Способ контроля отклонения оси профилей шлицев детали

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно. Сущность способа контроля включает размещение зубчатого колеса или шлицевого вала в горизонтальном положении с возможностью осевого вращения, определение величины отклонения X с помощью индикатора при вращении колеса или вала и сравнение ее с заданной величиной. При этом в зубчатое колесо или на шлицевый вал устанавливают без зазоров шлицевый калибр с гладким цилиндрическим участком, выполненным на общей оси профилей шлицев. Индикатором осуществляют замеры величин биения Δ1 и Δ2 последовательно в двух плоскостях цилиндрического участка шлицевого калибра, расположенных на расстоянии, равном длине шлица зубчатого колеса или шлицевого вала, а величину отклонения Х определяют по формуле: Х=(Δ21)/2. Технический результат: повышение точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно. 3 ил.

 

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей.

Требования контроля отклонения направления зубьев (шлицев) относительно базовой поверхности для отверстия и вала согласно отраслевого стандарта (ОСТ 100086-73 «Соединение зубчатые (шлицевые) эвольвентные», УДК 621.831:629.7, группа Д15, срок введения 1.04.1974 г., стр.17, табл.14) регламентируют отклонения направления шлица в зависимости от его длины. При эксплуатации приводов и агрегатов газотурбинных двигателей со шлицевыми соединениями периодически имеет место износ шлицев как агрегата, так и его привода, т.е. шлицевого вала агрегата и зубчатого колеса коробки, что связано с несовершенством существующих способов контроля отклонения направления шлицев при их изготовлении.

Известен способ контроля отклонения отдельного шлица от параллельности и прямолинейности на втулке и на валу (Г.И.Скундин, В.Н.Никитин. Шлицевые соединения, Москва, «Машиностроение»,1981 г., стр.116-117). Данный способ обеспечивает контроль отдельно взятого шлица, что не дает представление об отклонении направления общей оси всех профилей шлицев. Однако для качественного контроля важно определение отклонения общей оси профилей шлицев.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ контроля взаимного расположения поверхностей шлицевого соединения с помощью комплексных калибров, который позволяет определять одновременно точность изготовления всех шлицев детали по следующим параметрам: отклонение направления, прямолинейность, ширина впадины или толщина зуба (шлица), но не отклонение направления общей оси профилей шлицев (Г.И.Скундин, В.Н.Никитин. Шлицевые соединения, Москва, «Машиностроение», 1981 г., стр.113-114). Поэтому известным способом также не представляется возможным определение отклонения направления общей оси профилей шлицев относительно базовых поверхностей. В качестве базовых выбраны посадочные поверхности под подшипники.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно.

Сущность изобретения заключается в том, что при осуществлении способа контроля отклонения направления оси профилей шлицев детали, включающего размещение зубчатого колеса или шлицевого вала в горизонтальном положении с возможностью осевого вращения, определение величины отклонения Х с помощью индикатора при вращении колеса или вала и сравнение ее с заданной величиной, согласно изобретению, в зубчатое колесо или на шлицевый вал устанавливают без зазоров шлицевый калибр с гладким цилиндрическим участком, выполненным на общей оси профилей шлицев, индикатором осуществляют замеры величин биения Δ1 и Δ2 последовательно в двух плоскостях цилиндрического участка шлицевого калибра, расположенных на расстоянии, равном длине шлица зубчатого колеса или шлицевого вала, а величину отклонения Х определяют по формуле .

Использование шлицевого калибра-вала и калибра-втулки с гладкой цилиндрической поверхностью позволяет осуществлять измерение величин биения шлицев шлицевых деталей в двух плоскостях, осуществляя комплексный контроль отклонения направления оси профилей не отдельно взятой шлицы, а общей оси профилей всех шлицев этой детали, тем самым обеспечивая высокую точность и скорость контроля.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.

На фиг.1 представлено устройство для осуществления контроля отклонения направления оси профилей шлицев зубчатого колеса относительно посадочных поверхностей. На фиг.2 - элемент I.

На фиг.3 представлено устройство для осуществления контроля отклонения направления оси профилей шлицев вала относительно посадочных поверхностей.

Шлицевая деталь 1 (зубчатое колесо или шлицевой вал) с осью вращения 2 по базовым поверхностям, например посадочным поверхностям 3 под подшипники, размещена на призмах 4. Торец 5 посадочной поверхности 3 зафиксирован от перемещения упором 6. В шлицах 7 детали 1 без зазоров размещен шлицевой калибр 8 (вал или втулка) с упорным буртиком 9. Шлицевой калибр 8 имеет гладкий цилиндрический участок, на поверхность 10 которого опирается ножка измерительного устройства - индикатора 11. Индикатор 11 закреплен на штативе 12 подвижного основания 13. На плоской точно выполненной поверхности плиты 14 установлены подвижное основание 13 и призмы 4 с регулировочными пластинами 15. Пластины 15 подбирают таким образом, чтобы шлицевая деталь 1 занимала горизонтальное положение. Ножкой индикатора 11 замеры величин биения Δ1 и Δ2 осуществляют в плоскостях 16 и 17, соответственно, цилиндрического участка 10 шлицевого калибра 8. Расстояние между плоскостями 16, 17 равно длине шлицы 7 детали 1 (Lшл). Калибр 8 выполнен с такой точностью, что ось шлицев совпадает с осью цилиндрической части 10 калибра 8 и является осью 18 калибра 8.

После выполнения полного оборота шлицевой детали 1 ось 18 шлицевого калибра 8 из положения 19 смещается в положение 20, при этом в плоскостях 16 и 17 величины биения составляют Δ1 и Δ2, соответственно.

Заявляемый способ показан на примере зубчатого колеса (фиг.1).

На поверхность плиты 14 устанавливают основание 13 со штативом 12 и индикатором 11, призмы 4 с регулировочными пластинами 15. С помощью пластин 15 зубчатое колесо 1 устанавливают в горизонтальное положение. Упором 6 фиксируют зубчатое колесо 1 от перемещения в сторону упора 6.

В качестве калибра выбран калибр-вал 8, подобранный из набора таким образом, чтобы в шлицевом соединении отсутствовал зазор. Ножку индикатора 11 опирают на цилиндрическую поверхность 10 калибра-вала 8 в плоскости 16, перпендикулярной оси вращения. Затем зубчатое колесо 1 вручную удерживают от перемещения в сторону упора 6. На призмах 4 выполняют полный оборот зубчатого колеса 1 и определяют максимальную величину биения Δ1 поверхности 10 калибра-вала 8 в плоскости 16.

Далее переводят подвижное основание 13 вдоль оси вращения 2 зубчатого колеса 1 на величину длины шлицев Lшл, опирают ножку индикатора 11 на цилиндрическую поверхность 10 в плоскости 17 и выполняют полный оборот зубчатого колеса 1 на призмах 4. Определяют максимальную величину биения Δ2 поверхности 10 калибра-вала 8 в плоскости 17.

Величину отклонения Х направления оси 18 профилей шлицев 7 зубчатого колеса 1 вычисляют по формуле .

Далее сравнивают полученную величину Х с допустимой величиной отклонения, регламентированной ОСТ 100086-73 «Соединения зубчатые (шлицевые) эвольвентные», УДК 621.831:629.7, группа Д15, срок введения 01.04.1974 г., табл.14, стр.17, в зависимости от длины шлицев по предельным отклонениям направления зуба (шлица).

Способ контроля отклонения направления оси профилей шлицев детали, включающий размещение зубчатого колеса или шлицевого вала в горизонтальном положении с возможностью осевого вращения, определение величины отклонения X с помощью индикатора при вращении колеса или вала и сравнение ее с заданной величиной, отличающийся тем, что в зубчатое колесо или на шлицевый вал устанавливают без зазоров шлицевый калибр с гладким цилиндрическим участком, выполненным на общей оси профилей шлицев, индикатором осуществляют замеры величин биения Δ1 и Δ2 последовательно в двух плоскостях цилиндрического участка шлицевого калибра, расположенных на расстоянии, равном длине шлица зубчатого колеса или шлицевого вала, а величину отклонения Х определяют по формуле .



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов. .

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов. Способ включает в себя предварительную центровку, измерение текущих значений параметров центровки валов, окончательную центровку и крепление механизмов. При этом перед центровкой производят нагружение валов механизмов с помощью приспособления заданным изгибающим моментом и поперечной силой. Измеряют прогибы и углы поворота валов обоих механизмов. Снимают приспособление. Рассчитывают излом и смещение в соединении валов по зависимостям: где I - излом в соединении валов; S - смещение в соединении валов. По рассчитанным значениям изломов и смещений производят окончательную центровку механизмов. Технический результат - повышение точности контроля монтажных нагрузок и напряжений в валах и расширение технологических возможностей процессов центровки механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой. Устройство, расположенное на стойке (4), содержит место (31) с горизонтальной осью (X) для размещения вышеуказанного топливного стержня; средство (20) для измерения отклонения от параллельности и средство (22) для корректирования вышеуказанного отклонения. Устройство содержит средство (14) позиционирования устройства относительно топливного стержня, состоящее из двух параллельных опор, расположенных на расстоянии друга от друга, при этом каждая из них поддерживает конец вышеуказанного топливного стержня. Опоры выполнены в виде двух подковообразных частей (16.1. 16.2), внутренние концы которых предназначены для опирания на топливный стержень и отстоят друг от друга на заданном расстоянии так, чтобы обеспечить перекрывание опоры стойки, на которую опирается конец с верхней заглушкой топливного стержня, и которая имеет толщину, по существу, равную расстоянию между двумя подковообразными частями (16.1, 16.2). Также устройство содержит средство (32) для удерживания топливного стержня, выполненное с возможностью обеспечения вращения топливного стержня вокруг его продольной оси, которое расположено между средством (14) позиционирования и средствами измерения и корректирования. Средство (32) содержит нижний захват (34) и верхний захват (36), для захватывания топливного стержня, при этом нижний захват (34) образует базу для измерения отклонения от параллельности. Технический результат - обеспечение измерения отклонения от параллельности во время корректирования вышеуказанного отклонения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх