Электромеханическая трансмиссия гусеничного трактора

 

Изобретение относится к тяговым и транспортным средствам и может быть использовано в гусеничных машинах. Электромеханическая однопоточная трансмиссия содержит первичный тепловой двигатель, кинематически соединенный с ним электрический синхронный генератор, подключенный к генератору через преобразователь частоты тока тяговый асинхронный двигатель. Выходной вал электрического двигателя через зубчатую муфту связан посредством конической передачи с осевым валом, который соединен с входными валами левого и правого механизмов поворота планетарного типа. Последние через бортовые редукторы связаны с ведущими колесами трактора. Система управления трансмиссией включает в себя датчик оборотов выходного вала асинхронного двигателя, датчик и задатчик потока намагничивания асинхронного двигателя, подключенные к выходному блоку управления электромашинами, который соединен с блоком возбуждения синхронного генератора и преобразователем частоты тока. Генератор имеет выход для питания потребителей сети переменного тока. Трансмиссия характеризуется повышенной надежностью работы, сниженными эксплуатационными затратами и расходом меди на ее изготовление. Обеспечивается возможность автоматического регулирования тягового усилия и скоростей в широком диапазоне, а также возможность работы в режиме электростанции. 1 з. п. ф-лы. 1 ил.

Изобретение относится к тяговым и транспортным средствам и может быть использовано в тяговых трансмиссиях гусеничных машин.

Известна силовая установка газотурбовоза, содержащая установленный на валу газотурбинного двигателя синхронный генератор с блоком возбуждения, асинхронный тяговый электродвигатель, подключенный к генератору через преобразователь частоты, и систему управления, включающую в себя датчик числа оборотов выходного вала асинхронного двигателя и выходной блок управления электромашинами, вход которого подключен к выходу датчика числа оборотов, один из выходов - к входу блока возбуждения генератора, а другой выход - к входу преобразователя частоты. В систему управления силовой установкой входят также блок коммутации, блок сравнения оборотов тягового электродвигателя и газовой турбины, дифференцирующий блок, датчик частоты вращения газотурбинного двигателя, задатчик мощности генератора, задатчик направления движения газотурбовоза и регулятор частоты вращения турбины (SU 1013315 A, B 60 L 11/08, 23.04.1983).

В известной силовой установке система управления служит для разгона локомотива в зоне трогания. При этом гиперболическая внешняя характеристика синхронного генератора формируется за счет характеристики газотурбинного двигателя, обеспечивая определенный диапазон автоматического регулирования тягового усилия и скорости локомотива.

Герметичное исполнение электромашин переменного тока исключает возможность попадания атмосферной влаги и пыли в электрические машины, что значительно повышает надежность работы. Отсутствие коллекторно-щеточного аппарата способствует повышению надежности, снижает эксплуатационные затраты на обслуживание, обеспечивает длительный срок службы и возможность работы во взрывоопасных и агрессивных средах.

Однако электрические машины на переменном токе в силу особенностей выходной характеристики электрического двигателя не используются в трансмиссиях тракторов, поскольку диапазон автоматического регулирования тягового усилия и скорости движения трактора в этом случае определяется только возможностями первичного теплового двигателя и в несколько раз ниже, чем у механических, гидромеханических и гидрообъемных трансмиссий. При достижении максимальной мощности теплового двигателя дальнейшее увеличение сопротивлению движения трактора снижает скорость вращения ведущих колес и соответственно выходного вала электрического двигателя, мощность которого при этом падает. В результате рабочий диапазон скоростей трактора определяется только возможностями первичного двигателя.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому техническому решению, принятой в качестве прототипа, является электромеханическая трансмиссия гусеничного трактора, содержащая кинематически соединенный с первичным тепловым двигателем электрический генератор на постоянном токе, подключенный к нему тяговый электрический двигатель на постоянном токе, выходной вал которого кинематически связан с осевым валом, соединенным с входными валами левого и правого механизмов поворота планетарного типа, выходные валы которых, в свою очередь, через бортовые редукторы связаны с ведущими колесами трактора. (Трактор ДЭТ-250 М2, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Трактороэкспорт, СССР/. - М. : Внешторгиздат, Изд. N 4792 СО, 1991, с. 192, рис. 1).

Известная трансмиссия обеспечивает возможность автоматического регулирования тягового усилия и скоростей трактора в широком диапазоне за счет сохранения постоянства мощности при изменении тягового усилия трактора, что обусловлено выходной характеристикой системы генератор - двигатель на постоянном токе.

Однако наличие коллекторно-щеточного аппарата в электромашинах данной трансмиссии приводит к снижению надежности работы из-за износа, зависания, примораживания щеток. Наличие коллектора и контакторной системы управления снижает срок службы агрегата и не позволяет использовать его во взрывоопасных и агрессивных средах. Наличие релейно-контакторного управления приводит к повышенному износу теплового двигателя и механической части из-за неизбежных резких толчков тока.

Недостатком указанной трансмиссии является также повышенный расход меди на изготовление электромашин, негерметичное исполнение электромашин постоянного тока, не исключающее возможность попадания атмосферной влаги и пыли в электрические машины, что значительно снижает надежность работы.

Кроме того, электромашины постоянного тока из-за большой чувствительности к увлажнению обмоток требуют частой проверки сопротивления изоляции. В результате снижается надежность трансмиссии и повышаются эксплуатационные затраты.

Технической задачей, решаемой изобретением, является создание электромеханической трансмиссии гусеничного трактора, обеспечивающей повышение надежности работы, снижение эксплуатационных затрат, снижение расхода меди на ее изготовление, при сохранении возможности автоматического регулирования тягового усилия и скоростей в широком диапазоне.

Технической задачей, решаемой изобретением, является также обеспечение возможности работы электромеханической трансмиссии в режиме электростанции.

Для решения поставленных задач известная электромеханическая трансмиссия гусеничного трактора, содержащая кинематически соединенные первичный тепловой двигатель и электрический генератор, а также тяговый электрический двигатель, выходной вал которого кинематически связан с осевым валом, соединенным с входными валами левого и правого механизмов поворота планетарного типа, бортовые редукторы, установленные между выходными валами упомянутых механизмов поворота и ведущими колесами трактора, система управления с выходным блоком управления электромашинами, снабжена преобразователем частоты тока, электрический генератор выполнен синхронным, тяговый электрический двигатель - асинхронным, а в систему управления введены датчики и задатчики оборотов выходного вала и потока намагничивания электрического двигателя, при этом генератор соединен с электрическим двигателем через преобразователь частоты тока, выходы датчиков оборотов выходного вала и потока намагничивания электрического двигателя подключены к соответствующим входам блока управления электромашинами, один из выходов последнего подключен к входу блока возбуждения синхронного генератора, а другой выход - к входу преобразователя частоты.

В частном случае исполнения согласно изобретению синхронный генератор имеет выход для питания потребителей сети переменного тока.

Как уже указывалось, применение электрического синхронного генератора и тягового электрического асинхронного двигателя на переменном токе в силу герметичности исполнения исключает попадание атмосферной влаги и пыли в электрические машины, что значительно повышает надежность работы. Повышению надежности способствует также отсутствие коллекторно-щеточного аппарата и релейно-контакторного управления. Одновременно снижаются эксплуатационные затраты и расход меди на изготовление электрических машин.

При этом система управления электромеханической трансмиссией, включающая преобразователь частоты тока, а также введенные в систему управления датчик оборотов выходного вала, датчик и задатчик потока намагничивания тягового электрического двигателя обеспечивает возможность автоматического регулирования тягового усилия и скоростей в широком диапазоне при постоянстве мощности тягового электрического двигателя.

Выходной блок управления электромашинами регулирует напряжение синхронного генератора, а также частоту вращения, ток и поток намагничивания асинхронного электрического двигателя. При изменении (например, увеличении) сопротивления движению трактора датчик оборотов передает электрический сигнал об изменении (падении) оборотов ведущего колеса, а датчик потока намагничивания - об изменении (падении) уровня потока намагничивания электрического двигателя на входы системы управления электромашинами. Задатчик потока намагничивания электрического двигателя выдает сигнал задания потока намагничивания двигателя в систему управления для формирования выходным блоком управления электромашинами необходимой выходной мощности тягового двигателя. Выходной блок управления на основании полученных сигналов выдает блоку возбуждения - электрический сигнал задания необходимого напряжения синхронного генератора, а преобразователю частоты тока - электрический сигнал задания требуемой частоты и амплитуды напряжения питания статора асинхронного двигателя для поддержания необходимого уровня тока нагрузки и потока намагничивания асинхронного двигателя.

Выход синхронного генератора для питания потребителей сети переменного тока обеспечивает возможность работы в режиме электростанции.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично изображена предложенная электромеханическая трансмиссия гусеничного трактора.

Электромеханическая однопоточная трансмиссия гусеничного трактора содержит первичный тепловой двигатель 1, кинематически соединенный с ним электрический синхронный генератор 2, подключенный к генератору 2 через преобразователь частоты тока 3 тяговый электрический асинхронный двигатель 4. Выходной вал 5 двигателя 4 через зубчатую муфту 6 связан посредством конической передачи 7 с осевым валом 8. Вал 8 соединен с входными валами 9 левого и правого механизмов поворота планетарного типа 10, которые, в свою очередь, через бортовые редукторы 11 связаны с ведущими колесами 12 трактора. Система управления трансмиссией включает в себя датчик оборотов 13 выходного вала 5 асинхронного двигателя 4, датчик 14 и задатчик 16 потока намагничивания асинхронного двигателя 4, подключенные к выходному блоку управления 15 электромашинами. Последний соединен с преобразователем частоты тока 3 асинхронного двигателя 4 и блоком возбуждения 17 синхронного генератора 2, имеющего выход 16 для питания потребителей сети переменного тока.

Электромеханическая однопоточная трансмиссия гусеничного трактора в тяговом режиме работает следующим образом.

При постоянной скорости вращения выходного вала первичного теплового двигателя 1 в случае увеличения сопротивления движению трактора вращение ведущих колес 12 замедляется, что приводит к падению оборотов выходного вала 5 асинхронного двигателя 4. Датчик оборотов 13 и датчик потока намагничивания 14 передают соответствующие сигналы блоку управления 15 электромашинами, где происходит сравнение потока намагничивания с заданным задатчиком потока намагничивания 16. Блок управления 15, в свою очередь, выдает задания блоку возбуждения 17 синхронного генератора 2 и преобразователю частоты тока 3 на снижение напряжения в синхронном генераторе 2 и на статоре асинхронного двигателя 4, а также на увеличение силы тока и потока намагничивания асинхронного двигателя. Это обеспечивает увеличение крутящего момента на выходном валу 5 асинхронного двигателя 4, в результате чего увеличивается тяговое усилие на крюке трактора.

При уменьшении сопротивления движению трактора система управления электромеханической трансмиссией обеспечивает увеличение скорости вращения выходного вала 5 асинхронного двигателя 4 и соответственно скорости движения трактора.

Таким образом, предложенная электромеханическая однопоточная трансмиссия гусеничного трактора обеспечивает возможность автоматического регулирования тягового усилия и скоростей трактора в широком диапазоне при постоянстве мощности тягового электрического двигателя, повышение надежности работы, снижение эксплуатационных затрат и снижение расхода меди на ее изготовление, а также возможность работы в режиме электростанции.

Формула изобретения

1. Электромеханическая трансмиссия гусеничного трактора, содержащая кинематически соединенные первичный тепловой двигатель и электрический генератор, а также тяговый электрический двигатель, выходной вал которого кинематически связан с осевым валом, соединенным с входными валами левого и правого механизмов поворота планетарного типа, бортовые редукторы, установленные между выходными валами упомянутых механизмов поворота и ведущими колесами трактора, систему управления с выходным блоком управления электромашинами, отличающаяся тем, что она снабжена преобразователем частоты тока, электрический генератор выполнен синхронным, тяговый электрический двигатель - асинхронным, а в систему управления введены датчик оборотов выходного вала, датчик и задатчик потока намагничивания электрического двигателя, при этом генератор соединен с электрическим двигателем через преобразователь частоты тока, выходы датчика оборотов выходного вала, датчика и задатчика потока намагничивания электрического двигателя подключены к соответствующим входам блока управления электромашинами, один из выходов последнего подключен к входу блока возбуждения синхронного генератора, а другой выход - к входу преобразователя частоты.

2. Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что синхронный генератор имеет выход для питания потребителей сети переменного тока.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод УРАЛТРАК"

(73) Патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Челябинская торгово-сервисная компания"

Договор № РД0011454 зарегистрирован 22.08.2006

Извещение опубликовано: 10.10.2006        БИ: 28/2006

TK4A Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях "Изобретения (заявки и патенты)" и "Изобретения. Полезные модели"

Напечатано: (73) Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАКТ"

Следует читать: (73) Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК"

Номер и год публикации бюллетеня: 28-2007

Код раздела: PC4A

Извещение опубликовано: 10.11.2007        БИ: 31/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к железнодорожным локомотивам с газотурбинными двигателями и электрической передачей

Изобретение относится к транспорту, в частности к тяговым электроприводам автоОС Юр 1 №jr- ЗТ L-vv J| .p-w u Фиг.1 номных транспортных средств и позволяет снизить массогабаритные показатели и повысить надежность электродвигателя

Изобретение относится к тяговым приводам транспортных средств, а именно к оборудованию сельскохозяйственных агрегатов, и обеспечивает повышение экономичности

Изобретение относится к машиностроению и касается устройств для отбора мощности от двигателя транспортного средства на электрические машины, предназначенные для привода транспортного средства и электропитания в полевых условиях потребителей электроэнергии

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электрическим силовым передачам транспортных средств на переменном токе, и может быть использовано в транспортных средствах с мотор-колесами

Изобретение относится к комбинированным приводным системам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования крутящего момента и числа оборотов вторичного вала

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электромобилям, и может быть использовано в любой отрасли хозяйства для передвижения и транспортировки грузов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, станкостроении и др

Изобретение относится к средствам, используемым при основной обработке почвы, культивации и внесении удобрений и/или мелиорантов
Наверх