Система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета

 

Система аварийного сброса фонаря используется в авиационной технике и позволяет сдвинуть фонарь в продольной плоскости и сбросить его вверх под углом к продольной плоскости. Система имеет фиксаторы фонаря в рабочем положении, силовой привод в виде цилиндра, механизм стопорения с качалкой, контактно взаимодействующей с силовым цилиндром, посредством тяги взаимосвязанный с управляющим рычагом. Управляющий рычаг посредством шаровой головки взаимодействует с опорной площадкой фонаря. На нижнем конце управляющего рычага расположен захват, взаимодействующий с опорным сектором фюзеляжа. Система снабжена направляющим механизмом в виде телескопических штанг с фиксаторами. Передние концы телескопических штанг закреплены на фонаре, а задние посредством разъемных шарниров связаны с наклонными осями. Этим обеспечивается исключение столкновения фонаря с креслом пилота при его катапультировании, что повышает его безопасность. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается системы аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета.

Известны системы аварийного сброса фонаря, содержащие рычаги сброса, узлы крепления фонаря, которые фиксируют фонарь в его радиальном положении и механизм сброса в виде силового привода (1).

Недостатком указанной системы является недостаточная безопасность катапультирования пилота из-за возможности столкновения кресла с фонарем.

Известна также система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета, содержащая устройство для выламывания фонаря в виде пластинообразного элемента, подвешенного на шарнирном приспособлении к внутренней поверхности фонаря (2).

Недостатком этой системы является низкая безопасность процесса катапультирования из-за возможного травматизма пилота осколками фонаря.

Наиболее близким по технической сущности и назначению является система аварийного сброса фонаря (прототип), содержащая устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой провод сброса фонаря (3).

Принцип действия этой системы заключается в предварительном сдвиге фонаря в продольной плоскости и последующем сбросе фонаря с одновременным поворотом его в вертикальной плоскости.

Недостатком прототипа является недостаточная безопасность катапультирования кресла с пилотом из-за возможности столкновения кресла с фонарем, в связи с их отстрелом в одной плоскости.

Предлагаемая система сброса фонаря решает совершенно новую задачу - возможность сдвига фонаря в продольной плоскости с сброс его вверх под углом к продольной плоскости.

Таким образом при сбросе фонаря исключается возможность столкновения его с креслом пилота.

Поставленная задача решается тем, что в системе аварийного сброса фонаря, содержащей устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой привод сброса фонаря, устройство продольного перемещения фонаря выполнено в виде рычажного механизма стопорения фонаря с выходным рычагом, контактно взаимодействующим с силовым цилиндром и посредством тяги соединенного с управляющим рычагом, имеющим на верхнем конце шаровую головку, взаимодействующую с опорной площадкой фонаря, а на нижнем конце разъемный захват, взаимодействующий с опорным сектором фюзеляжа.

При этом система снабжена направляющим механизмом, смонтированным в хвостовой части фонаря и выполненным в виде телескопических штанг с фиксаторами, одни концы которых жестко соединены с фонарем, а другие связаны с осями поворота фонаря относительно фюзеляжа, причем оси повтора расположены под углом в продольном и поперечном направлении относительно оси симметрии фюзеляжа.

Таким образом, заявляемая система соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию изобретения "существенные отличия".

На чертеже изображен общий вид системы сброса фонаря.

Предлагаемая система сброса фонаря двухместной кабины самолета содержит фиксаторы 1 фонаря в рабочем положении, силовой привод в виде цилиндра 2, шток которого контактно взаимодействует с площадкой 3 фонаря.

Система снабжена устройством продольного перемещения фонаря, включающим в себя рычажный механизм стопорения 4 с качалкой 5, контактно взаимодействующий с силовым цилиндром 6.

Рычажный механизм стопорения 4 посредством тяги 7 взаимосвязан с управляющим рычагом 8.

На верхнем конце управляющего рычага 8 закреплена шаровая головка 9, взаимодействующая с опорной площадкой 10 фонаря, а на нижнем конце расположен разъемный захват 11, взаимодействующий с опорным сектором 12, установленным на фюзеляже.

Система, кроме того, имеет направляющий механизм, смонтированный в хвостовой части фонаря и выполненный в виде телескопических штанг 13, 14 с фиксаторами 15, 16.

Передние концы телескопических штанг жестко закреплены на фонаре, а задние посредством разъемных шарниров 17, 18 связаны с наклонными осями 19, 20 фюзеляжа.

При этом оси 19, 20 расположены под углом в продольном и поперечном направлениях к оси симметрии фюзеляжа.

Принцип действия системы аварийного сброса фонаря заключается в следующем.

Подается давление в силовой цилиндр 6, шток которого, выдвигаясь, воздействует на качалку 5 рычажного механизма стопорения 4.

Рычажный механизм стопорения перемещает посредством тяги 7 управляющий рычаг 8 назад.

При этом управляющий рычаг 8 посредством шаровой головки 9 упирается в опорную площадку 10 фонаря, сдвигая последний назад.

Фиксаторы 1 при этом освобождают фонарь от стопорения на фюзеляже.

После перемещения фонаря в продольном направлении захват 11 выходит из зацепления с опорным сектором 12 фюзеляжа, а подвижные звенья телескопических штанг 14 перемещаются в неподвижных звеньях этих рычагов и стопорятся посредством фиксаторов 15, 16.

Давление после силового цилиндра 6 подается в цилиндр 2 силового привода сброса фонаря.

При этом шток цилиндра 2, выдвигаясь, упирается в площадку 3 фонаря и поворачивает его через телескопические штанги 13, 14 относительно наклонных осей 19, 20 фюзеляжа.

При этом фонарь выходит из контакта с управляющим рычагом 8.

Фиксаторы 15, 16 удерживают от перемещения подвижные звенья телескопических штанг 13, 14 вперед от центробежных сил, и при этом при достижении заданного угла поворота фонаря телескопические штанги 13, 14 выходят из зацепления с наклонными осями 19, 20.

Таким образом, фонарь полностью отсоединяется от фюзеляжа.

Источники 1. Патент ФРГ N 3513492, кл. B 64 C 1/32, 1986.

2. Патент США N 3880387, кл. 244-121, 1974.

3. Патент Великобритании N 1317258, кл. B 7 G, 1973.

Формула изобретения

Система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета, содержащая устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой привод сброса фонаря, отличающаяся тем, что устройство продольного перемещения фонаря выполнено в виде рычажного механизма стопорения фонаря с качалкой, контактно взаимодействующей с силовым цилиндром, посредством тяги соединенного с управляющим рычагом, имеющим на верхнем конце шаровую головку, взаимодействующую с опорной площадкой, расположенной на фонаре, а на нижнем конце - разъемный захват, взаимодействующий с опорным сектором, расположенным на фюзеляже и выполненный с возможностью выхода из зацепления с ним, при этом система снабжена направляющим механизмом, смонтированным в хвостовой части фонаря и выполненным в виде телескопических рычагов с фиксаторами, одни концы которых жестко соединены с фонарем, а другие посредством разъемных шарниров связаны с осями поворота фонаря относительно фюзеляжа с возможностью выхода из зацепления с ним при достижении заданного угла поворота фонаря, причем оси поворота расположены под углом в продольном и поперечном направлениях относительно оси симметрии фюзеляжа.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования скоростных летательных аппаратов, приспособленных к спасению пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для пассажирских многосекционных самолетов большой вместимости

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к механизмам включения и отключения аварийного надувного трапа Целью изобетения является повышение надежности, уменьшение веса, упрощение изготовления и сборки

Изобретение относится к воздухоплаванию и касается создания летательных аппаратов с аварийными средствами спасения и средствами увеличения подъемной силы

Самолет // 2176209
Изобретение относится к средствам спасения пассажиров летательного аппарата

Самолет // 2181092
Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров

Изобретение относится к авиации, и в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров

Изобретение относится к авиации и, в частности, к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров

Вертолет // 2213026
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров

Вертолет // 2213027
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров
Наверх