Аварийно-спасательное устройство

Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам для маломерных парусных судов, преимущественно яхт. Аварийно-спасательное устройство для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, содержит помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа. Контейнер с эластичной емкостью закреплен на мачте, выше места крепления к ней бортовых вантов, а механизм управления подачей сжатого газа выполнен в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого в воде органического вещества, например технического сахара. Упругий элемент и брикет растворимого в воде вещества помещены в корпус с перфорированным днищем, покрытый сверху водозащитной пленочной рубашкой с уплотнительной резиновой манжетой под рычаг переключающего клапана. Достигается снижение опасности опрокидывания маломерных парусных судов вверх килем и их полного затопления. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, снижающим опасность их опрокидывания "кверху килем" и полного затопления.

Для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, остойчивость которых непосредственно связана с продвижением вперед, так как сила тяги приложена на значительной высоте над уровнем воды, а вода, в свою очередь, оказывает существенное сопротивление движению, крен может достигать критических величин, что приводит к опрокидыванию этого типа судов.

Само по себе опрокидывание яхт, особенно гоночных, происходящее при превышении допустимого крена судна, вызываемого неблагоприятными погодными условиями (шквалистый ветер) или маневрами экипажа, явление нередкое. Гораздо существенней опасность переворачивания яхт "кверху килем" и их полного затопления, что усложняет их последующий подъем и приведение в рабочее состояние.

Известно аварийно-спасательное устройство судна, содержащее эластичную емкость, подключенную к источнику подачи сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа [1].

Устройство предназначено для повышения остойчивости и плавучести судов, сила тяги которых приложена непосредственно к корпусу судна, ниже поверхности воды, поэтому расположение эластичных емкостей по бортам судна вполне оправдано.

Для маломерных парусных судов, особенно яхт, на которых сила тяги приложена на значительной высоте над уровнем воды и опрокидывающий момент определяется ветровой нагрузкой на вою площадь парусного вооружения, подобное расположение эластичных емкостей не предотвратит опасность опрокидывания такого типа судов.

Кроме того, представляется сравнительно сложной система газонаполнения эластичных емкостей и сам механизм перемещения телескопического кронштейна.

Известно аварийно-спасательное устройство судна, содержащее помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа [2].

Устройство предназначено для поддержания судна на плаву в аварийной обстановке. Как и предыдущий аналог [1], оно может быть использовано для судов, сила тяги которых приложена непосредственно к корпусу, ниже уровня водной поверхности, поэтому расположение эластичных емкостей по периметру корпуса судна вполне закономерно.

Однако крепление контейнера с эластичной емкостью к корпусу судна оказывается малоэффективным для маломерных парусных судов, особенно яхт, сила тяги которых создается рабочей площадью парусности и приложена на значительной высоте над водной поверхностью. Именно наличие этого фактора, который практически отсутствует у судов, для которых предназначены приведенные выше устройства, и определяет опасность опрокидывания и затопления парусных судов, преимущественно яхт.

Целью изобретения является снижение опасности опрокидывания маломерных парусных судов, преимущественно яхт, "кверху килем" или их полного затопления, а также упрощение последующего проведения аварийно-спасательных работ.

Указанная цель достигается тем, что в известной конструкции аварийно-спасательного устройства судна, содержащей помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа, контейнер с эластичной емкостью закреплен на мачте, выше места крепления к ней бортовых вантов, а механизм управления подачей сжатого газа выполнен в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого во воде органического вещества, например технического сахара, причем упругий элемент и брикет растворимого в воде вещества помещены в корпус с перфорированным днищем, покрытый сверху водозащитной пленочной рубашкой с уплотнительной резиновой манжетой под рычаг переключающего клапана, при этом механизм управления подачей сжатого газа снабжен принудительно срабатываемой дублирующей системой газонаполнения эластичной емкости.

Установка контейнера с эластичной емкостью на мачте парусного судна при опрокидывании последнего позволяет при срабатывании устройства уравновесить массу мачты и намокшего парусного вооружения и обеспечить поддержание судна в исходном положении до проведения подъемных работ, значительно снизив опасность переворачивания его "кверху килем" или полного затопления. Это, в свою очередь, позволяет упростить последующий подъем судна и приведение его в рабочее состояние при сравнительно небольших затратах.

Выполнение механизма управления подачи сжатого газа в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого в воде органического вещества, например технического сахара, обеспечивает простоту и надежность работы в автоматическом режиме всей системы газонаполнения пневматической емкости.

Наличие принудительно срабатываемой дублирующей системы газонаполнения еще в большей степени повышает надежность работы устройства.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показано размещение заявляемого устройства на мачте парусного судна, на фиг.2 - то же, вид в плане (разрез А-А на фиг.1), на фиг.3 - общий вид заявляемого устройства (узел I на фиг.1), на фиг.4 - то же (вид Б на фиг.3), на фиг.5 - механизм управления подачей сжатого газа в эластичную емкость (узел II на фиг.4).

Аварийно-спасательное устройство для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, размещается на мачте 1 судна 2 выше места крепления к ней бортовых вантов 3. Оно содержит помещенную в контейнер 4 эластичную емкость 5, соединенную гибким трубопроводом 6 с баллоном 7 сжатого газа.

В гибкий трубопровод встроен переключающий клапан 8, рачат 9 которого выведен в корпус 10 и зафиксирован между находящимися там упругим элементом 11 и спрессованным брикетом 12 растворимого в воде органического вещества, например технического сахара.

Корпус имеет перфорированное днище 13 и паз для перемещения рычага переключающего клапана. Сверху корпус закрыт винтовой крышкой (не показано).

Для предохранения от попадания атмосферных осадков к растворимому в воде брикету корпус накрыт сверху водозащитной пленочной рубашкой 14 с уплотнительной резиновой манжетой 15 под рычаг переключающего клапана.

Механизм управления подачей сжатого газа в эластичную емкость предусматривает установку принудительно срабатываемой дублирующей системы газонаполнения, включающей гибкий трубопровод 16 с переключающим клапаном 17 и рычагом 18, управление которым посредством тросика 19, перекинутого через скобу 20, выведено непосредственно на мостик управления судна.

Для яхт длиной свыше 8 метров, имеющих значительную массу мачты и парусного вооружения, баллон со сжатым газом может быть установлен на корпусе судна.

Устройство работает следующим образом. При аварийном крене парусного судна 2, вызвавшем его боковое опрокидывание, мачта 1 с закрепленным на ней устройством оказывается в воде.

Вода через перфорацию днища 13 корпуса 10 проникает внутрь него, растворяя брикет технического сахара 12.

Под действием упругого элемента 11 происходит поворот рычага 9, и переключающий клапан 8 открывает доступ сжатому газу из баллона 7 в полость эластичной емкости 5. Наполняясь газом, эластичная емкость отбрасывает выполненные заодно крышку и переднюю стенку контейнера 4 и оказывается на поверхности воды. Будучи прикрепленной к мачте 1, наполнившаяся сжатым газом до заданных объемов эластичная емкость 5 будет удерживать опрокинутое на бок парусное судно в фиксированном положении, снижая опасность переворачивания его "килем вверх" или полного затопления.

В случае отказа срабатывания по какой-либо причине автоматической системы управления подачей сжатого газа производится ее принудительное включение. Для этого выведенным к рулевому управлению тросиком 19, перекинутым через скобу 20, поворачивают рычаг 18 переключающего клапана 17, встроенного в гибкий трубопровод 16, сообщая баллон 7 с полостью эластичной емкости 5.

Источники информации

1. SU 1627452 А, 15.02.1991.

2. RU 2009066 С1, 15.03.1994 (прототип).

1. Аварийно-спасательное устройство для маломерных парусных судов, преимущественно яхт, содержащее помещенную в контейнер эластичную емкость, подключенную к источнику сжатого газа, и механизм управления подачей сжатого газа, отличающееся тем, что контейнер с эластичной емкостью закреплен на мачте выше места крепления к ней бортовых вантов, а механизм управления подачей сжатого газа выполнен в виде упругого элемента, взаимодействующего с рычагом переключающего клапана, фиксируемого спрессованным брикетом растворимого в воде органического вещества, например технического сахара.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упругий элемент и брикет растворимого в воде вещества помещены в корпус с перфорированным днищем, покрытым сверху водозащитной пленочной рубашкой с уплотнительной резиновой манжетой под рычаг переключающего клапана.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм управления подачей сжатого газа снабжен принудительно срабатываемой дублирующей системой газонаполнения эластичной емкости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам, а именно к устройствам для борьбы за живучесть судна. .

Изобретение относится к судостроению. .

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке грузов и перевозке пассажиров, а также как спасательное судно при оказании помощи на воде и при экстремальных ситуациях

Изобретение относится к средствам, повышающим безопасность плавания водных транспортных средств. Предложена спасательная система для судов, которая содержит: гибкий пояс из высокопрочного материала с клапанами ограничения давления, разделяющими перегородками, делящими пояс на четыре части, стропы, обхватывающие этот пояс, крепления, соединяющие стропы пояса вдоль кормы судна с ребрами жесткости судна, штуцеры, шланги и баллоны со сжатым воздухом, электроклапаны и вентили для подачи сжатого воздуха в гибкий пояс, кожух, закрывающий пояс, с замком и шарниром. Технический результат заключается в упрощении и улучшении эксплуатационных характеристик спасательной системы для судов. 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к аварийно-спасательным средствам для борьбы за живучесть судна. Устройство для поддержания судна на плаву в аварийной обстановке содержит эластичные емкости, подключенные к источнику сжатого воздуха. Вдоль бортов корпуса судна над привальными брусьями расположены карманы с пакетами эластичных емкостей, один конец которых закреплен к борту судна. Крышки карманов снабжены пневмоцилиндрами. Сжатый воздух в пневмоцилиндры и эластичные емкости подается одновременно, при срабатывании автоматического клапана по сигналу об аварийной обстановке. Обеспечивается дополнительная плавучесть и непотопляемость судна. 6 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к средствам обеспечения остойчивости и непотопляемости объектов морского базирования при их доставке в район эксплуатации с последующей установкой на подводный фундамент и может быть использовано, в частности, для объектов, для которых обеспечение вышеупомянутых мореходных качеств в период эксплуатации на акватории не требуется. В буксируемой морской транспортной системе понтоны соединены друг с другом последовательно с образованием контура, охватывающего полностью или частично транспортируемый объект, причем соединение понтонов между собой выполнено с помощью разъемного шарнира с одной степенью свободы, установленного на смежных понтонах с возможностью относительного их поворота в горизонтальной плоскости, а соединение понтонов с транспортируемым объектом осуществлено посредством фиксирующих устройств, имеющих не менее двух взаимно удаленных разъемных узлов крепления фиксирующих устройств к транспортируемому объекту и не менее двух разъемных узлов крепления фиксирующих устройств к понтонам. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности транспортирования объектов, не являющихся плавучими сооружениями, в морских условиях без применения мощных грузоподъемных механизмов. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается переоборудования судов и барж для погрузки-разгрузки и транспортировки грузов. Сущность предложенного способа переоборудования судна заключается в том, что судно оборудовано дополнительными плавучими средствами в виде корпусных элементов и элементов плавучести, во время транспортировки незагруженного судна от места разгрузки до места погрузки элементы плавучести размещаются внутри корпусных элементов и вместе располагаются над и вдоль бортов. Перед швартовкой эти элементы перемещаются за наружную поверхность бортов, затем элементы плавучести выходят из корпусных элементов, увеличивая объем плавучих средств на величину, равную объему выхода элементов плавучести. После погрузки и выхода из порта с мелким фарватером элементы плавучести заходят внутрь корпусных элементов и вместе возвращаются в исходное положение, размещаясь над и вдоль бортов. Технический результат заключается в повышении мобильности и надежности выполнения технологических операций швартовки, погрузки-разгрузки судна, транспортировки грузов в условиях малой глубины водной акватории при повышении грузоподъемности судна. 4 ил.

Изобретение относится к области конструирования малоразмерных и индивидуальных плавательных средств. Система активной стабилизации малоразмерного плавательного средства содержит по меньшей мере одну штангу с движителем, которая закреплена на корпусе плавательного средства. Штанга выполнена и размещена с возможностью выноса движителя в направлении, перпендикулярном оси крена или качки. Движитель выполнен с возможностью создания вертикальной тяги в противофазе вектору крена или качки. Достигается повышение эффективности и быстродействие системы стабилизации плавательного средства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к спасательной технике. Спасательный модуль включает жесткий корпус с носовой и кормовой частями, внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством. Он снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу. Жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона. На жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками. Используется гладкая оболочка, надеваемая на жесткий корпус и балки с поплавками. Во внутренней камере установлен водометный двигатель с устройством управления вектором тяги. В носовой и кормовой частях салона установлены органы управления. Имеются двери в виде откидывающихся пандусов. Между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка. Изобретение направлено на доставку спасательного оборудования в труднодоступную местность. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к водному транспорту и касается вопроса изменения осадки судна при его проводке под мостами, эстакадами, через шлюзы и по мелководью. Предложен способ остропки понтонов к судну, который включает установку без крена и дифферента транспортируемого судна на кильблоках в сухом доке, изготовление по шаблонам с плаза деревянных частей опорных подушек понтонов, расстановку понтонов вдоль корпуса транспортируемого судна в определенных проектом местах, подгонку по месту деревянных частей опорных подушек понтонов к обводам корпуса судна в местах опирания, установку понтонов вплотную к корпусу судна. При этом производят подвешивание понтонов перед остропкой к корпусу транспортируемого судна, закрепляют их расположенными в его разных сечениях стропами, одни из которых заводят в обхват понтонов, а другие - с внутренней стороны понтонов по корпусу судна с укладкой их на полотенца, концы которых закрепляют на корпусе судна. Технический результат заключается в повышении надежности, снижении трудоемкости остропки при обеспечении возможности изменения в широком диапазоне осадки системы «судно-понтоны». 6 ил.
Наверх