Сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него

 

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях. Задачей изобретения является создание сплава, обладающего повышенной пластичностью в термоупрочненном состоянии при сохранении высокой прочности и повышенной жесткости при соблюдении высокой весовой эффективности. Предложенный сплав и изделие из него имеют следующий химический состав, мас.%: 1,5-3,0 лития, 1,5-2,5 магния, 1,5-4,5 бериллия, 0,2-0,7 меди, 0,05-0,3 циркония, 0,01-0,1 железа, 0,01-0,1 никеля; по крайней мере один элемент из группы: 0,01-0,2 ниобия, 0,01-0,3 скандия, 0,001-0,01 тантала, остальное - алюминий. Техническим результатом изобретения является возможность применения заявленного сплава в конструкциях авиационной техники, что позволяет повысить надежность и ресурс эксплуатации в общеклиматических условиях с учетом длительного воздействия солнечных лучей и морского климата. 2 с.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы Al-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для стрингеров, панелей и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях.

Известны алюминиевые сплавы системы Al-Li-Mg-Be, которые характеризуются пониженой плотностью и относительно высокой прочностью и жесткостью, но обладают низкой пластичностью.

Например, известен порошковый сплав ф. ''Lockhed Missiles and Space Co'' системы Al-Li-Ве, имеющий следующий химический состав, мас.%: Литий - 1-4 Бериллий - 2-20 Алюминий - Остальное (Патент США 4.557.770 от 10.12.1985 г., МПК С 22 С 21/00). В качестве оптимального в патенте США предложен сплав с 10% Be и 3% Li.

Недостатком сплава является низкая пластичность в термоупрочненном состоянии. При применении технологии получения первоначально требуется изготовить сплав заданного состава с гомогенным распределением элементов в промежуточной заготовке. Это необходимое условие получения стабильного состава в сверхбыстроохлажденной ленте и в скомпактированном из нее материале. Но при этом разброс по бериллию достигает до 70%, что сказывается на стабильности свойств промышленных деформируемых полуфабрикатов. Изделия, полученные из этого сплава, используются только в ракетной технике и не могут использоваться в гражданской авиации.

Также известен сплав, имеющий следующий химический состав, мас.%: Бериллий - 49-60 Магний - 0,5-1,1 Никель - 0,8-1,5 Медь - 1,9-3,3 Титан - 0,05-0,3
Гафний - 0,05-0,2
Тантал - 0,05-0,2
Оксид бериллия - 0,5-1,0
Алюминий - Остальное
(Патент России 2090643 от 16.06.1994 г., МПК 6 С 22 С 21/00, 25/00).

Сплав рекомендуется для элементов конструкций, в которых определяющим критерием является высокая жесткость и высокая удельная прочность.

Недостатком сплава является токсичность и дороговизна в виду большого содержания бериллия. Изделия из сплава применяются только в ракетной технике и не могут использоваться в народном хозяйстве.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к предлагаемому изобретению является сплав ф. Sumitomo Light Metal Ind. LTD, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Литий - 1-4
Магний - 0,05-1,8
Медь - 0,05-2,5
Бериллий - 0,005-20
Цирконий - 0,01-1,0
Алюминий - остальное
(Патент Японии 64-76479 от 19.10.1990 г., МПК С 22 С 21/00).

Сплав по прочности и удлинению превышает алюминиевые сплавы серии 7000 и пригоден для изготовления деталей летательных аппаратов.

Недостатком сплава является то, что в нем не достигается оптимальное сочетание прочности и жесткости с пластичностью в термоупрочненном состоянии, что не позволяет использовать его в качестве панелей и других силовых деталей самолетов гражданской авиации.

Технической задачей настоящего изобретения является создание сплава, обладающего повышенной пластичностью в термоупрочненном состоянии при сохранении высокой прочности и повышенной жесткости при соблюдении высокой весовой эффективности. Изделия из сплава предлагается использовать в народном хозяйстве, в частности в гражданской авиации.

Для достижения поставленной задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий литий, магний, бериллий, медь, цирконий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит железо, никель и по крайней мере один элемент из группы, включающей ниобий, скандий, тантал при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Литий - 1,5-3,0
Магний - 1,5-2,5
Бериллий - 1,5-4,5
Медь - 0,2-0,7
Цирконий - 0,05-0,3
Железо - 0,01-0,1
Никель - 0,01-0,1
По крайней мере один элемент, выбранный из группы, включающей:
Ниобий - 0,01-0,2
Скандий - 0,01-0,3
Тантал - 0,001-0,01
Алюминий - остальное
и изделие, выполненное из него.

Полученный уровень прочностных свойств (в=467; 0,2=330 МПа; =15%; Е= 89 ГПа при =2,49 г/см3) обеспечивается количественным и качественным составом предлагаемого сплава. Содержание бериллия ограничено 4,5%, так как при его большем количестве из-за уменьшения теплопроводности сплава не обеспечивается измельчение бериллиевой составляющей в процессе термообработки.

Цирконий в количестве до 0,3% является модифицирующей добавкой при отливке слитков и обеспечивает структурное упрочнение в полуфабрикатах в результате формирования полигонизованной структуры при наличии железа и никеля в указанном количестве.

Введение одного или нескольких элементов: ниобия, скандия, тантала способствует формированию однородной мелкозернистой структуры в полуфабрикатах при наличии бериллия и повышению технологической пластичности.

Количественный и качественный состав предлагаемого сплава позволяет:
- уменьшить пересыщенный твердый раствор за счет дополнительного выделения дисперсной фазы 1(Al3Li), равномерно распределенной в объеме матрицы сплава;
- предотвратить выделение 1(Аl3Li) фазы в процессе низкотемпературного нагрева при 85oС, 1000 г; предотвратить выделение по границам зерен стабильных фаз и образование приграничных зон, свободных от выделения 1(А13Li) фазы.

Пример осуществлении
В полупромышленных условиях в вакуумной индукционной печи в атмосфере гелия в изложницу 85 мм были отлиты сплавы, химический состав которых приведен в табл. 1. У полученных слитков отрезали литниковую часть, разрезали слитки на три части и обтачивали до заготовок 35 мм и длиной 70 мм, из которых выдавливали на прессе прутки 12 мм. Полученные из прутков образцы для определения механических свойств подвергали термообработке по режиму: закалка в воду после нагрева 500-570oС при 2 ч и последующее 2-ступенчатое старение: 1-я ступень при 170-180oС в течение 3-10 ч; 2-я ступень при 190-220oС в течение 10-48 ч.

В табл. 2 представлены свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа.

Как видно из табл. 2, предлагаемый сплав обладает заметными преимуществами по сравнению со сплавом-прототипом. Пределы прочности, текучести, пластичности и модуля упругости предлагаемого сплава выше соответствующих значений у известного сплава на 14; 22; 87,5 и 7% соответственно. Сплав существенно превосходит прототип по удельным прочностным характеристикам (/; 0,2/; E/) на 17; 13 и 17% соответственно.

Таким образом применение заявленного сплава в виде прессованных профилей, панелей, плит и листов в конструкциях авиационной техники гражданской авиации позволяет повысить надежность и ресурс эксплуатации в общеклиматических условиях с учетом длительного воздействия солнечных лучей и морского климата.


Формула изобретения

1. Сплав на основе алюминия, содержащий литий, магний, бериллий, медь, цирконий, отличающийся тем, что сплав дополнительно содержит железо, никель и по крайней мере один элемент из группы, включающей скандий, ниобий, тантал при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Литий - 1,5-3,0
Магний - 1,5-2,5
Бериллий - 1,5-4,5
Медь - 0,2-0,7
Цирконий - 0,05-0,3
Железо - 0,01-0,1
Никель - 0,01-0,1
По крайней мере один элемент, выбранный из группы, включающей:
Ниобий - 0,01-0,2
Скандий - 0,01-0,3
Тантал - 0,001-0,01
Алюминий - Остальное
2. Изделие, выполненное из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего химического состава, мас.%:
Литий - 1,5-3,0
Магний - 1,5-2,5
Бериллий - 1,5-4,5
Медь - 0,2-0,7
Цирконий - 0,05-0,3
Железо - 0,01-0,1
Никель - 0,01-0,1
По крайней мере один элемент, выбранный из группы, включающей:
Ниобий - 0,01-0,2
Скандий - 0,01-0,3
Тантал - 0,001-0,01
Алюминий - Остальноем

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано в приборостроении для изготовления слабонагруженных и ненагруженных деталей, например радиаторов охлаждения полупроводниковых приборов, подошвы электрического утюга и др., а также в качестве электроконтактного материала

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам алюминиевых сплавов, и может быть использовано в разработке конструкционных материалов для изготовления изделий авиакосмической техники, в том числе и работающих при криогенных температурах

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С

Изобретение относится к области металлургии, в частности к многокомпонентным сплавам на основе алюминия

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к получению сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления штамповок сложной формы, в частности штамповок дисков автомобильных колес

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, предназначенным для изготовления монометаллических подшипников скольжения, работающих в условиях жидкостного и граничного трения, например, объемных гидромашинах
Изобретение относится к металлургии, в частности к литейным алюминиевым сплавам и способам их термообработки

Изобретение относится к термически неупрочняемым свариваемым деформируемым сплавам системы алюминий-магний-скандий-цирконий, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях ответственного назначения, длительно работающих в интервале температур от +85 до - 196oС, таких как обшивка, фитинги, детали систем кондиционирования, крышки и т.д

Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемым сплавам пониженной плотности системы Al-Mg-Li, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия преимущественно системы Al-Li, предназначенных для применения в качестве конструкционного материала в авиакосмической технике, и способу их термической обработки

Изобретение относится к электронной технике, в частности к сплавам на основе алюминия, используемым в качестве катодов светоизлучающих и фотоприемных устройств

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к созданию сплава на основе алюминия, обладающего пониженным удельным весом, повышенным пределом текучести, удовлетворительным относительным удлинением и хорошей свариваемостью

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности к способам литья алюминиевых сплавов, алюминиевым сплавам и способам получения из них промежуточных изделий, может быть использовано в производстве деформированных полуфабрикатов (прессованных, катаных, штампованных) из алюминиевых сплавов, а также других ненамагничивающихся сплавов, например медных сплавов, магниевых сплавов, цинковых сплавов и других

Изобретение относится к металлургии деформируемых термически неупрочняемых алюминиевых сплавов, предназначенных для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала в судостроении, авиакосмической технике и транспортном машиностроении
Наверх