Червячная передача бернюкова п.е.

 

Изобретение относится к механизмам силовой передачи вращения между пересекающимися валами, в частности к червячным передачам. Техническим результатом является повышение КПД передачи. Для этого червячное колесо выполнено в виде вала с закрепленными на нем двумя кольцеобразными дисками, между которыми по винтовой линии с шагом, соответствующим шагу винта червяка, закреплены опорные пластины-зубья. Червяк выполнен в виде вала, по винтовой линии которого с заданным шагом жестко и перпендикулярно его осевой линии закреплены оси, на которые посажены роликоподшипники. Передача снабжена по числу роликоподшипников корпусами. При вращении вала червяка корпуса роликоподшипники накатываются на пластины-зубья червячного колеса и, перекатываясь по ним, передают последнему вращательный момент червяка и тем самым приводят во вращение червячное колесо. 3 ил.

Изобретение относится к механизмам силовой передачи вращения между пересекающими валами, в частности к червячным передачам.

Известна червячная передача, содержащая червячное колесо и червяк, установленный с возможностью взаимодействия с червячным колесом посредством роликоподшипников, размещенных на осях по винтовой линии червяка [1] Недостаток этой червячной передачи состоит в том, что конструктивно червяк и червячное колесо выполнены цельными, и для образования винтообразного гребня червяка и зубьев на червячном колесе требуются зубонарезные технологические операции с достаточно высокой степенью чистоты обработки, что по существу является непреодолимым препятствием при изготовлении супермощных передач с червячным колесом в диаметре до 2 м и более из-за отсутствия необходимого зубонарезного технологического оборудования. Кроме того, наличие маслозаполненного картера, являющегося необходимым элементом такой червячной передачи, поскольку он служит не только для смазки роликоподшипников, но и удерживает роликоподшипники от выпадания из своих гнезд, усложняет конструкцию и также практически не позволяет изготавливать супермощные передачи. Одновременно расположение осей роликоподшипников параллельно валу червяка приводит к потере КПД, поскольку роликоподшипники при взаимодействии с поверхностью зубьев червячного колеса испытывают торцовую нагрузку и находятся в состоянии трения-скольжения.

Техническим результатом изобретения является повышение КПД передачи.

Для достижения этого результата в червячной передаче, содержащей червячное колесо в виде вала с закрепленными на нем двумя кольцеобразными дисками, червяк, взаимодействующий с червячным колесом посредством роликоподшипников, установленный на осях, снабжают по числу роликоподшипников корпусами, заполненными каждый маслом, в каждом из которых размещено по одному роликоподшипнику, оси роликоподшипников расположены перпендикулярно относительно осевой линии вала червяка и закреплены на нем жестко, а зубья червячного колеса выполнены в виде пластин, закрепленных между двумя кольцеобразными дисками с возможностью взаимодействия с корпусами роликоподшипников.

На фиг. 1 изображена червячная передача, общий вид; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 узел I на фиг.2.

Червячная передача содержит червячное колесо, выполненное в виде вала 1 с закрепленными на нем двумя кольцеобразными дисками 2, между которыми по винтовой линии с шагом, соответствующим шагу винта червяка, закреплены опорные пластины-зубья 3. Червяк выполнен в виде вала 4, по винтовой линии которого с заданным шагом жестко и перпендикулярно относительно осевой линии вала 4 закреплены оси 5, на которые посажены роликоподшипники 6. Передача снабжена по числу роликоподшипников корпусами 7, герметично закрытыми и каждый соответствующей крышкой 8. Червяк установлен с возможностью взаимодействия с пластинами-зубьями 3 червячного колеса посредством своих роликоподшипников 6 и корпусов 7.

Передача работает следующим образом.

При вращении вала 4 червяка корпуса 7 роликоподшипников 6 накатываются на опорные пластины-зубья 3 червячного колеса и, прокатываясь по ним, передают последнему вращательный момент червяка и тем самым приводят во вращение червячное колесо. При этом, поскольку оси 5 роликоподшипников расположены перпендикулярно относительно осевой линии вала 4, то роликоподшипники 6 с корпусами 7 испытывают радиальные нагрузки и находятся в состоянии трения-качения, что приводит к повышению КПД червячной передачи. Выполнение червяка и червячного колеса сборными, не требующими технологической операции нарезки зубьев как на червяке, так и на червячном колесе, создает технологические возможности, т.е. с применением известных технологий и технологического оборудования и без предъявления высоких требований к чистоте рабочих поверхностей взаимодействия червяка с червячным колесом, изготавливать супермощные червячные передачи с размерами червячного колеса в диаметре от 2 м и более. Кроме того, поскольку каждый роликоподшипник 6 размещен в собственном герметичном маслозаполненном корпусе 7, защищающем их от пыли, влаги и утечки смазки, то этим самым устраняется надобность в маслозаполненном картере, отсутствие которого значительно упрощает конструкцию, снижает металлоемкость и требования к условиям эксплуатации и также способствует возможности изготовления супермощных червячных передач.

Формула изобретения

Червячная передача, содержащая червячное колесо в виде вала с закрепленными на нем двумя кольцеобразными дисками, червяк, взаимодействующий с червячным колесом посредством роликоподшипников, установленных на осях, отличающаяся тем, что она снабжена по числу роликоподшипников корпусами, заполненными каждый маслом, в каждом из которых размещено по одному роликоподшипнику, оси роликоподшипников расположены перпендикулярно относительно осевой линии вала червяка и закреплены на нем жестко, а зубья червячного колеса выполнены в виде пластин, закрепленных между двумя кольцеобразными дисками с возможностью взаимодействия с корпусами роликоподшипников.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано предприятиями при необходимости изменения передаточного момента

Привод // 2094677
Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в составе изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуются радиаторы с большим передаточным числом и возможностью самоторможения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления силовых приводных устройств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и поворотных устройствах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх