Устройство приоткрывания крышки люка

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: устройство приоткрывания крышки 1 подводно-технического средства, установленной на ее комингсе 2 в объеме комингс-площадки 3 и состыкованной с ним комингс-площадки 4 аварийно-спасательного судна, содержит штырь с резьбой, например, трапецеидальной. Штырь установлен шарнирно на кронштейнах 6, неподвижно закрепленных на комингсе 2. В своей верхней части штырь имеет квадратный хвостовик для присоединения к нему головки ключа. Снизу штырь установлен во вкладыше-шарнире, который позволяет штырю совершать вращательное движение относительно корпуса, а также для перемещения относительно горизонтальной оси для его фиксации в положении по-походному и рабочем. Штырь зафиксирован от осевого перемещения во вкладыше-шарнире с помощью шайбы, гайки и контргайки. На резьбовой части штыря установлена гайка-шарнир, поступательно перемещающаяся вверх-вниз при вращении штыря. На крышке 1 установлены парно кронштейны 19, а на комингс-площадке - кронштейны для закрепления штыря зажимами в рабочем положении и по-походному. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для приоткрывания крышки люка и может быть применено как в судостроении для приоткрывания крышек спасательных люков подводных технических средств (ПТС), как например подводных лодок (ПЛ) или подводных аппаратов (ПА), так и в других отраслях техники, где может потребоваться использование устройства для отрыва крышки при ее открывании при наличии противодавления или для предотвращения отбрасывания крышки при избыточном давлении в объеме под крышкой.

Известно устройство приоткрывания крышки люка, установленной на комингсе, содержащее кронштейны и поворотный элемент (ОСТ В5.2105-75. Крышка входных люков и двери круглые сферические водонепроницаемые).

Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога изобретения.

Известное устройство применяется только при наличии внутреннего давления на крышку и не может быть применено на крышке, где возникает и наружное давление. Кроме того, при наличии давления изнутри одному оператору-спасателю невозможно ручным усилием повернуть маховик крышки для перевода механизма задраивания в положение крышки "открыто".

Техническим результатом изобретения является обеспечение приоткрывания крышки люка на ПТС при наличии избыточного давления либо изнутри крышки, либо снаружи.

Он достигается тем, что в устройстве приоткрывания крышки люка, установленной на комингсе, содержащем кронштейны и поворотный элемент, кронштейны установлены попарно на крышке и на ее комингсе, причем на свободных концах кронштейнов выполнены пазы, при этом в пазах кронштейнов комингса крышки шарнирно установлен поворотный элемент, который выполнен в виде штыря с резьбой под гайку-шарнир, зафиксированную в корпусе с резьбовыми цапфами с установленными на них зажимами для фиксации штыря в пазах кронштейнов крышки, причем в верней части штырь выполнен с квадратной головкой под ключ, а снизу он зафиксирован от осевого перемещения с возможностью вращения.

На фиг. 1 изображен продольный разрез стыкуемых подводных технических средств по их комингс-площадкам с устройством приоткрывания крышки люка; на фиг. 2 выносной узел А на фиг.1 с устройством для приоткрывания крышки в положении по-походному; на фиг.3 выносной узел А на фиг. 1 с устройством приоткрывания крышки в рабочем положении; на фиг.4 разрез Б-Б на фиг. 2.

Устройство приоткрывания крышки 1 люка (фиг. 1) ПТС, установленной на ее комингсе 2 в объеме комингс-площадки 3 и состыкованной с ним комингс-площадки 4 аварийно-спасательного судна (АСС), содержит штырь 5 с резьбой, например трапецеидальной. Штырь 5 установлен шарнирно на кронштейнах 6, неподвижно закрепленных на комингсе 2. В своей верхней части штырь 5 имеет квадратный хвостовик 7 для присоединения к нему головки ключа 8 (фиг. 2 4) с целью передачи штырю 5 крутящегося момента. Снизу штырь 5 установлен во вкладыше-шарнире 9, который позволяет штырю 5 совершать вращательное движение относительно корпуса 10, а также его перемещение относительно горизонтальной оси для его фиксации в положении по-походному. Штырь 5 зафиксирован от осевого перемещения во вкладыше-шарнире 9, например, с помощью шайбы 11, гайки 12 и контргайки 13. На резьбовой части штыря 5 установлена гайка-шарнир 14, поступательно перемещающаяся вверх-вниз при вращении штыря.

Гайка-шарнир 14 заключена в корпус 15 и удерживается в нем от осевого перемещения с помощью крышки 16 (фиг.2 4), прикрепленной к корпусу 15, например, с помощью крепежных болтов 17. Корпус 15 имеет внутри сферическую поверхность для подвижного размещения в нем гайки-шарнира 14. Корпус 15 выполнен с двумя цапфами 18, установленными снаружи и перпендикулярно оси штыря 5. На цапфах 18 выполнена резьба для фиксации штыря 5 в рабочем или в нерабочем положениях посредством кронштейнов 19, закрепленных парно на крышке 1, и кронштейнов 20, закрепленных парно на комингс-площадке 3. На резьбовой части цапф 18 установлены зажимы 21. Рядом с корпусом 15 цапфы имеют валики 22 для установки корпуса 15 в пазах 23 и 24 кронштейнов 19 и 20. Зажимы 21 имеют с одной стороны отверстие 25 для установки их на валиках 22 цапф 18 и круглую проточку 26 для установки их в пазах 23 и 24 кронштейнов 19 и 20, а с другой стороны рифленую поверхность 27 большего диаметра для удобства вращения оператором-спасателем при фиксации устройства. На торцах цапф 18 установлены скобы 28, которые предохраняют зажимы 21 от их свинчивания с резьбовой поверхности цапф 18.

Корпус 10 (фиг. 2 4) имеет внутри сферическую поверхность для размещения в ней с возможностью поворота вкладыша-шарнира 9. Снаружи корпус 10 имеет две цапфы 29, установленные перпендикулярно оси штыря 5. Цапфы 29 предназначены для крепления штыря 5 к комингсу 2 посредством кронштейнов 6. Кронштейны 6 имеют пазы 30 для установки в них цапф 29. Цапфы 29 выполнены с валиками 31 для центрирования и установки их во втулках 32. Втулки 32 предназначены для установки корпуса 10 в пазах 30 кронштейнов 6. Вкладыш-шарнир 9 закреплен в корпусе 10 от осевого смещения с помощью крышки 33 и крепежных болтов 17. А корпус 10 своими цапфами 29 установлен в пазах 30 кронштейнов 6 через втулки 32 и зафиксирован от осевого смещения шайбами 11, гайками 12, скобами 28 с возможностью вращения во втулках 32 относительно оси цапф 29.

Гайка-шарнир 14 (фиг. 2 и 3) имеет в своем корпусе фиксирующие штифты 34, предназначенные для предотвращения ее поворота при рабочем вращении под нагрузкой штыря 5. Для этого под штифты 34 в корпусе 15 выполнены пазы 35.

Крышка 1 имеет кремальерное кольцо 36 для задраивания-отдраивания ее с помощью маховика 37, расположенного снаружи крышки 1, и манжету 38, расположенную на торце крышки 1.

Устройство приоткрывания крышки люка работает следующим образом.

Работа устройства при наличии избыточного давления изнутри крышки (например, при возникновении пожара внутри отсека).

Для установки устройства в рабочее положение (фиг. 1 и 2) необходимо вывести штырь 5 из положения по-походному. Для этого зажимы 21 вручную отводят от кронштейнов 20 посредством вращения зажимов 21 против часовой стрелки. При этом проточки 26 и отверстия 25 выводятся из пазов 24 кронштейнов 20 и валиков 22 цапф 18, освобождая корпус 15 от зафиксированного состояния. Далее штырь 5 с корпусом 15 переводят вручную в вертикальное положение поворотом корпуса 15 относительно оси цапф 29 корпуса 10 до упора цапф 18 корпуса 15 в пазы 23 кронштейнов 19, закрепленных на крышке 1 (фиг. 1 4). Далее зажимы 21 вращением по часовой стрелке вводят в пазы 23 кронштейнов 19 до входа валиков 22 цапф 18 в отверстия 25. На хвостовик 7 штыря 5 надевается головка ключа 8. Оператор-спасатель, находясь сверху крышки 1 в стесненном объеме комингсов 3 и 4, вращает вручную с помощью рукоятки (на чертеже не показано) ключ 8 против часовой стрелки. При этом гайка-шарнир 14, зафиксированная штифтами 34 в корпусе 15, перемещается вниз, увлекая за собой корпус 15 вместе с цапфами 18. Последние своими валиками 22 давят на проточки 26 зажимов 21 и через зажимы 21 на пазы 23 кронштейнов 19. Поскольку кронштейны 19 неподвижно установлены на крышке 1, то давление от гайки-шарнира 14 передается на крышку 1 и последняя прижимается к комингсу 2 крышки 1, освобождая кремальерное кольцо 36 от внутреннего давления. Оператор-спасатель с помощью маховика 37 на крышке 1 (фиг.1) отдраивает кремальерное кольцо 36. Но так как в это время крышка 1 закреплена посредством кронштейнов 19 через корпус 15, штырь 5, корпус 10 и кронштейны 6 к комингсу 2, то не произойдет самопроизвольного открытия крышки под действием внутреннего избыточного давления. Под действием внутреннего избыточного давления крышка 1 стремится открыться вверх. Оператор-спасатель ключом 8 вращает штырь 5 по часовой стрелке. Гайка-шарнир 14 начинает поступательное движение вверх, увлекая за собой корпус 15 с цапфами 18, кронштейнами 19 и крышкой 1 вверх. При этом в районе расположения штыря 5 между манжетой 38 крышки 1 и комингсом 2 образуется щель (фиг. 2 и 3), через которую избыток газов из отсека медленно стравливается наружу до выравнивания давлений снаружи крышки 1 и изнутри.

После выравнивания давлений ключ 8 снимается с хвостовика 7 штыря 5, а зажимы 21 вращением их против часовой стрелки отводятся из пазов 23 кронштейнов 19. Затем штырь 5 вместе с корпусом 15 вращением вокруг оси цапф 29 корпуса 10 отводится от кронштейнов 19 и подводится вручную к кронштейнам 20, установленным на комингс-площадке 3. Здесь штырь 5 устанавливается в положении по-походному. Зажимы 21 вращением по часовой стрелке вводят в пазы 24 кронштейнов 20 и фиксируют корпус 15 в положении по-походному. Далее оператор-спасатель свободно открывает полностью крышку 1 для прохода внутрь отсека.

Работа устройства приоткрывания крышки люка при наличии избыточного давления снаружи крышки (например, при наддуве со стороны АСС или при разрежении в отсеке ПТС).

При наличии избыточного давления снаружи крышки 1 последняя прижата к комингсу 2 с большим усилием, что обеспечивает возможность оператору-спасателю своим ручным усилием повернуть маховик 37 для отдраивания кремальерного кольца 36.

Устройство из положения по-походному выводится оператором-спасателем в рабочее положение. Для этого (фиг. 1 и 2) зажимы 21 вручную отводят от кронштейнов 20 посредством вращения зажимов 21 против часовой стрелки до вывода проточек 26 из пазов 24 кронштейнов 20 и отверстий 25 от валиков 22 цапф 18 корпуса 15. Далее штырь 5 с корпусом 15 переводят из положения по-походному в рабочее вертикальное положение. При этом штырь 5 с корпусом 15 вращается относительно оси цапф 29 корпуса 10 до упора цапф 18 корпуса 15 в пазы 23 кронштейнов 19 (фиг. 1 4). Далее зажимы 21 вводят в пазы 23 кронштейнов 19 до посадки отверстий 25 на валики 22 цапф 18 корпуса 15. На хвостовик 7 штыря 5 надевается головка ключа 8. Оператор-спасатель поворотом маховика 37 на крышке 1 отдраивает с помощью кремальерного кольца 36 крышку 1. Оператор-спасатель вращением ключа 8 по часовой стрелке вращает штырь 5. При вращении по часовой стрелке гайка-шарнир 14, установленная на резьбовой части штыря 5 и зафиксированная от вращения штифтами 34 в корпусе 15, перемещается по штырю 5 вверх. При этом усилие от гайки шарнира 14 передается через корпус 15, цапфы 18, зажимы 21 кронштейнам 19. Но кронштейны 19 жестко установлены на крышке 1 и крышка 1 медленно поворачивается относительно своей оси. При дальнейшем вращении штыря 5 гайка-шарнир 14 поднимает корпус 15 и крышку 1 до образования щели между манжетой 38 и комингсом 2 (фиг. 2 и 3). При появлении щели наружный воздух засасывается внутрь отсека и давления снаружи крышки и изнутри выравниваются.

После выравнивания давлений зажимы 21 вращением их головок 27 против часовой стрелки отводятся из пазов 23 кронштейнов 19, цапфы 18 корпуса 15 освобождаются от зажатого расстояния. Оператор-спасатель переводит штырь 5 с корпусом 15 из рабочего положения в положение по-походному до упора цапф 18 в пазы 24 кронштейнов 20. Далее положение штыря 5 по-походному фиксируется вводом зажимов 21 в пазы 24 кронштейнов 20 и на валики 22 цапф 18 корпуса 15. После этого крышку 1 окончательно открывают для прохода в люк спасателей (фиг.1).

Формула изобретения

Устройство приоткрывания крышки люка, установленной на комингсе, содержащее кронштейн и поворотный элемент, отличающееся тем, что кронштейны установлены попарно на крышке и на ее комингсе, причем на свободных концах кронштейнов выполнены пазы, при этом в пазах кронштейнов комингса крышки шарнирно установлен поворотный элемент, который выполнен в виде штыря с резьбой под гайку-шарнир, зафиксированную в корпусе с резьбовыми цапфами с установленными на них зажимами для фиксации штыря в пазах кронштейнов крышки, причем в верхней части штырь выполнен с квадратной головкой под ключ, а снизу он зафиксирован от осевого перемещения с возможностью вращения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а конкретно - к конструкции люковых закрытий судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции закрытий судовых люков

Изобретение относится к судостроению, в частности к люковым закрытиям

Изобретение относится к люковому закрытию грузового трюма судна

Изобретение относится к области судостроения , а именно к устройствам для испытания судовых механизмов и устройств в условиях, близких к реальным

Изобретение относится к судо строению , в частности к водогазонепроницаемым закрытиям выреза судовой переборки в местах прохода транспортных средств

Изобретение относится к люковым закрытиям , в частности к устройствам для закрытия проемов люков, и позволяет улучшить эксплуатационные качества путем обеспечения надежной фиксации крышки

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в корпусных конструкциях, судовых надстройках и т.д

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в судовых корпусных конструкциях, надстройках и т

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания-закрывания люков, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к люковым закрытиям, имеющим устройство уравновешивания крышки, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к судостроению, а именно к люкам подводных транспортных средств

Изобретение относится к объемным гидравлическим приводам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания люков подвижными щитами или крышками, и может быть применено в судостроении

Изобретение относится к устройствам для приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе подводной лодки, необходимым для выравнивания давления по обеим сторонам крышки и дальнейшего ее безопасного открывания

Изобретение относится к области судостроения, в частности к гидравлическим приводам люковых закрытий

Изобретение относится к области космической техники, а именно к устройствам, обеспечивающим открытие или закрытие входа в герметичные отсеки космических аппаратов
Наверх