Зубчатая передача

 

Изобретение относится к области машиностроения. В венце одного из зубчатых колес зубчатой передачи выполнены радиальные прорези малой ширины. С торцовых поверхностей каждого зуба выполнены карманы для жидкостного смазочного материала. Полости карманов закрыты планками с протоками для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба. Карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба. Технический результат - повышение нагрузочной способности и долговечности передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам в тяговых устройствах локомотивов, и может быть использовано в простых и планетарных силовых узлах энергетических установок.

Известны устройства передач с колесами, зубья которых имеют кольцевые канавки с глубиной не более высоты головки зуба (см. патент 2010145, 1994 г, "Зубчатое колесо''). Такое устройство колеса значительно повышает нагрузочную способность передач, работающих на средних и больших нагрузках. Кольцевые канавки заполняются жидкостным смазочным материалом, что способствует улучшению работоспособности передачи.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала (свидетельство 9279, 1998 г, "Зубчатая передача"). В венце колеса выполняют выточку, в которой размешают зубчатый диск с полостью в каждом зубе и каналами для наполнения и расхода смазочного материала. Подвод смазочного материала в рабочую зону зубьев колес позволяет увеличить срок службы передачи.

Однако размещение зубчатого диска в венце колеса уменьшает длину контактных линий зацепления, что снижает нагрузочную способность передачи, а использование каналов одного и того же проходного сечения для наполнения полости жидкостным смазочным материалом и его расхода снижает эффективность смазывания колес, так как полость или не успевает заполниться жидкостью, или жидкость вытекает из полости до зоны зацепления. Это снижает долговечность передачи.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение нагрузочной способности и долговечности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала, указанные полости выполнены в виде карманов для жидкостного смазочного материала в венце колеса с прорезями с торцовых поверхностей каждого зуба, радиальные прорези малой ширины сообщаются с полостями карманов, полости карманов закрыты планками с образованием протоков для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба.

Решение технической задачи поясняется чертежами: фиг.1 - продольный разрез венца колеса с радиальными прорезями и карманами для жидкостного смазочного материала; фиг.2 - вид на зуб с торцовой поверхности колеса; фиг.3 - сечение А-А венца колеса вдоль прорези.

В венце 1 зубчатого колеса выполнены радиальные прорези 2 и 3 малой ширины. С торцовых поверхностей венца 1 в каждом зубе выполнены полости в виде карманов 4 и 5 для жидкостного смазочного материала. Радиальные прорези 2 и 3 сообщаются с полостями карманов 4 и 5. Полости карманов закрыты планками 7 с образованием протоков 8 и 9 для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой 6 с отверстием 10 у головки зуба.

Зубчатая передача работает следующим образом. При погружении зубчатого венца 1 полости карманов 4 и 5 через протоки 8 и 9 заполняются жидкостным смазочным материалом. Отверстие 10 в перегородке 6 способствует более полному заполнению полостей карманов 4 и 5 жидкостным смазочным материалом, предотвращая образование воздушных пробок. При вращении колеса под действием центробежных сил жидкостный смазочный материал продавливается через прорези 2 и 3 малой ширины и поступает в зону зацепления. Часть смазочного материала остается в полостях карманов и пополняется при окунании зубчатого венца в жидкостный смазочный материал.

Предложенное техническое решение повышает долговечность зубчатой передачи из-за равномерной подачи жидкостного смазочного материала в рабочую зону зубьев, удерживания жидкостного смазочного материала длительное время в полостях карманов зубьев при утечках его из передачи, а также способствует повышению несущей способности зубчатой передачи из-за распределения нагрузки по всей длине контактных линий зацепления.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в венце одного из которых выполнены радиальные прорези малой ширины и полости в каждом зубе для жидкостного смазочного материала, отличающаяся тем, что указанные полости выполнены в виде карманов для жидкостного смазочного материала в венце колеса с прорезями с торцовых поверхностей каждого зуба, радиальные прорези малой ширины сообщаются с полостями карманов, полости карманов закрыты планками с образованием протоков для жидкостного смазочного материала у ножки каждого зуба, а карманы разделены перегородкой с отверстием у головки зуба.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Редуктор // 2124660

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Отдушина // 2112174

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым редукторам с принудительной системой смазки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам трансмиссий транспортных средств, оснащенных системой смазки под давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи мощности от электродвигателя, подсоединяемого с помощью муфты к ведущему валу, с соответствующим изменением величины и направления крутящего момента к смонтированной на ведомом валу редуктора втулке вентилятора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных устройствах, например в цепных передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических нереверсивных винтовых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах крупногабаритных механизмов
Наверх