Колесная пара малогабаритного рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к малогабаритным рельсовым транспортным средствам, применяемым для перевозки обслуживающего персонала железной дороги в количестве 1-3 человек и небольших грузов. Колесная пара содержит ось и два колеса, каждое из которых состоит из ступицы, связанных с ней дисков и колец, скрепленных с дисками посредством перемычек, а ступица выполнена из двух концентрично расположенных втулок, между которыми расположен упругий элемент, при деформировании которого выступами опорных шайб при навинчивании гаек на ось происходит изменение жесткости колесной пары. Технический результат заключается в выполнении колесной пары жесткой, легкой по весу, с регулируемой жесткостью, с использованием обычных металлорежущих станков для ее изготовления из стандартного проката (листов и труб). 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к колесным парам рельсовых транспортных средств.

Известна колесная пара, которая состоит из оси и двух колес. Колеса бывают двух типов: сборные, состоящие из колесного центра и бандажа, и неразборные или безбандажные (в основном цельнокатаные или литые). Колесный центр состоит из ступицы, напрессовывающейся на подступичную часть оси колесной пары, обода, на котором крепится съемный бандаж, и промежуточной части, выполненной в виде диска (дисковые центры) или спицевого диска (спицевые центры) (см. кн. М.Ф. Вериго, А.Я. Коган. Взаимодействие пути и подвижного состава. - М.: Транспорт, 1986 г., с. 17, 18).

Недостатками известных колесных пар рельсовых транспортных средств являются большая их металлоемкость и необходимость использования сложной технологической оснастки (пресс, литьевые формы и т.д.) для их изготовления.

Ближайшим аналогом, взятым в качестве прототипа, является колесная пара, в которой колеса выполнены с упругими (резиновыми) элементами между ступицей и ободом колеса (см. кн. М.Ф. Вериго, А.Я. Коган. Взаимодействие пути и подвижного состава, с.19, 20). Такой конструкции свойственны те же недостатки, что и у выше указанных, т.е. большая металлоемкость, использование сложного технологического оборудования для их изготовления. Применение упругого элемента из полимерных материалов (резины) без устройств регулирования их жесткости вследствие сравнительно быстро меняющихся вязкоупругих характеристик (ползучести, релаксации) полимерных материалов делает их ненадежными в работе: вместо первоначального натяга в соединениях металл-резина могут появиться зазоры, компенсировать которые в данной конструкции не представляется возможным.

Технический результат, который может быть обеспечен при осуществлении изобретения, заключается в том, чтобы создать колесную пару с небольшой металлоемкостью, для использования ее в малогабаритном рельсовом транспортном средстве (масса которого не более 70 кг), которое возможно вручную одним, двумя рабочими эвакуировать с железнодорожного пути. При этом конструкция колес должна позволять изготовление их из сортового металлопроката (листов, труб) на широко используемом металлорежущем оборудовании, быть жесткой и легкой по весу (при диаметре колеса 250...300 мм), профиле контактной поверхности и ширине. соответствующей локомотивным колесам для нормальной колеи железной дороги), масса одного колеса должна составлять не более 3 кг.

Сущность изобретения: колесная пара малогабаритною транспортного средства содержит ось и два колеса, каждый из которых состоит из ступицы, дисков и упругого элемента, при этом отличительными признаками являются то, что диски в конструкции колес выполнены соосно расположенными с ними кольцами и жестко связаны между собой по периферии колес перемычками, ступица выполнена в виде двух концентрично установленных втулок, в кольцевом зазоре между которыми расположен упругий элемент, который по торцевым поверхностям контактирует с выступами опорных шайб, расположенных на оси колесной пары, и при навинчивании на ось гаек указанные опорные шайбы своими выступами сжимают (деформируют) упругий элемент, изменяя тем самым жесткость колесной пары.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид колесной пары, на фиг.2 - поперечный разрез колеса, на фиг.3 - вид колеса по стрелке Б.

Колесная пара содержит ось 1 и два колеса 2. Каждое из колес 2 состоит из дисков 3 и 4, колец 5, 6, причем диски 3, 4 жестко связаны по внутреннему диаметру отверстия со ступицей, а по периферии колеса несколькими перемычками 7 (металлическими трубками, пропущенными через отверстия, выполненные в дисках 3, 4 и кольцах 5, 6 и заварены сваркой в них) с кольцами 5, 6. Ступица колеса выполнена в виде двух концентрично установленных втулок 8, 9, между которыми расположен упругий элемент 10, контактирующий по обеим торцевым поверхностям с опорными шайбами 11, выступы которых базируются по наружной цилиндрической поверхности втулки 9, и при навинчивании гайки 12 деформируют резиновый массив упругого элемента 10, при этом возможно регулировать жесткость колесной пары, а следовательно, осуществить возможность снижения ударного воздействия колесных пар на рельсы, а также на транспортное средство (экипаж), в котором они могут быть установлены.

При движении колесной пары по рельсам, учитывая малый вес (общий вес транспортного средства вместе с экипажем и грузом будет составлять не более 200 кг), удельное давление, передаваемое на рельсы со стороны колес, даже при контакте отдельных дисков 3, 4 или колец 5, 6 будет незначительным.

Такое конструктивное исполнение колесной пары, в которой колесо изготовлено из нескольких дисков малой толщины (2...3 мм) и колец, связанных между собой перемычками, при ширине колеса ~115 мм (практически как у колесной пары локомотива) и диаметре 250...300 м, позволяет изготовить его жестким и легким по весу (массой ~3 кг), используя для его изготовления стандартный прокат (листы, трубки) и обычные металлорежущие станки, а выполнение ступицы из двух концентрично установленных втулок, между которыми расположен упругий элемент, сжимаемый по торцам опорными шайбами, навинчиваемыми на ось гайками, дает возможность регулировать жесткость колесной пары, а следовательно, уменьшить ударное воздействие на рельсы и транспортное средство, в котором колесная пара используется.

Формула изобретения

1. Колесная пара малогабаритного рельсового транспортного средства, перемещающегося по двухрельсовому железнодорожному полотну, содержащая ось и два колеса, каждое из которых состоит из ступицы, жестко связанных с ней дисков и упругого элемента, отличающаяся тем, что в ней диски колеса выполнены соосно с расположенными с ними кольцами, причем диски и кольца связаны жестко между собой по периферии колеса несколькими перемычками и при движении контактируют по наружному диаметру с рельсами.

2. Колесная пара по п. 1, отличающаяся тем, что в ней ступица колеса выполнена в виде двух концентрично установленных втулок, в кольцевом зазоре между которыми расположен упругий элемент, который контактирует по обеим торцевым поверхностям с выступами опорных шайб, расположенных на оси колесной пары, и при навинчивании на ось гаек указанные опорные шайбы своими выступами деформируют упругий элемент, обеспечивая регулирование жесткости колесной пары.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к локомотивам, вагонам, трамваям, путевым машинам

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности к ходовой части железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к осям вагонов метрополитена

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к конструкции колесных пар

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к устройствам, для увеличения пусковой мощности локомотива

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и касается способа прохождения криволинейных участков пути тележками 1 транспортного средства, имеющими возможность дифференциального вращения ободов колесных пар 2

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, и касается подачи смазки в зону контакта гребня с головкой рельса

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции пассажирских и грузовых вагонов

Изобретение предназначено для применения на железнодорожном транспорте и относится к ходовым частям вагона. Колесная пара состоит из оси дифференциального исполнения, подшипникового узла, две вложенных одна в другую полуоси. Во внутреннем подшипниковом узле применяют связующий стакан, который надевается на упорный и радиальный подшипники, предназначенные для обеспечения необходимой точности посадочных поверхностей наружных колец подшипников. В полуоси с полостью в месте перехода от сплошного сечения к полости между поверхностью дна и внутренней цилиндрической поверхностью полости выдержан необходимый радиус перехода для исключения концентрации напряжений в месте перехода. Полуось сплошного сечения выполняют цельной вместе с упорным буртом, выступами и двумя шейками для посадки радиального и упорного подшипников скольжения. Обеспечивается необходимая связь между угловыми скоростями колес, надежность, долговечность железнодорожной колесной пары и безопасность движения подвижного состава. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рельсовым, а также автомобильным транспортным средствам. Колесная пара транспортного средства содержит ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхность катания по меньшей мере у одного колеса выполнена на ободе, соединенном со ступицей с возможностью вращения. Соединение обода со ступицей выполнено посредством поверхностей вращения, а параметры соединения выбраны из условия, чтобы крутящий момент, определенный силами трения в соединении в начале движения транспортного средства, был больше крутящего момента, который должен быть приложен к колесной паре для трогания транспортного средства с места. Соединение обода со ступицей выполнено посредством введения между ними деталей сферической пары со сферическими поверхностями, обладающими возможностью совершать проскальзывания в трех направлениях указанных поверхностей. Технический результат - снижение износа обода и рельса или поверхности катания колеса и дороги, улучшение вписывания в кривые участки пути. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство (1) для защиты оси (2) колесной пары рельсового транспортного средства содержит накладываемый на ось колесной пары эластомерным мат (3) и для него удерживающие средства (11). Эластомерный мат, по меньшей мере, частично окружен корпусом (4) из материала фиксированной формы. Корпус на своих обоих противолежащих свободных концах (5, 6), которые в смонтированном состоянии обращены, соответственно, к колесу, имеет надрезы (7). Упрощается монтаж корпуса. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

В защитном устройстве (1) оси колесной пары антикоррозионное покрытие (3) выполнено на полиуретановой основе и наносится непосредственно на металл оси, а защитная оболочка (4) выполнена из тонкой спрессованной проволоки в виде листа, обернутого вокруг оси колесной пары и закрепленного на ней. Края защитной оболочки выполнены в виде ломаной линии (5), состыкованы в шахматном порядке и закреплены на оси колесной пары скобами (6), установленными через определенное расстояние, и продетым через них штырем (7). Повышается защита оси от воздействия ударных внешних механических нагрузок с учетом изменения свойств материалов под влиянием изменения температуры окружающей среды. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх