Способ получения антифрикционного покрытия на изделиях из металла

Изобретение относится к способам получения антифрикционных покрытий на металлических поверхностях деталей узлов трения скольжения и может быть использовано при формировании таких покрытий на поясках и корпусах боеприпасов стрелково-пушечного вооружения калибра от 12,7 мм. Способ включает фосфатирование изделий, нанесение состава, содержащего дисульфид молибдена, поливинилбутираль и органический растворитель, а также сушку покрытия, при этом в качестве дисульфида молибдена используют дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом в их массовом соотношении 1:(2-3), а в качестве органического растворителя этиловый спирт, при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, 20,0-25,0, поливинилбутираль 3,0-10,0 и этиловый спирт остальное. Сушку покрытия проводят в течение 20-60 минут при температуре 15-35°С. Технический результат: улучшение триботехнических свойств покрытия, а также уменьшение токсичности способа его получения. 1 табл., 1 ил., 5 пр.

 

Изобретение относится к способам получения антифрикционных покрытий на металлических поверхностях деталей узлов трения скольжения и может быть использовано при формировании таких покрытий на поясках и корпусах боеприпасов стрелково-пушечного вооружения калибра от 12,7 мм.

Ввиду массового изготовления боеприпасов в настоящее время большое значение приобретает проблема живучести оружия, в частности живучести стволов.

Вопрос о живучести стволов является чрезвычайно важным, так как ствол представляет собой самую недолговечную деталь из ответственных деталей оружия. Нередко продолжительность службы автоматики в целом оказывается раз в десять больше, чем живучесть одного ствола. Эта диспропорция заставляет уделять вопросу живучести стволов серьезное внимание. Основными причинами, вызывающими износ стволов, являются: давление и температура пороховых газов; давление снаряда на боковую грань нареза; трение о поверхность канала при движении снаряда (пули) по нарезам.

Живучесть оружия измеряется количеством сделанных из оружия выстрелов до существенного изменения баллистических качеств оружия, которые определяются по ухудшению кучности боя, возникновению случаев срыва боеприпаса с нарезов, приводящих к неправильному полету пули и т.п.

С целью уменьшения износа канала ствола на контактирующие с ним ведущие пояски корпуса боеприпаса наносят антифрикционные покрытия (медь, пластические массы) методом напрессовки, напыления, литья и т.д.

Известен способ получения антифрикционного покрытия на изделиях из металла, заключающийся в фосфатировании изделий, нанесении состава, содержащего дисульфид молибдена и клей БФ-2 или БФ-4 в соотношении 5:1, и сушке покрытия.

Недостатками покрытий, полученных известными способами, являются их сравнительно невысокие антифрикционные свойства, что проявляется в повышенном коэффициенте трения, узком диапазоне рабочих нагрузок, низкой износостойкости. Кроме того, использование токсичного растворителя 646 ухудшает условия труда и снижает экологическую безопасность способа по прототипу.

Изобретение решает задачу улучшения триботехнических свойств покрытия, а также уменьшения токсичности способа его получения.

Данный результат достигается благодаря тому, что в способе получения антифрикционного покрытия на изделиях из металла, включающем фосфатирование изделий, нанесение состава, содержащего дисульфид молибдена, поливинилбутираль и органический растворитель, и сушку покрытия, в качестве дисульфида молибдена используют дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3), а в качестве органического растворителя этиловый спирт при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3) 20,0-25,0
Поливинилбутираль 3,0-10,0
Этиловый спирт остальное.

Сушку покрытия проводят в течение 20-60 минут при температуре 15-35°.

Отличительной особенностью предложенного способа является то, что использование в составе дисульфида молибдена (MoS2) модифицированного эпиламом, а в качестве растворителя - этилового спирта позволяет получить антифрикционные покрытия с высокими триботехническими свойствами, а также уменьшить токсичность способа их получения.

Введение в состав модифицированного MoS2 в количестве менее 20,0 мас.% не позволяет получить покрытие с высокими антифрикционными свойствами, введение его более 25,0 мас.% приводит к снижению адгезии покрытия к металлической поверхности.

Введение поливинилбутираля в количестве менее 3,0 мас.% не дает возможности получить антифрикционное покрытие с высокой адгезией к поверхности, а введение его более 10,0 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего улучшения эксплуатационных свойств не происходит.

Процесс модифицирования дисульфида молибдена заключается в пропитке его составом, содержащим Фтор-ПАВ и растворитель (эпиламом), в их массовом соотношении 1:(2-3). После испарения растворителя, играющего роль носителя ПАВ, фторсодержащее поверхностно-активное вещество обволакивает частицы дисульфида молибдена, образуя на них мономолекулярные защитные пленки толщиной 3 нм (30Å).

Проведение процесса эпиламирования MoS2 при иных соотношениях дисульфида молибдена и эпилама, кроме как 1:(2-3), не позволяет получить модифицированный MoS2 с высокими антифрикционными свойствами.

В качестве эпиламов могут быть использованы: Автокон - 0,5, Автокон - 20 (ТУ 2229-008-27991970-95), представляющие собой растворы перфторкислоты марки 6 МФК-180 в перфторметилциклогексане (ПФМЦГ) или хладоне 350; 6СФК-180-05, 6СФК-180-20, 6СФК-180-50 (ТУ 6-02-1229-82); Полизам, Амидофен, Амидоамин и т.д.

Состав готовят следующим образом: поливинилбутираль марок ЛА, А (ГОСТ 9439-85) растворяют в расчетном количестве этилового спирта, а затем небольшими количествами при постоянном перемешивании добавляют к модифицированному дисульфиду молибдена марки ДМИ-7М (ТУ 1741-063-27991970-07). Смесь перемешивают в течение 10-15 мин до получения однородного состава.

Технология получения антифрикционного покрытия заключается в следующем: после фосфатирования по типовой методике на поверхность пояска и/или корпуса боеприпаса методом распыления, окунания или кистью наносят следующий состав, мас.%: дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3), поливинилбутираль 3,0-10,0, этиловый спирт остальное. Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Пример 1. На стальной гребенчатый поясок корпуса изделия ГПД-30 после фосфатирования по типовой методике наносят состав, содержащий, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:2 20,0
поливинилбутираль 3,0
этиловый спирт 77,0

Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Пример 2. На стальной гребенчатый поясок корпуса изделия ГДЦ-30 после фосфатирования по типовой методике наносят состав, содержащий, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:2,5 22,5
поливинилбутираль 6,5
этиловый спирт 71,0

Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Пример 3. На стальной гребенчатый поясок корпуса изделия ГПД-30 после фосфатирования по типовой методике наносят состав, содержащий, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:3 25,0
поливинилбутираль 10,0
этиловый спирт 65,0

Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Пример 4. На стальной гребенчатый поясок корпуса изделия ГПД-30 после фосфатирования по типовой методике наносят состав, содержащий, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:2 19,0
поливинилбутираль 2,0
этиловый спирт 79,0

Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Пример 5. На стальной гребенчатый поясок корпуса изделия ГПД-30 после фосфатирования по типовой методике наносят состав, содержащий, мас.%:

дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:3 26,0
поливинилбутираль 11,0
этиловый спирт 63,0

Полученное покрытие сушат при температуре 15-35°С в течение 20-60 мин.

Триботехнические испытания проводили на универсальной установке для испытаний на растяжение/сжатие, представленной на фигуре.

Установка содержит ствол гранатомета 1, патронник ствола 2, толкатель 3, пятку сферическую 4, переходник 5, упор 6.

Триботехнические испытания на установке проводят следующим образом. Толкателем 3 со скоростью 4·10-5 м/с через ствол гранатомета 1 продавливают корпус гранаты 7 с гребенчатым пояском, на который предварительно наносят антифрикционное покрытие. Измеряют усилия Р, возникающие при продавливании корпуса гранаты с пояском на начальном участке канала ствола.

Изменение усилий продавливания гребенчатых поясков на начальном участке ствола гранатомета в зависимости от нанесенных на них покрытий, полученных заявленным способом и способом по прототипу, представлены в табл.

Анализ полученных данных показывает, что формирование ведущих поясков на корпусе гранаты с покрытиями, полученными заявленным способом, происходит на участке канала ствола до 4-х мм его длины при усилии от 1100 до 1200 кг. Формирование аналогичных поясков с покрытием, полученным по прототипу, происходит на участке длины ствола до 7-ми мм, при этом усилие для их формирования достигает 1480 кг. Проведенный анализ доказывает, что антифрикционные покрытия, полученные заявленным способом, обладают лучшими триботехническими свойствами, чем покрытия, полученные по прототипу, что отражено в приведенной таблице.

Использование предложенного способа позволяет получить антифрикционные покрытия с высокими триботехническими свойствами, что дает возможность при нанесении их на боеприпасы стрелково-пушечного вооружения увеличить живучесть ствола оружия в 1,2 раза.

Таблица
- Усилия продавливания гребенчатых поясков на начальном участке ствола гранатомета в зависимости от нанесенных на них покрытий, Р, кг
Показатель Антифрикционные покрытия, полученные заявленным способом по примерам Покрытие по прототипу
1 2 3 4 5
Перемещение толкателя, мм
0,5 37 30 35 40 39 40
1,0 95 90 92 100 97 100
1,5 170 160 162 173 171 175
2,0 270 260 265 280 270 290
2,5 600 580 590 610 605 615
3,0 1050 900 1000 1090 1060 1100
3,5 1100 1000 1050 1220 1100 1260
4,0 1250 1150 1200 1300 1270 1375
5,0 1250 1150 1200 1300 1270 1400
6,0 1250 1150 1200 1300 1270 1450
7,0 1250 1150 1200 1300 1270 1480
8,0 1250 1150 1200 1300 1270 1480

Способ получения антифрикционного покрытия на изделиях из металла, включающий фосфатирование изделий, нанесение состава, содержащего дисульфид молибдена, поливинилбутираль и органический растворитель, и сушку покрытия, отличающийся тем, что в качестве дисульфида молибдена используют дисульфид молибдена, модифицированный эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3), а в качестве органического растворителя - этиловый спирт при следующем соотношении компонентов, мас.%:
дисульфид молибдена, модифицированный

эпиламом, в их массовом соотношении 1:(2-3) 20,0-25,0
поливинилбутираль 3,0-10,0
этиловый спирт остальное,

а сушку проводят в течение 20-60 минут при температуре 15-35°С.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области упрочнения восстановленных поверхностей стальных деталей. .
Изобретение относится к защитным покрытиям и может найти применение в машиностроении, транспортной, химической и других отраслях промышленности. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам нанесения комбинированных покрытий для защиты деталей ГТД от газовой и сульфидной коррозии. .
Изобретение относится к области металлургии, в частности к способам защиты стали от окисления при нагреве перед обработкой давлением. .
Изобретение относится к области машиностроения и металлургии и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбиностроении, преимущественно для защиты деталей компрессора газотурбинного двигателя от солевой коррозии.
Изобретение относится к области предохранения труб или фитингов от коррозии или от образования нежелательных отложений, а также к области многослойных покрытий металлического материала.

Изобретение относится к способам формирования металлической части на металлической подложке посредством осаждения накладываемых друг на друга слоев и может найти применение при изготовлении изделий с многослойным покрытием.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении новых и восстановлении изношенных узлов трения различных машин и механизмов.
Изобретение относится к области производства патронов стрелкового оружия различного назначения и может быть реализовано преимущественно для изготовления стальных гильз боевых патронов стрелкового оружия.
Изобретение относится к способу и аппарату для производства стальных изделий с металлическим покрытием и может найти использование в металлургической промышленности и машиностроении
Изобретение относится к области упрочнения восстановленных поверхностей стальных деталей сульфидированием

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к радиопрозрачным в диапазоне сверхвысоких частот материалам, и может быть использовано для защиты антенн радиолокаторов от внешних воздействий

Изобретение относится к композиции керамического термического барьера, используемого в деталях машин из суперсплава
Изобретение относится к способам получения защитных футеровочных покрытий и может быть использовано для защиты изделий со сложным профилем, предназначенных для работы в условиях высокоагрессивной среды

Изобретение относится к способу получения дисперсно-упрочненных наночастицами покрытий и может быть использовано при упрочнении инструментов и деталей машин, в том числе авиационно-космического назначения
Изобретение относится к области получения металлокерамического покрытия на деталях сложной конфигурации, выполненных из никелевых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для нанесения комплексных многокомпонентных покрытий на поверхности деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к химико-термической обработке металлов и сплавов, и может быть использовано для защиты деталей газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций от газовой и сульфидной коррозии

Изобретение относится к бритвенным лезвиям
Наверх