Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов. На ступице 1 концентрично ее оси свободно установлен набор из дисков 2, снабженных зубьями. Этот набор представляет разрезное зубчатое колесо. Ступица снабжена фланцем 3, в котором в отверстиях, равномерно размещенных по окружности, защемлены концы торсионных стержней 4. Другими концами торсионные стержни посредством призматических цапф 5 установлены свободно в соответствующих отверстиях 6 дисков 2. Для прохода стержней через диски 2 в последних выполнены отверстия 7. Набор дисков 2 зафиксирован от продольного смешения пальцами 8. Торсионные стержни 4 установлены в таком порядке, что после реализации эффекта памяти формы, стержни 4, идущие к разным дискам 2, имеют противоположные направления закрутки. Зубчатое колесо работает следующим образом. После установки зубчатого колеса на место и прошествии некоторого времени срабатывает эффект памяти формы и диски 2 разворачиваются в разные стороны. При этом диски 2 несколько сдвигаются в призматических соединениях, а оси торсионных стержней 4 искривляются - это является результатом сложного напряженного состояния стержней 4. Выбирается боковой зазор в зацеплении. Часть дисков 2 работает левыми рабочими профилями зубьев, часть - правыми. Сменив порядок присоединения торсионных стержней 4 к дискам 2, можно восстановить качественные параметры зубчатого колеса за счет включения в работу неизношенных профилей зубьев. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, например, для привода исполнительных органов роботов.

Известен зубчатый элемент передачи, содержащий диски, установленные с возможностью окружного смещения на ступице, и эксцентричные пальцы, взаимодействующие с нечетными дисками /1/.

Недостатком данного устройства является отсутствие упругой связи между дисками и ступицей, следствием чего является повышенная виброактивность передачи, а также отсутствие возможности самокомпенсации бокового зазора по мере износа зубьев.

Наиболее близким по технической сущности является устройство, в котором два зубчатых колеса зубчатой передачи установлены соосно с возможностью относительного углового разворота и связаны торсионным валом, снабженным механизмом закрутки /2/.

Недостатком данного устройства является то, что в одном из направлений силовой поток проходит, минуя торсионный вал, а значит, не используются его упругие свойства, усложнено устройство закрутки, снижена нагрузочная способность зубьев.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и точности.

Для достижения этой цели в зубчатом колесе, содержащем ступицу и по меньшей мере два зубчатых диска, установленных подвижно и соосно на ступице, торсионный элемент выполнен в виде набора торсионных стержней с элементами крепления, выполненными в виде цапф на каждом стержне, зубчатые диски выполнены с призматическими отверстиями, ступица снабжена фланцем, выполненным в виде диска с концентричными отверстиями, в которых жестко закреплены цапфы торсионных стержней, последние свободными концами установлены в призматических отверстиях зубчатых дисков, а торсионные стержни изготовлены из материала, обладающего памятью формы.

На чертеже представлен общий вид предлагаемого зубчатого колеса.

На ступице 1 концентрично ее оси свободно установлен набор из зубчатых дисков 2. Ступица 1 снабжена фланцем 3, в котором в отверстиях, равномерно размещенных по окружности, жестко закреплены концы торсионный стержней 4. Другими концами торсионные стержни посредством призматических цапф 5 установлены свободно в соответствующих отверстиях 6 зубчатых дисков 2. Для прохода стержней через диски 2 в последних выполнены отверстия 7. Набор дисков 2 зафиксирован от продольного смещения пальцами 8. Торсионные стержни 4 установлены в таком порядке, что после реализации эффекта памяти формы, стержни 4, идущие к разным дискам 2, имеют противоположные направления закрутки.

Зубчатое колесо работает следующим образом.

После установки зубчатого колеса на место и выполнения термической обработки "на память" торсионных стержней 4, зубчатые диски 2 разворачиваются в разные стороны. При этом диски 2 несколько сдвигаются в призматических соединениях, а оси торсионных стержней 4 искривляются это является результатом сложного напряженного состояния стержней 4. Таким образом выбирается боковой зазор в зацеплении. Часть дисков 2 работает левыми рабочими профилями зубьев, часть правыми. Сменив порядок присоединения торсионных стержней 4 к дискам 2, можно восстановить качественные параметры зубчатого колеса за счет включения в работу неизношенных профилей зубьев.

Технико-экономические преимущества изобретения сводятся к повышению точности, долговечности и качества работы передачи, включающей такое зубчатое колесо. Это в конечном счете уменьшает затраты на изготовление, эксплуатацию оборудования, в приводе которого используется предлагаемое зубчатое колесо.

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее ступицу и по меньшей мере два зубчатых диска, установленных подвижно и соосно на ступице, торсионный элемент с элементами крепления на одном из концов, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, торсионный элемент выполнен в виде набора торсионных стержней с элементами крепления, выполненными в виде цапф на каждом стержне, зубчатые диски выполнены с призматическими отверстиями, ступица снабжена фланцем, выполненным в виде диска с концентричными отверстиями, в которых жестко закреплены цапфы торсионных стержней, последние свободными концами установлены в призматических отверстиях зубчатых дисков, а торсионные стержни изготовлены из материала, обладающего памятью формы.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в приводных системах , например, радиотелескопов и антенных устройств, к которым предъявляется требование отсутствия люфта

Изобретение относится к области машинои приборостроения и может быть использовано в реверсивных делительных механизмах и кинематических цепях следящих систем приборов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отсчетно-силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев. Зубчатое колесо состоит из пары зубчатых дисков с зубьями (4, 5), установленных соосно с возможностью их взаимного поворота с общим центром вращения, пружинного механизма принудительной установки дисков с обеспечением расположения соседних зубьев каждого колеса в одной радиальной плоскости и имеющего механизм регулирования угла взаимного поворота дисков. Образующие (11, 12) боковых поверхностей зубьев дисков расположены по дугам. Размеры дуг одинаковы для зубьев обоих дисков на каждом участке высоты зубьев. Изобретением решается задача оптимизации режимов нагружения зубьев зубчатого колеса при смещении пятен контакта вдоль образующих их боковых поверхностей. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Механизм клапанного газораспределения предназначен для двигателя внутреннего сгорания, по меньшей мере один распределительный вал которого установлен в головке цилиндров двигателя и приводится с помощью цилиндрических зубчатых колес. Ведущее цилиндрическое зубчатое колесо размещено на установленном в блоке цилиндров двигателя коленчатом валу. Ведомое цилиндрическое зубчатое колесо размещено на распределительном валу. Имеется по меньшей мере одно установленное на опорной цапфе (13), переставляемое промежуточное зубчатое колесо. Опорная цапфа (13) для промежуточного зубчатого колеса выполнена с возможностью закрепления по меньшей мере в двух положениях на торцевой стороне (9а) двигателя внутреннего сгорания. Указанные выше положения соответствуют новому состоянию двигателя и заданному состоянию ремонта двигателя с целенаправленно измененными расстояниями между осями коленчатого вала и распределительного вала. На торцевой стороне (9а) двигателя предусмотрены открытые к торцевой стороне (9а) каналы (16), (18) для смазочного масла, которые в одном или другом положении промежуточного зубчатого колеса расположены соосно с каналом для смазочного масла в опорной цапфе (13) промежуточного зубчатого колеса. Каналы (16), (18) для смазочного масла ориентированы так, что опорная цапфа (13) в одном или другом положении закрывает соответствующий один из каналов (16), (18) для смазочного масла. Технический результат заключается в упрощении изготовления и монтажа механизма клапанного газораспределения. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх