Судовой движитель

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судовых движителей. Судовой движитель содержит приводной вал и лопасти, установленные на оконечности приводного вала посредством ступицы, которая охватывает последний с возможностью свободного вращения относительно оси вала. Ступица выполнена со спицами, к каждой из которых шарнирно прикреплена соответствующая лопасть с возможностью качания и с возможностью сопряжения с поверхностью вала по обе стороны от ступицы. Копиры выполнены в поперечном сечении эллипсообразными, при этом разноименные оси поперечных сечений копиров по обе стороны от ступицы параллельны друг другу. Движитель снабжен кольцевой насадкой, закрепленной на спицах, стопорным устройством с приводом, лопастями для реверса, шарнирно закрепленными на насадке, и приводом поворота лопастей для реверса. При вращении приводного вала и крайнем левом положении стопорного устройства лопасти роликами взаимодействуют с копирами, совершая качательное движение и создавая тягу переднего хода. Насадка вращается с относительно небольшой скоростью. В правом положении стопорное устройство фиксирует ступицу и воздействует на привод, отклоняя лопасти для реверса, и насадка вращается совместно с приводным валом, создавая лопастями для реверса тягу заднего хода. Достигается улучшение эксплуатационных качеств движителя. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования движителей.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств движителя.

На фиг. 1 изображен продольный разрез движителя; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б фиг. 1.

Судовой движитель, содержит приводной вал 1, ось которого параллельна диаметральной плоскости судна, и лопасти 2, установленные попарно симметрично относительно взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через ось приводного вала 1, на оконечности приводного вала 1 посредством ступицы 3, с которой выполнен вал 1 и которая охватывает последний с возможностью свободного вращения относительной оси вала. Ступица 3 выполнена со спицами 4, к каждой из которых шарнирно прикреплена соответствующая лопасть 2 с возможностью качания вокруг оси, перпендикулярной плоскости, проходящей через ось вала 1 и спицы 4, и с возможностью сопряжения с поверхностью вала 1 по обе стороны от ступицы 3. Поверхности сопряжения вала 1 выполнены в виде копиров 5 и 6 эллипсообразной формы в поперечном сечении, при этом разноименные оси поперечных сечений копиров 5 и 6 по обе стороны от ступицы 3 параллельны друг другу.

Движитель снабжен кольцевой насадкой 7, охватывающей лопасти 2 и закрепленной на спицах 4, и стопорным устройством 8, размещенным внутри приводного вала 1 с возможностью взаимодействия со ступицей 3 и снабженным приводом 9.

Судовой движитель снабжен двумя лопастями 10 для реверса, шарнирно прикрепленными к кольцевой насадке 7 в ее кормовой части симметрично относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ось приводного вала 1, и приводом 11 поворота упомянутых лопастей 10, взаимодействующими со стопорным устройством 8. В передней и задней части движителя установлены защитные решетки 14 и 15 соответственно.

Движитель работает следующим образом.

Для получения переднего хода судна приводят во вращение приводной вал 1, привод 9 при этом находится в крайнем левом положении и стопорное устройство 8 не взаимодействует со ступицей 3, которая свободно вращается относительно оси вала 1, и приводом 11 поворота лопастей 10, лопасти 2, сопряженные с поверхностями концов 5 и 6 через ролики 12, совершают угловые колебания относительно цапф 13, через которые проходят оси, перпендикулярные плоскостям, проходящим через ось вала 1 и спицы 4, и тем самым создают пропульсивную тягу. Кольцевая насадка 7 вместе со спицами 4 и лопастями 2 из-за свободного вращения ступицы 3 будет вращаться в ту же сторону, что и вал 1. Однако частота вращения насадки 7 по сравнению с частотой вращения вала 1 из-за ее относительно большего гидравлического сопротивления будет незначительной. Для реверсирования пропульсивной тяги привод 9 перемещают вправо, при этом стопорное устройство 8 фиксирует ступицу 2 и воздействует на привод 11 поворота лопастей 10, поворачивая их относительно оси приводного вала 1. Кольцевая насадка 7 начинает вращаться совместно с приводным валом 1, создавая лопастями 9 тягу заднего хода.

Формула изобретения

Судовой движитель, содержащий приводной вал, ось которого параллельна диаметральной плоскости судна, лопасти, установленные попарно симметрично относительно взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через ось приводного вала, на оконечности приводного вала посредством ступицы, с которой выполнен вал и которая охватывает последний с возможностью свободного вращения относительно оси вала, при этом ступица выполнена со спицами, к каждой из которых шарнирно прикреплена соответствующая лопасть с возможностью качания вокруг оси, перпендикулярной плоскости, проходящей через оси вала и ступицы, и с возможностью сопряжения с поверхностью вала по обе стороны от ступицы, причем поверхности сопряжения вала выполнены эллипсообразной формы в поперечном сечении, при этом разноименные оси поперечных сечений копиров по обе стороны от ступицы параллельны друг другу, кольцевую насадку, охватывающую упомянутые лопасти и закрепленную на спицах, и стопорное устройство, при этом стопорное устройство размещено внутри приводного вала с возможностью взаимодействия со ступицей и снабжено приводом, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств движителя, он снабжен двумя лопастями для реверса, шарнирно прикрепленными к кольцевой насадке в ее кормовой части симметрично относительно горизонтальной плоскости, проходящей через ось приводного вала, а также приводом поворота упомянутых лопастей, взаимодействующим со стопорным устройством.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к способам борьбы с вибрацией корпусов судов, вызванной работой гребных винтов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям плавучих средств

Изобретение относится к способу, предназначенному для глушения подводного звука, производимого судном, а также к судну, оборудованному устройством для глушения подводного звука

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению, а именно к лопастям гидравлических движителей

Изобретение относится к области водных транспортных средств, а более конкретно, к движителям быстроходных судов с динамическим принципом поддержания

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании малошумных совмещенных двигательно-движительных установок

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве движителя с колебательным перемещением рабочего органа

Изобретение относится к судостроению, а также к гидромашиностроению и может быть использовано в судовых и корабельных движителях различного типа, в колесах Грима, в гидравлических насосах и гидротурбинах для повышения КПД и снижения кавитационной эрозии

Изобретение относится к судостроению, к гребным винтам со средствами снижения кавитационных повреждений

Изобретение относится к судостроению, к гребным винтам со средствами снижения кавитационных повреждений

Доска "юл" // 2139221
Изобретение относится к спортивному судостроению и может быть использовано в качестве плавучего средства для развлечения, туризма и спорта на воде

Изобретение относится к судостроению, в частности к реактивным судовым двигателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для снижения вибрации корпуса судна от гидродинамического воздействия гребного винта

Изобретение относится к судостроению и касается создания гусеничных лопастных ходовых частей надводных и подводных кораблей

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям, использующим энергию морских волн для движения судна

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям надводных и подводных судов

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания малошумных судовых движителей, например гребных винтов
Наверх