Топливная композиция

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга и добавку, включающую органическое соединение марганца и 99,4-99,97 мас.% на добавку продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: бензин прямой перегонки НК-180oС 5-65; добавка 0.5-15; бензин каталитического риформинга остальное. Причем топливная композиция может также содержать смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию НК-160oС парафиновых углеводородов. Топливная композиция также может содержать такие добавки, как N-монометиланилин и/или толуол. Использование предлагаемой топливной композиции позволит вырабатывать товарные бензины А-76, АИ-91, АИ-92, АИ-93 и АИ-95. 2 з.п.ф-лы, 3 табл.

Настоящее изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Известна топливная композиция для двигателей с искровым зажиганием на основе углеводородной фракции, содержащая 0,6-12 об. метил-трет-бутилового эфира, 0,1-2,1 об. монометиланилина, 0,8-36 об. метилового спирта, 0,3-8,2 об. смеси спиртов С26, композиция также может содержать 0,001-0,2 об. металлоорганических соединений: нафтенат железа, ферроцен, нафтенат марганца или их смесь [1] Однако содержащийся в этой композиции метиловый спирт за счет своей гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей.

Для повышения октанового числа моторных топлив в их составах в качестве антидетонационной добавки используют циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), а также его производные: метил-ЦТМ, хлорметил-ЦТМ, метоксиметил-ЦТМ и другие [2] По эффективности эти соединения сопоставимы, а в некоторых случаях превосходят широко применявшуюся ранее антидетонационную добавку - тетраэтилсвинец.

Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция на основе базового топлива, которая в качестве антидетонационной добавки содержит органическое соединение марганца и смесь, состоящую из спиртов (например, метилового, изобутилового) и эфирных соединений (например, метил-, диметиловый эфир угольной кислоты) [3] Недостатком известной топливной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства, а также увеличенное содержание альдегидов в составе отработавших газов автомобиля.

Задачей изобретения является разработка топливной композиции, соответствующей требованиям окружающей среды, расширение ассортимента товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных топлив.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга и добавку, включающую органическое соединение марганца и 99,97-99,4 мас. продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. бензин прямой перегонки НК-180oС 5-65; добавка 0,5-15; бензин каталитического риформинга остальное.

Причем топливная композиция может также содержать смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию НК-160oС парафиновых углеводородов.

Топливная композиция может также содержать такие добавки, как N-монометиланилин и/или толуол.

Отличие заявляемого технического решения от известного состоит в использовании в качестве базового топлива смеси бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга, содержание в добавке в качестве кислородсодержащего соединения продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта в количестве 99,97-99,4 мас. на добавку, а также заявленное соотношение компонентов в композиции.

Указанное отличие позволит вырабатывать широкий ассортимент экологически чистых автомобильных бензинов А-76, АИ-91, АИ-92, АИ-95, обладающих улучшенными эксплуатационными характеристиками вследствие пониженного содержания ароматических углеводородов и практически отсутствия олефиновых углеводородов.

Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов с последующим перемешиванием.

Характеристика компонентов, используемых в качестве базового топлива, приведена в табл.1.

В качестве продукта этерификации метилового спирта бутиленами используют присадку Фэтерол, представляющую собой смесь 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, выпускаемую по ТУ 301-03-008-94, или метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) ТУ 38.103704-90.

В качестве органического соединения марганца используют метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца (МЦТМ). Однако могут быть использованы: циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дициклопентадиенил марганца и другие. При этом характеристики топливной композиции будут находиться на уровне заявляемой.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 5 образцов топливной композиции, состав которых приведен в табл. 2.

Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на товарные бензины А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.

Результаты испытаний приведены в табл. 3. Данные, приведенные в табл. 3, показывают, что все приготовленные образцы соответствуют требованиям ТУ.

ЛИТЕРАТУРА 1. Патент ПНР N 108076, С 10 L 1/10, 1980.

2. Сборник "Марганцевые антидетонаторы". М. Наука, 1971, с. 61-67.

3. Заявка ФРГ N 2447345, С 10 L 1/30, 1976 (прототип).

Формула изобретения

1. Топливная композиция на основе базового топлива, содержащая добавку, включающую органическое соединение марганца и кислородсодержащее соединение, отличающаяся тем, что в качестве базового топлива используют смесь бензина прямой перегонки, начало кипения 180oС, и бензина каталитического риформинга и добавка в качестве кислородсодержащего соединения содержит продукт этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутиловый спирт в количестве 99,4 99,97 мас. (в расчете на добавку) при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.

Бензин прямой перегонки, начало кипения 180o С 5,0 65,0 Добавка 0,5 15,0 Бензин каталитического риформинга Остальное 2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию парафиновых углеводородов, выкипающую в интервале начало кипения 160o С.

3. Композиция по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что дополнительно содержит N-монометиланилин и/или толуол.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для получения из углеводородного сырья высокооктановых бензинов, олефинов, ароматических углеводов и др

Изобретение относится к области нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для получения из углеводородного сырья высокооктановых бензинов, ароматических углеводородов, олефинов

Изобретение относится к способу переработки тяжелого нефтяного сырья каталитическим крекингом и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению сырья для производства сажи

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению бензина

Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для получения из углеводородного сырья высокооктановых бензинов, олефинов, ароматических углеводов и др

Изобретение относится к области нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для получения из углеводородного сырья высокооктановых бензинов, ароматических углеводородов, олефинов

Изобретение относится к способам эксплуатации многотрубного аппарата с пневмотранспортной циркуляцией и может использоваться для проведения теплои массообменных процессов и химических реакций с твердой фазой, например для пиролиза углеводородного сырья, сушки и охлаждения твердого материала, для каталитических процессов, и позволяет повысить надежность работы аппарата и качество целевого продукта, снизить эксплуатационные затраты за счет обеспечения устойчивого транспортирования

Изобретение относится к способам обработки дисперсных материалов, находящихся во взвешенном состоянии, и позволяет повысить качество обработки материалов за счет разрушения застойных зон и повышения однородности слоя

Изобретение относится к конструкции устройств с кипящим слоем, может быть использовано для снижения уноса в аппаратах с кипящим слоем и позволяет упростить конструкцию аппарата и повысить равномерность распределения подаваемого сверху на кипящий слой материала

Изобретение относится к конструкции регенератора и позволяет интенсифицировать процесс выжига кокса с адсорбентов (катализаторов), повысить стабильность их свойств в условиях постоянных окислительных регенераций и сократить продолжительность регенерации

Изобретение относится к устройствам для регенерации катализаторов

Изобретение относится к конструкции вибровихревого аппарата, позволяет упростить конструкцию и -повысить надежность аппарата

Изобретение относится к реакторным устройствам установок каталитического крекинга и позволяет увеличить выход целевого продукта и снизить расход катализатора при переработке тяжелого сырья

Изобретение относится к способу и устройству для циркуляции твердых частиц в реакторе с псевдоожиженным слоем
Наверх