Многокорпусное разборное судно

Изобретение относится к судостроению, а именно к многокорпусным судам. Судно содержит, по меньшей мере, два корпуса, связанные между собой соединительным мостом. Соединительный мост выполнен в виде, по меньшей мере, одной плоской панели, содержащей узлы соединения с другими панелями и с корпусами. Панели моста соединены с корпусами посредством поперечных балок, каждая из которых закреплена в панели и пропущена сквозь соответствующий корпус. Технический результат заключается в обеспечении возможности трансформации многокорпусного судна. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности, касается конструирования и проектирования малогабаритных многокорпусных судов.

Существует несколько типов многокорпусных судов, которые отличаются количеством поплавков, их размерами и т.д. Основные типы - катамаран (два поплавка), тримаран (три поплавка), проа и др. У всех типов таких судов их прочностные характеристики определяют корпуса и соединительный мост (палуба).

Обычно потребителю предлагаются малогабаритные суда ограниченного назначения, например парусные, гребные, моторные и т.п. На парусную лодку можно установить, например, небольшой мотор, однако такая лодка все равно не станет моторным судном. Очень часто в парусном судне обязательной составной частью конструкции является мачта, и без установленной мачты нарушается функционирование других составных частей. Использование такого судна предполагается исключительно в том виде, для которого оно проектировалось в четком соответствии с его конкретным назначением, грузоподъемностью, комплектностью. Эти параметры постоянны, и при необходимости изменения какого-либо из них приходится приобретать другое судно.

Фирмы-производители подобных судов обычно предлагают целый ряд изделий, отличающихся размерами, грузоподъемностью, комплектацией, увеличивая, таким образом, количество потенциальных потребителей.

Известна конструкция разборных судов, в которых предусмотрена некоторая трансформация, связанная с дополнительным оснащением их элементами, позволяющими повысить уровень комфортности, а также с использованием их по различному назначению.

За прототип предлагаемого судна можно принять разборный катамаран «Аргонавт», который содержит два надувных корпуса (поплавка), связанных между собой соединительным мостом (см. Перегудов В.М. Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки. М., издатель - Осипенко А.И., 2003, с.249-254). Крепление моста катамарана осуществляется с помощью комплекта трубчатых элементов-балок, при этом все остальные детали судна имеют нежесткую форму. Отсутствие жесткости моста ограничивает использование данного судна. Кроме того, такое судно не позволяет изменить его размер, грузоподъемность и другие характеристики.

Задачей изобретения является создание судна, состоящего из набора деталей, позволяющих быстро, просто и без специального инструмента осуществить сборку лодки с необходимыми параметрами.

Технический результат, который обеспечивается при решении данной задачи, заключается в возможности трансформирования многокорпусного судна с получением различных его видов (парусное, моторное, гребное) в зависимости от потребности. Указанное действие можно производить до начала и во время эксплуатации изделия. При этом конструкция судна обеспечивает его комфортность, прочность, надежность крепления моста к корпусам, низкую степень аварийности.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в многокорпусном разборном судне, содержащем, по меньшей мере, два корпуса, связанные между собой соединительным мостом, соединительный мост выполнен в виде, по меньшей мере, одной панели, содержащей узлы соединения с другими панелями и с корпусами, при этом мост соединен с корпусами с помощью поперечных балок, каждая из которых закреплена с противоположных сторон в панели или панелях моста и пропущена сквозь корпус. Панель моста выполнена в виде коробчатой конструкции, изготовленной из пластика и заполненной пенополиуретаном, а узел соединения панели с корпусом выполнен в виде заформованной в нее трубки для закрепления поперечной балки. Корпус судна выполнен надувным, преимущественно в виде баллонов высокого давления. Надувной корпус выполнен с, по меньшей мере, одним сквозным поперечным рукавом, закрепленным герметично внутри него, с возможностью размещения в нем поперечной балки. Панель моста имеет узлы крепления дополнительных элементов, обеспечивающих трансформацию судна.

Соединительный мост может быть выполнен из одной, или двух, или четырех, или иного требуемого числа плоских панелей.

При выполнении моста из двух панелей они соединены в длину и обе - с каждым из прилегающих к мосту корпусов.

При выполнении моста из четырех панелей они соединены по две в длину и в ширину и соединены по две с каждым из прилегающих к мосту корпусов.

Судно может содержать два корпуса и любой из описанных соединительных мостов, а может содержать три корпуса и два любых из описанных соединительных мостов, при этом каждый мост размещен между центральным и соответствующим крайним корпусом.

На фиг.1 представлена схема соединения панели моста с корпусами судна. При этом позицией 1 обозначена панель моста, позицией 2 - корпуса судна (поплавки), позицией 3 - поперечные балки, скрепляющие их, 4 - рукава корпусов (поплавков).

На фиг.2 (а-г) показаны некоторые варианты сборки судов различных модификаций с использованием различного количества основных комплектующих элементов (надувных корпусов и панелей моста).

Панель моста представляет собой коробку, изготовленную из АБС-пластика и заполненную пенополиуретаном. Панели моста спроектированы таким образом, что выдерживают нагрузки (на разрыв, изгиб, скручивание), значительно превосходящие те, что могут возникнуть при эксплуатации судна - вес экипажа, воздействие ветра на парус или волн на корпус.

Панель 1 моста включает в себя узлы соединения с другими панелями и корпусами 2. Крепление корпусов 2 к мосту осуществляется с помощью балок 3, выполненных из легкого сплава (например, алюминия), каждая из которых одним концом проходит сквозь корпус 2 (надувной поплавок), а другим - закреплена в трубке соответствующего диаметра, заформованной в коробке панели 1 моста. Для герметизации поплавков в корпусе (баллоне) выполнены рукава 4, сквозь которые при сборке пропускают поперечные балки 3.

При выполнении судна с тремя корпусами (см. фиг.2в, г) балка 3 пропущена через центральный корпус таким образом, что своими концами закреплена на панелях, расположенных с противоположных сторон этого корпуса.

Узел соединения корпуса 3 с мостом изготавливается следующим образом. В горизонтальной плоскости надувного поплавка (корпуса) в местах прохода поперечных балок сквозь поплавок в материале поплавка прорезаются отверстия диаметром, равным диаметру поперечной балки. С внешней стороны на поплавки накладываются стягивающие шайбы, а изнутри - втулки рукавов. Пакеты стягиваются саморезами. На соответствующие втулки рукавов надеваются рукава 4, выполненные из того же материала, что и поплавок, и крепятся стяжными хомутами, обеспечивающими герметичность узла.

В процессе сборки судна в рукава 4 поплавков перед наполнением их воздухом вставляются поперечные балки 3, а противоположные концы балок 3 вставляются в панели 1 моста и поплавки наполняются воздухом. При достижении необходимого давления воздуха в поплавках рукава 4 обжимают балки 3, а дополнительное крепление осуществляется с одной стороны кнопочными замками, а с другой стороны - панелью 1 моста. С противоположной стороны панели 1 моста аналогичным образом устанавливается вторая поперечная балка 3. В зависимости от выбранной схемы судна, при необходимости использования нескольких расположенных рядом панелей моста, они скрепляются между собой с помощью переходных муфт.

На фиг.2 показаны варианты выполнения судна:

(а) - судно, содержащее два корпуса и мост из двух плоских панелей;

(б) - судно, содержащее два корпуса и мост из четырех плоских панелей;

(в) - судно, содержащее три корпуса и два соединительных моста по две панели;

(г) - судно, содержащее три корпуса и два соединительных моста по четыре панели.

В любой комбинации деталей, согласно выбранной схеме судна, обязательным является наличие хотя бы одной панели моста и двух корпусов (поплавков), поэтому прочностные характеристики собранного судна определяются в основном прочностью панели моста и дополняются жесткостью надувных поплавков.

Используя различные по размеру корпуса (поплавки) и определенное количество панелей моста, потребитель имеет возможность составлять базовую комплектацию судна в соответствии со своими потребностями: от малогабаритного узкого гребного варианта катамарана до широкого тримарана большой грузоподъемности (фиг.2).

Плоскости панелей моста имеют узлы крепления дополнительных элементов (рули управления судном, шверцы, транцы, подмоторные доски, парусные вооружения, носовые козырьки, палатки-каюты, весла, велоприводы и пр.).

Таким образом, предложенная конструкция многокорпусного судна имеет стандартный набор элементов и дополнительный набор навесных элементов. Потребитель приобретает необходимые части для сборки судна в соответствии со своими предпочтениями и имеет возможность приобрести дополнительные элементы для последующей трансформации своего судна.

Использование жесткого моста в разборном судне привело к значительному повышению уровня прочности конструкции и комфортности при эксплуатации судна. Кроме того, легкие и прочные панели моста являются одновременно хорошим элементом аварийной плавучести.

Конструкция узла крепления надувных поплавков (корпуса) позволяет значительно повысить надежность крепления элементов судна, уменьшить время сборки-разборки изделия, а также обеспечивает оперативное трансформирование судна.

1. Многокорпусное разборное судно, содержащее, по меньшей мере, два полых корпуса, связанные между собой соединительным мостом, отличающееся тем, что мост выполнен в виде, по меньшей мере, одной панели, содержащей узлы соединения с другими панелями и с корпусами, при этом мост соединен с корпусами с помощью поперечных балок, каждая из которых прикреплена к панели и пропущена сквозь соответствующий корпус.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что панель моста выполнена в виде коробчатой конструкции, изготовленной из пластика и заполненной пенополиуретаном, а узел соединения панели с корпусом выполнен в виде заформованной в нее трубки для закрепления поперечной балки.

3. Судно по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен надувным, преимущественно, в виде баллонов высокого давления.

4. Судно по п.3, отличающееся тем, что надувной корпус выполнен с, по меньшей мере, одним сквозным поперечным рукавом, закрепленным герметично внутри него, с возможностью размещения в нем поперечной балки.

5. Судно по п.1, отличающееся тем, что панель моста имеет узлы крепления дополнительных элементов, обеспечивающих трансформацию судна.

6. Судно по п.1, отличающееся тем, что соединительный мост выполнен из двух плоских панелей, соединенных друг с другом и каждая с обоими прилегающими к мосту корпусами.

7. Судно по п.1, отличающееся тем, что соединительный мост выполнен из четырех панелей, соединенных друг с другом с расположением по две в длину и в ширину и соединенных по две панели с каждым из прилегающих к мосту корпусов.

8. Судно по п.6 или 7, отличающееся тем, что содержит два корпуса и один соединительный мост.

9. Судно по п.6 или 7, отличающееся тем, что содержит три корпуса и два соединительных моста, расположенных каждый между центральным и соответствующим крайним корпусом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции корпусов надводных водоизмещающих судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания многокорпусных судов с малой площадью ватерлинии. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания многокорпусных судов с малой площадью ватерлинии. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям быстроходных судов (на воздушной подушке, на подводных крыльях) и других плавсредств, и оно может быть применено для наземного и воздушного транспорта.

Изобретение относится к судостроению и авиационной технике и может использоваться при создании активных крыльев судов и летательных аппаратов, создающих активную струйную тягу.

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению.

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано в судостроении, при строительстве трубопроводов и в медицине. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных крыльев и крыльевых рулей. .

Изобретение относится к маломерным быстроходным суднам, которые могут использоваться для спорта, отдыха, спасения и перевозки грузов малого тоннажа

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для использования энергии волн с целью увеличения силы тяги для пропульсивного движения судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для использования энергии волн с целью увеличения силы тяги для пропульсивного движения судов

Изобретение относится к судостроению, касается создания крыльевых устройств судов на подводных крыльях

Изобретение относится к кораблестроению и касается создания корабля класса эсминец

Изобретение относится к кораблестроению и касается создания корабля класса эсминец

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования кормовой оконечности однокорпусного надводного быстроходного судна при его проектировании

Изобретение относится к многокорпусным судам

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования обводов моно-катамаранной конструкции

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов корпуса судна с водометными движителями и с поворотными насадками
Наверх