Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2, шестерни 3 масляного насоса 4, консольно установленной на его ведущем валу и расположенной между этими шестернями 1 и 3, промежуточной шестерни 5. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 двигателя посредством закрепленной на картере проставки 8 с двумя расточками 9 и 11. Одной расточкой 9 проставка 11 центрируется на оси 6 промежуточной шестерни 5, консольно закрепленной на торцевой стенке картера 7 двигателя, в другой расточке 11 проставки 8 центрируется масляный насос. Межосевое расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней 5 и шестерней 3 масляного насоса 4. Проставка 8 на картере 7 двигателя и масляный насос 4 на проставке 8 могут устанавливаться как минимум в двух положениях при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Проставка 8 поворачивается вокруг оси 6 промежуточной шестерни 5 относительно картера 7. Масляный насос 4 поворачивается вокруг своей оси относительно проставки 8. Изобретение упрощает конструкцию привода масляного насоса, обеспечивает унификацию установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в приводе масляных насосов.

Известен привод масляного насоса [1] двигателя В-2, состоящий из конической шестерни коленчатого вала и находящейся с ней в зацеплении ведомой конической шестерни, установленной в нижнем картере и связанной с валом масляного насоса вертикальным шлицевым валиком масляного насоса, закрепленного снаружи двигателя в нижней части картера. Недостатками этого привода является сложность конструкции и необходимость точной установки нижнего картера относительно верхнего. Наружная установка масляного насоса требует обеспечения герметичности масляного насоса и по сочленению его с нижним картером.

Наиболее близкой по исполнению является конструкция привода масляного насоса [2], состоящая из шестерни коленчатого вала, масляного насоса с консолью закрепленной на ведущем вале насоса шестерней и размещенной между этой шестерней и шестерней коленчатого вала промежуточной шестерни, установленной на консольной оси, закрепленной на выступе корпуса масляного насоса. Масляный насос крепится непосредственно на крыше переднего коренного подшипника коленчатого вала.

Конструкция привода масляного насоса по сравнению с предыдущей более простая. Масляный насос установлен внутри двигателя. Не требуется обеспечения полной герметичности масляного насоса. Однако привод масляного насоса обладает определенной сложностью из-за того, что требуется обеспечение точности установки масляного насоса на передней крышке коренного подшипника. Требуется соблюдение точности установки масляного насоса как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Передняя крышка коренного подшипника двигателя выполняется отличной от других крышек коренных подшипников из-за наличия на ней привалочной плоскости и крепежных отверстий для установки масляного насоса.

Требуется обеспечение точности выполнения размера между плоскостью под установку масляного насоса и противоположной плоскостью, сопрягаемую с картером. Требуется обеспечение точности выполнения размера между привалочной плоскостью масляного насоса и осью его ведущего вала. Требуется обеспечение точности установки насоса и его фиксации (например, при помощи штифтов в горизонтальной плоскости). Данная конструкция не обеспечивает унифицированной установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.

Задача состоит в упрощении конструкции привода масляного насоса, повышении технологичности изготовления и сборки, а также обеспечении унификации установки масляного насоса при вертикальном и горизонтальном исполнении двигателя.

Решение задачи достигается за счет того, что в приводе масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, состоящем из шестерни коленчатого вала, ведомой шестерни масляного насоса, консольно установленной на ведущем валу насоса и расположенной между ними промежуточной шестерни, согласно изобретению масляный насос крепится к картеру двигателя через закрепленную при помощи болтов или шпилек проставку с двумя расточками. Одной расточкой проставка центрируется на оси промежуточной шестерни, закрепленной консольно на торце картера двигателя. В другой расточке проставки центрируется масляный насос. Расстояние между расточками равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней и шестерней масляного насоса.

На картере проставка может крепиться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота вокруг оси поворотной шестерни относительно картера двигателя. В проставке выполнены дополнительные крепежные отверстия для крепления масляного насоса в повернутом вокруг своей оси положении.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показан привод масляного насоса двигателя вертикального исполнения. На фиг. 2 показан разрез А-А фиг. 1. На фиг. 3 показан привод масляного насоса двигателя горизонтального исполнения.

Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания состоит из шестерни 1 коленчатого вала 2 и ведомой шестерни 3 масляного насоса 4, которая консольно установлена на ведущем валу насоса 4. Передача вращения от шестерни 1 коленчатого вала 2 к шестерне 3 масляного насоса 4 осуществляется через промежуточную шестерню 5, установленную на консольной оси, закрепленной на переднем торце картера 7 двигателя. Масляный насос 4 крепится к картеру 7 через промежуточную проставку 8, выполненную в виде серьги с двумя расточками. Одной расточкой 9 проставка центрируется на наружном фланце оси 6 и крепится к переднему торцу картера болтами 10. В другой расточке 11 устанавливается масляный насос 4, крепящийся своим фланцем к проставке 8 болтами 12. На проставке 8 имеются дополнительные отверстия 13 для обеспечения крепления масляного насоса 4 в повернутом относительно своей оси положении. Расстояние между расточками 9 и 11 равно межосевому расстоянию шестерен 3 и 5. Для обеспечения межосевого расстояния между шестернями 3 и 5 требуется только обеспечение точности расточек 9 и 11 и их межосевого расстояния. Погрешности установки проставки 8 по углу поворота относительно оси 6 не влияют на работоспособность привода насоса, т.к. при этом межосевое расстояние шестерен 3 и 5 не меняется. Угловые отклонения установки насоса 4 также не требуют жестких ограничений.

Крепление насоса 4 через проставку 8 упрощает конструкцию привода и снижает требования к точности установки масляного насоса относительно привода картера. Точность установки насоса обеспечивается за счет точности выполнения расточек 9 и 11 на проставке 8. Расточки выполняются на одной детали. Их выполнение не вызывает технологических трудностей.

Наряду с вертикальным расположением цилиндров могут быть модификации двигателя с горизонтальным расположением цилиндров. Как правило картер 7 остается без изменений. Поддон 14 (фиг. 1) заменяется на поддон 15 (фиг. 3).

В известных ранее решениях привод масляного насоса в модификациях двигателей с вертикальным и горизонтальным расположением цилиндров претерпевает существенные изменения, т. к. масляный насос требует либо изменения расположения и поворота на 90o, либо изменения расположения маслозаборника и маслоподводящих труб.

Предлагается конструкция позволяет унифицировать привод масляного насоса для двигателей и вертикального и горизонтального исполнения.

При установке масляного насоса на двигатель горизонтального исполнения по отношению к двигателю вертикального исполнения проставка 8 поворачивается на 60o относительно оси 6, крепится шестью равномерно расположенными болтами 10. Относительно проставки 8 маслонасос поворачивается на 90o и крепится болтами 12, заворачиваемыми в дополнительные резьбовые отверстия 13. Конструкция привода масляного насоса двигателя горизонтального исполнения такая же как и в двигателе вертикального исполнения. Изменения координаты и угла поворота насоса обеспечиваются без применения дополнительных или новых деталей. Конструкция отличается высокой технологичностью изготовления и сборки.

Источники информации [1] Б. А. Романов. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Недра, 1989 г., стр. 86, рис. 4.1.

[2] Автомобильные двигатели. /Под редакцией М.С. Ховака. М.: Машиностроение, 1977, стр. 526, рис. 307.

Формула изобретения

1. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, состоящий из шестерни коленчатого вала, шестерни масляного насоса, консольно установленной на его ведущем валу и расположенной между этими шестернями промежуточной шестерни, отличающийся тем, что масляный насос крепится к двигателю через закрепленную на картере проставку с двумя расточками, одной из которых проставка центрируется на оси промежуточной шестерни, закрепленной консольно на торцевой стенке картера, а в другой расточке центрируется масляный насос, расстояние между расточками равно межосевому расстоянию между промежуточной шестерней и шестерней масляного насоса.

2. Привод масляного насоса двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что проставка на картере может устанавливаться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота вокруг оси промежуточной шестерни относительно картера, а масляный насос на проставке может устанавливаться, как минимум, в двух положениях, отличающихся друг от друга углом поворота масляного насоса вокруг своей оси относительно проставок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях двигателей, содержащих топливную систему с топливным насосом высокого давления и систему воздушного пуска

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, являющимся источниками механической энергии, а именно к области поршневых двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в карбюраторных, газовых и дизельных двигателях различного назначения

Изобретение относится к двигателю внутреннего сгорания (ДВС), а именно к конструкции механического привода шестеренчатого масляного насоса системы смазки двигателя, осуществляемого с помощью винтовых шестерен от распределительного или промежуточного валов ДВС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к автотракторному двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС для крепления навесных агрегатов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам отбора мощности двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве автономного агрегата электропитания, предназначенного для энергоснабжения потребителей постоянным и переменным током

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к приводам агрегатов и механизмов ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции многоцилиндровых бесшатунных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Для привода распределительного вала двигателя используется механизм тройного шарнирного параллелограмма, который состоит только из вращательных пар. Привод распределительного вала двигателя механизмом тройного шарнирного параллелограмма может применяться в рядном двигателе, а также в V- образной, W-образной схемах компоновки двигателей. Технический результат заключается в повышении надежности. 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель (1) внутреннего сгорания содержит блок (2) цилиндров, масляный картер (5), коленчатый вал (3), шестерню (4) коленчатого вала, промежуточную шестерню, установленную на промежуточной оси, параллельной оси коленчатого вала, и находящуюся в зацеплении с шестерней (4) коленчатого вала, и шестеренный масляный насос (7) с внутренним зацеплением шестерен, Масляный насос (7) имеет закрепленный на торце блока (2) цилиндров корпус шестерен, в котором установлены с возможностью свободного вращения наружная шестерня и эксцентрично ей вал, ось которого параллельна оси коленчатого вала (3), жестко связанные с валом внутреннюю шестерню и шестерню привода, находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, полость всасывания и полость нагнетания, расположенную непосредственно на входе в нагнетающую масляную магистраль, проходящую в блоке (2) цилиндров, и маслозаборную трубу. Корпус шестерен масляного насоса имеет наружную цилиндрическую поверхность, соосную наружной шестерне нагнетания. Торец блока цилиндров имеет расточку, в которой с упором в ее днище установлен корпус шестерен масляного насоса своей наружной цилиндрической поверхностью, а полость всасывания и полость нагнетания выполнены в днище расточки. В корпусе шестерен имеется отверстие, в котором установлена промежуточная ось, имеющая соосный свободный цилиндрический хвостовик, а на торце блока цилиндров выполнена дополнительная расточка, в которой промежуточная ось установлена свободным цилиндрическим хвостовиком. Технический результат заключается в уменьшении габаритов масляного насоса и упрощении выполнения системы масляных каналов. 5 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх