Устройство для снижения вибраций корпуса судна от гидродинамического воздействия гребного винта


G10K11 - Способы и устройства для передачи, проведения или направления звука вообще; способы или устройства для защиты от воздействия шума или других акустических колебаний вообще или для их подавления (звукоизоляция для транспортных средств B60R 13/08; звукоизоляция для самолетов B64C 1/40; звукоизоляционные материалы см. в соответствующих подклассах, например C04B 26/00- C04B 38/00; уменьшение шума на верхнем строении путей E01B 19/00; поглощение передаваемого по воздуху шума с дорог или железнодорожных путей E01F 8/00; звукоизоляция, поглощение или отражение шума в строительных сооружениях E04B 1/74; акустика помещений E04B 1/99; звукоизоляция полов E04F 15/20; глушители шума и выхлопные устройства

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для снижения вибрации корпуса судна от гидродинамического воздействия гребного винта. Устройство для снижения вибраций корпуса судна от гидродинамического воздействия гребного винта содержит систему отверстий на днище корпуса в районе гребного винта, перед ним, и воздушную магистраль, соединенную с системой отверстий и с источником воздуха. Водяная магистраль соединена с системой отверстий, а также через регулировочные клапаны - с воздушной магистралью и нагнетателем воды - водяным насосом. В месте соединения водяной и воздушной магистралей участок водяной магистрали выполнен с плавным сужением и с последующим плавным расширением поперечного сечения. Воздушная магистраль одним концом соединена с водяной магистралью непосредственно в районе наименьшего сечения упомянутого участка, а другой конец воздушной магистрали сообщается либо с атмосферой, либо с воздуходувкой. Достигается снижение вибрации и воздушного шума в помещениях судна. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается проблемы снижения вибраций и воздушного шума в помещениях судна, обусловленных передачей гребным винтом возмущений на корпус судна через водную среду.

Известно устройство для изоляции возмущений, передаваемых от гребного винта через воду на корпус судна, основанное на создании между днищем корпуса и гребным винтом воздушной пелены (см. Справочник по строительной механике корабля, т.3, Л., Судпромгиз, стр. 671, 1960). Устройство включает систему отверстий на обшивке подводной части корпуса перед гребным винтом, которые посредством трубопровода сообщены с источником воздуха.

Недостатком указанного устройства является малая эффективность изоляционного действия воздушной пелены из-за недостатка расхода подаваемого воздуха, величина которого играет главную роль в достижении эффекта изоляции. Стремление увеличить расход воздуха в таком устройстве требует использования воздуходувок столь значительных массово-габаритных параметров, что приводит к необходимости переоборудования корпуса судна.

Задачей заявляемого изобретения является увеличение эффективности снижения возмущений, передаваемых от гребного винта через воду на корпус судна, путем повышения расхода подаваемого в забортное пространство воздуха.

Для достижения указанного технического результата в устройство для снижения вибрации корпуса, содержащее систему отверстий в корпусе судна, в районе гребного винта, перед ним, и воздушную магистраль, соединенную с системой отверстий и с источником воздуха, введена водяная магистраль, соединенная трубопроводами с системой отверстий и через регулировочные клапаны - с воздушной магистралью и с нагнетателем воды, например водяным насосом. В месте соединения водяной и воздушной магистралей участок водяной магистрали выполнен с плавным сужением и с последующим плавным расширением, а воздушная магистраль соединена с водяной магистралью непосредственно в районе наименьшего сечения упомянутого участка, причем трубопровод, сообщенный с системой отверстий, присоединен к водяной магистрали ниже по потоку участка магистрали с наименьшим сечением.

При этом воздушная магистраль одним концом соединена с атмосферой или же, через регулировочные клапаны, - с воздуходувкой.

Соединение выходного трубопровода источника воздуха не непосредственно с системой отверстий на днище, а с участком магистрали, имеющим сужение, в котором при движении воды создается разрежение, позволяет повысить расход забираемого от источника воздуха, подаваемого в область между гребным винтом и корпусом судна.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлено предлагаемое устройство, а на фиг.2 показаны кривые эффективности использования устройства.

На корпусе 1 судна в плоскости шпангоута в районе гребного винта 2, носовее винта, выполнена система отверстий 3, сообщающаяся посредством трубопроводов 4 с водяной магистралью 5. Водяная магистраль 5 имеет участок 6, выполненный с сужением 7, и соединена трубой 8 через регулировочные клапаны 9, 10 с источником воздуха: с атмосферой или с воздуходувкой 11. Водяная магистраль одним концом соединена с нагнетателем воды 12, например водяным насосом через регулировочный клапан 13, а другим - с системой отверстий 3.

Устройство работает следующим образом.

При движении воды в магистрали 5 в узкой части 7 участка 6 создается разрежение, позволяющее обеспечить засасывание в водяную магистраль воздуха, который в виде образующейся воздушно-водяной смеси нагнетается по трубопроводу 4 через систему отверстий 3 в забортное пространство между гребным винтом 2 и корпусом 1 судна. Расход воздуха регулируется одним из клапанов 9 либо 10 в зависимости от принятого конструктивного варианта устройства, а расход воды в магистрали регулируется клапаном 13.

Преимуществом предлагаемого устройства является то, что решающее влияние на разрежение в узкой части 7 и, следовательно, на величину расхода воздуха оказывает отношение общей площади выходных отверстий к площади сечения узкого участка магистрали, это отношение и, как следствие, расход воздуха могут регулироваться в широких пределах. Так, в частности, при увеличении площади выходных отверстий в заявляемом устройстве возрастание расхода воздуха происходит не прямо пропорционально площади отверстий, как это имеет место в устройстве - прототипе, а сильнее - за счет увеличения разрежения в узкой части 7 участка 6 водяной магистрали 5.

Подача в водяную магистраль воздуха посредством воздуходувки взамен самозасасывания его из атмосферы, хотя несколько усложняет конструкцию заявляемого устройства, однако, обеспечивает получение дополнительного количества воздуха в воздушной пелене между гребным винтом и обшивкой корпуса судна.

Экспериментальная проверка эффективности предлагаемого устройства была проведена в натурных условиях на специально переоборудованном судне водоизмещением 400 т.

Воздух в отверстия мог подаваться тремя способами: непосредственно из воздуходувки, посредством его подачи в участок с сужением сечения трубопровода водяной магистрали с использованием воздуходувки, посредством подачи воздуха в суженное сечение самозасасыванием из атмосферы. При первом способе - расход воздуха регулировался клапаном 9 (клапаны 10 и 13 закрыты), при втором - клапанами 9 и 13 (клапан 10 закрыт), при третьем - посредством клапанов 10 и 13 (клапан 9 закрыт).

В процессе эксперимента проводились сравнительные измерения уровней вибраций обшивки корпуса над гребным винтом, а также уровней воздушного шума в кормовом кубрике при подаче воздуха и в его отсутствие при трех скоростях движения судна 10, 14 и 19 узлов. Диапазон частот составлял от 5 до 100 Гц. Как показал анализ результатов измерений, на сходственных режимах величина снижения уровней вибраций и воздушного шума была практически одинаковой (разница - 1 дБ).

На фиг. 2 в качестве примера приведена величина снижения уровней воздушного шума на частоте 20 Гц в зависимости от погонного расхода воздуха где Q - объемный расход воздуха (м3/с), V - скорость хода (м/с) и В - длина периметра зоны отверстий в плоскости шпангоута (В = 4 м).

Принципиально такие же результаты получены и на других частотах в диапазоне 5-100 Гц, поэтому они не приводятся.

Как и следовало ожидать, при одинаковом погонном расходе воздуха акустическая эффективность исследованных способов его подачи в поток практически одинакова.

Однако максимально достижимый расход воздуха и, соответственно, максимальная эффективность выше при работе заявляемого устройства, т.е. при подаче воздуха не непосредственно в забортные отверстия, а в водяную магистраль. Так, при самозасасывании воздуха из атмосферы в водяную магистраль максимальный расход приблизительно в 1.5 раза больше, а эффективность на 2 дБ выше в сравнении с устройством - прототипом. Аналогично, при нагнетании воздуха в водяную магистраль из воздуходувки его расход в 2.5 раза больше, а эффективность на 3 дБ выше в сравнении с устройством - прототипом.

Формула изобретения

1. Устройство для снижения вибраций корпуса судна от гидродинамического воздействия гребного винта, содержащее систему отверстий на днище корпуса в районе гребного винта, перед ним, и воздушную магистраль, соединенную с системой отверстий и с источником воздуха, отличающееся тем, что в устройство введена водяная магистраль, соединенная трубопроводами с системой отверстий и через регулировочные клапаны - с воздушной магистралью и с нагнетателем воды, например водяным насосом, при этом в месте соединения водяной и воздушной магистралей участок водяной магистрали выполнен с плавным сужением и с последующим плавным расширением поперечного сечения, а воздушная магистраль соединена с водяной магистралью непосредственно в районе наименьшего сечения упомянутого участка, причем трубопровод, сообщенный с системой отверстий, присоединен к водяной магистрали ниже по потоку участка магистрали с наименьшим сечением.

2. Устройство для снижения вибраций корпуса судна по п.1, отличающееся тем, что воздушная магистраль одним концом соединена с окружающим атмосферным пространством либо через регулировочные клапаны - с воздуходувкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроакустике, а именно к подводным акустическим экранам, испытывающим действие гидростатического давления

Изобретение относится к инженерным сооружениям снижения уровня шума от вентиляторов мощной тоннельной вентиляции для защиты пассажиров метрополитена и населения близлежащих зданий от вредного действия звуковых колебаний

Изобретение относится к области защиты объектов от вредного воздействия грызунов отпугивающим эффектом ультразвукового (УЗВ) поля, а также к области исследований поведения животных, птиц и насекомых

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для измерения параметров первичных и вторичных полей плавсредства

Изобретение относится к акустике, более точно касается способа защиты от внешних акустических шумов заданного пространственного объема и устройства для его осуществления

Изобретение относится к охране информации, переносимой акустическими полями и может быть использовано для предотвращения утечки информации по акустическим и оптическим каналам подслушивания

Изобретение относится к области борьбы с вибрацией, возникающей при работе виброактивного оборудования

Изобретение относится к акустическим излучателям, предназначенным для работы в газовых средах, например при подаче звуковых сигналов, а также для интенсификации тепломассообменных процессов, протекающих в газах или на границе газ - жидкость и газ - твердое тело, и может быть использовано в электротифонах, в пищевой промышленности и фармацевтике для интенсификации процессов сушки, в химической и металлургической промышленности для очистки выбросов запыленных газов и т.д

Изобретение относится к судостроению, в частности к реактивным судовым двигателям

Доска "юл" // 2139221
Изобретение относится к спортивному судостроению и может быть использовано в качестве плавучего средства для развлечения, туризма и спорта на воде

Изобретение относится к судостроению, к гребным винтам со средствами снижения кавитационных повреждений

Изобретение относится к судостроению, к гребным винтам со средствами снижения кавитационных повреждений

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судовых движителей

Изобретение относится к судостроению, к способам борьбы с вибрацией корпусов судов, вызванной работой гребных винтов

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям плавучих средств

Изобретение относится к способу, предназначенному для глушения подводного звука, производимого судном, а также к судну, оборудованному устройством для глушения подводного звука

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению, к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению и касается создания гусеничных лопастных ходовых частей надводных и подводных кораблей
Наверх