Плавучий док и способ его самодокования

 

Изобретение относится к судоремонту и касается строительства плавучих доков, способных осуществлять самодокование. Плавучий док имеет бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки с уложенным на них палубным настилом, и установленные на упомянутых цистернах вертикальные башни. В его диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее. Поперечные балки соединены с центральными балластными цистернами разъемными замковыми соединениями, установленными в верхней и нижней частях центральных цистерн и в верхней и нижней частях оконечности поперечных балок. Способ самодокования такого дока состоит в том, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения в новом положении и удаляют балласт из упомянутых цистерн для обеспечения всплытия дока. Для обсушки центральных цистерн балласт целесообразно принимать в бортовые цистерны, а замковые соединения запирать во втором положении. Для обсушки бортовых цистерн балласт целесообразно принимать в центральные цистерны, а замковые соединения запирать в третьем положении и после всплытия дока балласт принимать в одну из бортовых цистерн. Технический результат реализации данной группы изобретений заключается в повышении удобства в эксплуатации дока за счет обеспечения его самодокования, в обеспечении возможности проводки дока по узким водным путям двумя транспортными единицами, разделенными по диаметральной плоскости дока, а также в снижении величины поперечного изгибающего момента. 2 с. и 4 з.п.ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области судоремонта, а именно к плавучим докам для подъема судов из воды с целью проведения ремонта подводной части их корпусов.

В качестве ближайшего аналога принят плавучий док, содержащий две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, обеспечивающие остойчивость дока при погружении и всплытии (Плавучий док для судов водоизмещением до 300 т // Водный транспорт за рубежом: Экспресс-информация ЦБНТИ Минречфлота, 1984 г., вып. 14, с. 1-5).

Однако, когда возникает необходимость транспортировки дока в узкостях, разрезка дока по диаметральной плоскости невозможна ввиду того, что остойчивость одной половины дока нельзя обеспечить без сторонних средств.

Кроме этого, когда возникает необходимость осмотра и окраски днищевых поверхностей дока, это возможно только либо подъемом его на берег, либо постановкой в другой док.

Задачей настоящего изобретения является создание дока, способного к транспортировке по узким водным путям и к самодокованию.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом доке, содержащем две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, в диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее, и поперечные балки соединены с упомянутыми центральными цистернами разъемными замковыми соединениями.

Разъемные соединения установлены в верхней и нижней части центральных цистерн и в верхней и нижней части поперечных балок.

Разъемное замковое соединение содержит щеки с соосными отверстиями, прикрепленные к поперечной балке, и расположенную между ними планку с тремя отверстиями, прикрепленную к центральной цистерне, с образованием сквозного отверстия, в которое заведен соединительный палец. Такая конструкция соединения обеспечивает его запирание в одном из трех специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.

Шарнирное соединение, имеющее одну степень свободы (вращение вокруг продольной оси), снабжено втулкой с ребордой, прикрепленной к торцу одной центральной цистерны, заведенной в другую центральную цистерну, снабженную фиксирующим кольцом.

Технический результат от такой конструкции дока заключается в возможности разбить док на две транспортные единицы и, кроме этого, обеспечить его самодокование. Дополнительный технический результат заключается в возможности разгрузить поперечные балки при постановке судна в док.

Способ самодокования плавучего дока заключается в том, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения и удаляют балласт из упомянутых выше цистерн для обеспечения всплытия дока.

При этом для обеспечения выхода из воды центральных цистерн балласт принимают в бортовые цистерны и замковые соединения запирают во втором положении.

Для обеспечения выхода из воды бортовых цистерн левого борта или правого борта балласт принимают в центральные цистерны, замковые соединения запирают в третьем положении и после всплытия дока принимают балласт в бортовую цистерну правого или левого борта соответственно.

На фиг.1 представлено сечение по миделю предлагаемого плавучего дока.

На фиг. 2 - вид сверху плавучего дока (док разобран на две транспортные единицы).

На фиг.3 - шарнирное соединение.

На фиг. 4 - вид А по фиг.1. Замковое соединение в 1-м (рабочем) положении.

На фиг.5 - сечение Б-Б по виду А.

На фиг.6 - сечение по миделю дока с балластом в бортовых цистернах.

На фиг.7 - вид замкового соединения, закрытого во 2-м положении.

На фиг.8 - сечение по миделю дока с самодокованием центральных цистерн.

На фиг.9 - сечение по миделю дока с балластом в центральных цистернах.

На фиг.10 - вид замкового соединения, закрытого в 3-м положении.

На фиг. 11 - сечение по миделю дока с самодокованием одной из бортовых цистерн.

Плавучий док содержит бортовые горизонтальные балластные цистерны 1, на которых установлены вертикальные башни 2 в виде цистерн плавучести (см. фиг. 1). Между бортовыми цистернами 1 установлены центральные горизонтальные балластные цистерны 3, расположенные в диаметральной плоскости дока на одной оси (см. фиг. 2). Бортовые цистерны 1 и центральные цистерны 3 соединены поперечными балками 4, на которые уложен палубный настил 5. Центральные цистерны 3 соединены друг с другом шарнирным соединением с одной степенью свободы (см. фиг. 3). Шарнирное соединение содержит втулку с ребордой 6, прикрепленную к торцу одной из центральных цистерн 3. Втулка 6 заведена в торец другой центральной цистерны 3 и зафиксирована фиксирующим кольцом 7. Оконечности поперечных балок 4 в верхней и нижней части соединены с верхней и нижней частью центральных цистерн 3 замковыми соединениями (см. фиг.4, 5). Замковое соединение выполнено в виде установленных на поперечной балке 4 щек 8 с соосными отверстиями, между которыми заведена прикрепленная к центральным цистернам планка 9 с тремя отверстиями. Щеки 8 и планка 9 соединены пальцем 10, заведенным в отверстия щек 8 и одно из отверстий планки 9 с запиранием соединения в одном из специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.

Разъем дока на две остойчивые транспортные единицы осуществляют путем разъединения верхних и нижних замковых соединений между поперечными балками 4 и центральными цистернами 3 с соответствующей стороны и шарнирного соединения между центральными цистернами 3.

Самодокование дока осуществляют следующим образом.

Для вывода из воды центральных цистерн 3 принимают балласт в бортовые цистерны 1 до тех пор, пока верхние и нижние замковые соединения не будут заперты во 2-м специальном положении (см. фиг. 6, 7, 8).

Для вывода из воды одной из бортовых цистерн принимают балласт в центральные цистерны 3 до тех пор, пока замковые соединения не будут заперты в 3-м специальном положении (см. фиг. 9,10). Затем балласт удаляют, и док всплывает. В одну из бортовых цистерн 1 принимают балласт для придания крена на необходимый борт (см. фиг.11).

Предложенная конструкция имеет следующие преимущества перед известными: - повышает удобство в эксплуатации дока за счет обеспечения его самодокования; - расширяет географию применения дока за счет обеспечения транспортировки его половин по узким водным путям; - улучшает эксплуатационные характеристики дока за счет снижения величины поперечного изгибающего момента.

Формула изобретения

1. Плавучий док, содержащий бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки с уложенным на них палубным настилом, и установленные на упомянутых цистернах вертикальные башни, отличающийся тем, что в его диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее, и поперечные балки соединены с центральными балластными цистернами разъемными замковыми соединениями, установленными в верхней и нижней частях центральных цистерн и в верхней и нижней частях оконечности поперечных балок.

2. Плавучий док по п. 1, отличающийся тем, что разъемное замковое соединение снабжено двумя щеками с соосными отверстиями, прикрепленными к поперечной балке, и расположенной между ними планкой с тремя отверстиями, прикрепленной к центральной цистерне, с образованием сквозного отверстия, в которое заведен соединительный палец для обеспечения запирания соединения в одном из трех положений.

3. Плавучий док по п. 1, отличающийся тем, что шарнирное соединение имеет одну степень свободы и снабжено втулкой с ребордой, прикрепленной к торцу одной центральной цистерны и заведенной в другую центральную цистерну, снабженную фиксирующим кольцом.

4. Способ самодокования плавучего дока, отличающийся тем, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения в новом положении и удаляют балласт из упомянутых цистерн для обеспечения всплытия дока.

5. Способ самодокования плавучего дока по п. 4, отличающийся тем, что для обсушки центральных цистерн балласт принимают в бортовые цистерны, а замковые соединения запирают во втором положении.

6. Способ самодокования плавучего дока по п. 4, отличающийся тем, что для обсушки бортовых цистерн балласт принимают в центральные цистерны, а замковые соединения запирают в третьем положении и после всплытия дока принимают балласт в одну из бортовых цистерн.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии судостроения и касается конструирования устройства для постройки и спуска на воду крупногабаритных плавучих конструкций, например морских стационарных платформ, применяемых при освоении шельфа

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования плавучих доков

Изобретение относится к судоремонту и судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для изоляции затонувших объектов

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к снаряжению водного спорта, открытого дыхания с малых глубин

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель либо для спуска судов на воду с берегового стапеля

Судно-док // 2326786
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам-докам

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучему передвижному судовому доку

Изобретение относится к морскому транспорту, а именно к подводному транспортному комплексу, создающему возможность перевозки грузов в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана

Изобретение относится к судоподъему и может быть использовано для выполнения аварийно-спасательных работ на море, подъема со дна водоемов и последующей транспортировки затонувших кораблей и других объектов

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, поднимающимся вверх без специальных двигателей (реактивных, винтовых)
Наверх