, содержащий корпус с понтонообразной носовой оконечностью, днище которой, расположенное под углом к плоскости ватерлинии, в зоне последней выполнено с боковыми ребрами, несущими ледодробящее или ледорежущее средства, при этом расстояние между боковыми ребрами в зоне ватерлинии превышает ширину корпуса в зоне ватерлинии (см. пат. СССР N 1308188, по кл. В 63 В 35/12, 1982). Однако данный ледокол недостаточно эффективен в эксплуатации. Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации ледокола. Поставленная цель достигается тем, что в ледоколе, содержащем корпус с понтонообразной носовой оконечностью, днище которой, расположенное под углом к плоскости ватерлинии, в зоне последней выполнено с боковыми ребрами, несущими ледодробящее или ледорежущее средства, при этом расстояние между боковыми ребрами в зоне ватерлинии превышает ширину корпуса в зоне ватерлинии, наклонное днище носовой оконечности сопряжено с плоским днищем корпуса на расстоянии от носа, равном трети длины ледокола, а корпус ледокола выполнен с консольно выступающими наружу верхними вертикальными участками борта, простирающимися по всей длине ледокола параллельно его продольной оси, а также с примыкающими снизу к верхним участкам наклонными вовнутрь участками борта, которые посредством бортовых скул сопряжены с плоским днищем корпуса, параллельным плоскости ватерлинии, при этом ширина днища носовой оконечности в районе его сопряжения с плоским днищем корпуса соответствует расстоянию между бортовыми скулами и увеличивается в направлении носа ледокола, а расстояние между верхними вертикальными участками бортов в районе носа ледокола больше, чем ширина днища носовой оконечности в зоне ватерлинии. Кроме того, боковые ребра выполнены с прямолинейными или выпуклыми наружу кромками, а днище носовой оконечности над или под ватерлинией в поперечном сечении выполнено плоским, или выпуклым, или по ломаной линии. При этом днище носовой оконечности в промежутке между участком его сопряжения с плоским днищем корпуса и уровнем ватерлинии выполнено с боковыми продольными отогнутыми вверх участками, а упомянутые боковые ребра скруглены. На днище корпуса выполнен ледоразводящий клин, расположенный ниже ватерлинии, преимущественно в районе сопряжения плоского днища корпуса с наклонным днищем носовой оконечности, при этом клин выполнен с боковыми стенками, сопряженными в кормовой оконечности корпуса со скулами или днищем корпуса, расстояние между верхними вертикальными участками бортов, а также расстояние между наклонными участками бортов носовой оконечности постепенно увеличивается к носу ледокола. Данное изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, где на фиг. 1 представлена конструкция корпуса судна со сплошным проходящим в поперечном направлении плоским днищем носовой оконечности корабля и далеко проходящими прямыми боковыми ребрами; на фиг. 2 представлена конструкция корпуса судна со сплошным проходящим в поперечном направлении плоским днищем носовой оконечности корабля и выпуклыми наружу боковыми ребрами; на фиг. 3 представлена конструкция корпуса судна с сильно изломанными в поперечном направлении боковыми кромками вдоль боковых ребер днища носовой оконечности корабля, соответственно вид в перспективе дает на чертеже по всей длине корабля несколько распределенных линий поперечного сечения. Буквой R обозначен корпус судна-ледокола, правая сторона борта которого на всех чертежах показана с несколькими распределенными по всей длине корпуса линиями поперечного сечения. Благодаря этим линиям становится совершенно очевидным, что бортовые стенки судна выполнены с консольно выступающими наружу вертикальными участками, которые проходят по всей длине судна параллельно продольной оси ледокола и даже распространяются на хвостовую часть, при этом не принимается во внимание незначительное расширение носа к носовой части корабля. Верхние консольно выступающие наружу участки 1 борта расположены приблизительно вертикально, а примыкающие к ним снизу наклонные участки 2 бортов направлены под углом 30o вовнутрь корпуса, при этом примыкающие к ним бортовые скулы 3, которые одновременно выполняют функцию боковой стенки корабельного корпуса и которые переходят в плоское днище судна, в целом также направлены вертикально. Носовая часть ледокола, обозначенная буквой Р, выполнена в виде понтона, то есть, днище 4 носовой части расположено приблизительно поперек продольной средней плоскости судна, распространяется в обе стороны от этой плоскости и под некоторым углом наклонно поднимается от днища 5 к носовой части корабля. Зона, в которой начинается переход от днища 5 судна к днищу 4 носовой части, находится приблизительно в передней трети длины корабля, причем данный переход от днища 5 к днищу 4 носовой части судна выполнен плавно. В этой зоне днище 4 носовой части достигает ширины бортовых скул 3, а ее боковые ребра 6 на границе между бортовыми скулами 3 и днищем 5 корабля переходят в закругление 7. Постепенно расширяясь по направлению вперед, днище 4 носовой части судна, наконец, достигнет ширины переднего консольно выступающего наружу вертикального участка 8. В зоне, в которой днище 4 носовой части судна пересекает ватерлинию, в последующем, для краткости, ее обозначили SWL боковые ребра 6 выполнены в качестве средства для дробления льда, которые совместно с днищем 4 носовой части судна проделывают в толще ледяного массива проход с прямолинейными ледяными кромками. Постепенное расширение днища 4 носовой части выбрано таким образом, что расстояние боковых ребер 6 друг от друга в зоне прохождения ватерлинии лишь на небольшую величину больше, чем ширина корпуса (R) в месте прохождения ватерлинии. В варианте конструкции, показанном на фиг. 1, боковые ребра 6 днища 4 носовой части судна в зоне прохождения ватерлинии образуют прямую линию, в то время как в варианте конструкции, показанном на фиг. 2, они образуют выпуклую наружу кривую линию. В обоих вариантах конструкции в зоне прохождения ватерлинии в поперечном направлении к продольной оси судна днище 4 носовой части корабля выполнено плоским, а в зоне под ней оно несколько сгибается вниз с тем, чтобы обеспечить хороший переход к наращиваемому и расширяющемуся вилообразно назад объемному клину 9 в днище судна, вилообразное продолжение 10 которого переводит в бортовые скулы 3. В варианте, показанном на фиг. 3, данная конструкция в этом отношении несколько видоизменена, в этом случае днище 4 носовой части судна по всей своей длине выполнено с боковыми продольными отогнутыми вверх участками 11. Боковые участки 11 ограничены ребрами 12 и боковыми ребрами 6, которые у днища 5 судна переходят в закругление 7. Как уже упоминалось, во всех вариантах конструкции в области расположения носовой части (Р) расстояние между верхними консольно выступающими наружу участками 1 борта увеличивается незначительно и тем самым ширина верхней палубы 13 плавно переходит с носовой части (Р) к баку. Благодаря этому на этом участке соответственно увеличивается расстояние между наклонными участками 2 борта. Вместе с тем во всех вариантах конструкции имеется то общее, что свободный проход, который проделывает днище носовой части судна в ледовом массиве, по ширине является несколько большим, чем ширина следующего корабельного корпуса (R) по ватерлинии, так что обеспечивается зазор между корпусом судна и кромками льда в проходе, который препятствует зажатию корпуса ледокола (R) раздробленной ледовой массой. Другой вариант конструкции ледокола, который хотя здесь и не представлен, но в рамках данного изобретения имеет значение, состоит в том, что дополнительно используется известное устройство, которое производит колебательные движения судна в основном около его середины продольной оси. Благодаря этому дополнительные разрушающие усилия от нижних концов наклонных участков 2 борта, передаются на кромки льда, которые в результате такого воздействия обламываются и просвет между ледяными кромками и корпусом судна ( R ) увеличивается. В результате этого маневренность судна во льду повышается.Формула изобретения
1. Ледокол, содержащий корпус с понтонообразной носовой оконечностью, днище которой, расположенное под углом к плоскости ватерлинии, в зоне последней выполнено с боковыми ребрами, несущими ледодробящее или ледорежущее средства, при этом расстояние между боковыми ребрами в зоне ватерлинии превышает ширину корпуса в зоне ватерлинии, отличающийся тем, что наклонное днище носовой оконечности сопряжено с плоским днищем корпуса на расстоянии от носа, равном трети длины ледокола, а корпус ледокола выполнен с консольно выступающими наружу верхними вертикальными участками борта, простирающимися по всей длине ледокола параллельно его продольной оси, а также с примыкающими снизу к верхним участкам наклонными вовнутрь участками борта, которые посредством бортовых скул сопряжены с плоским днищем корпуса, параллельным плоскости ватерлинии, при этом ширина днища носовой оконечности в районе его сопряжения с плоским днищем корпуса соответствует расстоянию между бортовыми скулами и увеличивается в направлении носа ледокола, а расстояние между верхними вертикальными участками бортов в районе носа ледокола больше, чем ширина днища носовой оконечности в зоне ватерлинии. 2. Ледокол по п. 1, отличающийся тем, что указанные боковые ребра выполнены с прямолинейными или выпуклыми наружу кромками. 3. Ледокол по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что днище носовой оконечности над или под ватерлинией в поперечном сечении выполнено плоским, или выпуклым, или по ломаной линии. 4. Ледокол по пп. 1 3, отличающийся тем, что днище носовой оконечности в промежутке между участком его сопряжения с плоским днищем корпуса и уровнем ватерлинии выполнено с боковыми продольными отогнутыми вверх участками. 5. Ледокол по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что упомянутые боковые ребра скруглены. 6. Ледокол по пп. 1 5, отличающийся тем, что на днище корпуса выполнен ледоразводящий клин, расположенный ниже ватерлинии, преимущественно в районе сопряжения плоского днища корпуса с наклонным днищем носовой оконечности, при этом клин выполнен с боковыми стенками, сопряженными в кормовой оконечности корпуса со скулами или днищем корпуса. 7. Ледокол по пп. 1 6, отличающийся тем, что расстояние между верхними вертикальными участками бортов, а также расстояние между наклонными участками бортов носовой оконечности постепенно увеличивается к носу ледокола.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3