Движительно-рулевой комплекс

Изобретение относится к забортным движительно-рулевым комплексам плавсредств преимущественно гидросамолетов и самолетов-амфибий. Движительно-рулевой комплекс состоит из силового привода и полноповоротной откидной колонки с гребным винтом в направляющей насадке, установленной с возможностью выпуска и уборки ее в транспортное положение. Полноповоротная откидная колонка включает верхний угловой редуктор и нижний угловой редуктор. Движительно-рулевой комплекс снабжен механизмом передачи вращения от силового привода к гребному винту, который содержит ведущий, ведомый валы и зубчатую муфту. Механизм передачи вращения выполнен разъемным, состоящим из двух частей: ведущей и ведомой. Механизм снабжен компенсирующим устройством и амортизирующей опорой. На ведущей части механизма передачи вращения установлена ведущая часть зубчатой муфты, а на ведомой его части - ведомая часть зубчатой муфты. Движительно-рулевой комплекс снабжен обтекателем, установленным и закрепленным на корме плавсредства. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к транспортной технике водного базирования, а именно к забортным движительно-рулевым комплексам (ДРК) плавсредств преимущественно для гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Существуют ДРК (1), содержащие трубу, жестко связанную с корпусом судна, и установленный в трубе поворотно-выдвижной пропульсивный блок.

Недостатком данных устройств является то, что установка или уборка любого из них на самолете-амфибии производится вручную.

Известен ДРК (2), содержащий откидную колонку с ограниченным углом поворота, шарнирно закрепленную непосредственно на корме плавсредства и состоящую из верхнего углового редуктора, нижнего углового редуктора с гребным винтом. Кроме невозможности использования для гидросамолетов и самолетов-амфибий откидной колонки с ограниченным углом поворота, недостатком известного ДРК является установка его в рабочее положение и уборка в транспортное положение вручную, что снижает его эксплуатационную технологичность.

Наиболее близким техническим решением является ДРК (3), содержащий полноповоротную откидную колонку (ПОК) с гребным винтом в направляющей насадке, соединенную с корпусом судна посредством подвески, с приводом поворота колонки, стопорный механизм, приводимый в действие вручную, механизм передачи вращения, включающий зубчатую муфту с подвижной обоймой, телескопический вал и промежуточные опоры. При этом механизм передачи вращения передает мощность от силовой установки, расположенной в корме плавсредства, на полноповоротную откидную колонку.

Недостатками рассмотренного ДРК является необходимость стопорным механизмом вручную фиксировать полноповоротную колонку в рабочем положении, что вносит определенные трудности и снижает уровень эксплуатационной технологичности самолета-амфибии.

Целью создания предлагаемого ДРК послужила необходимость так установить ДРК на гидросамолете (самолете-амфибии) в кормовой части лодки, чтобы в транспортном положении, при взлете и посадке самолета-амфибии на воду, исключить влияние водяных струй и повреждение от них ДРК, а в рабочем положении, при подруливании обеспечить автоматический выпуск и уборку непосредственно ПОК.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной технологичности движительно-рулевого комплекса.

Поставленная задача достигается тем, что в движительно-рулевом комплексе плавсредства, состоящем из силового привода и установленной на плавсредстве с возможностью выпуска и уборки ее в транспортное положение полноповоротной откидной колонки с гребным винтом в направляющей насадке, включающей верхний угловой редуктор, нижний угловой редуктор, и механизма передачи вращения от силового привода к гребному винту, содержащего ведущий и ведомый валы, установленные на опорах, и зубчатую муфту, при этом механизм передачи вращения выполнен разъемным, состоящим из двух частей: ведущей части, снабженной компенсирующим устройством и содержащей закрепленный на силовом приводе через мембрану ведущий вал с установленной на нем через компенсирующее устройство ведущей частью зубчатой муфты; и ведомой части механизма передачи вращения, включающей ведомый вал с торцом, выполненным в виде центрирующего элемента, и жесткозакрепленную на нем ведомую часть зубчатой муфты, причем ведущая часть механизма передачи вращения, связанная с силовым приводом, установлена на плавсредстве через амортизирующую опору, а его ведомая часть, связанная с гребным винтом, жестко закреплена на верхнем угловом редукторе полноповоротной откидной колонки, при этом движительно-рулевой комплекс снабжен обтекателем, установленным и закрепленным на корме плавсредства.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного ДРК, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной области техники, с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами,

где на фиг.1 изображена установка ДРК;

на фиг.2 - узел стыка - момент начала стыковки ведущего и ведомого валов механизма передачи вращения;

на фиг.3 - полное соединение частей механизма передачи вращения.

ДРК, установленный на корме плавсредства (фиг.1), состоит из силового привода 1, механизма 2 передачи вращения и ПОК 3, которая включает в себя верхний угловой редуктор и нижний угловой редуктор с гребным винтом 4 в направляющей насадке. Для заглубления ПОК 3 и для ее подъема в транспортное положение в обтекатель 5, закрепленный на корме плавсредства, используется гидроцилиндр 6, шарнирно связанный с плавсредством и ПОК 3. Обтекатель 5 необходим, чтобы при взлете и посадке самолета-амфибии на воду исключить влияние водяных струй и повреждение от них ДРК. Передача вращения от силового привода 1 через мембранную муфту на ПОК 3 осуществляется механизмом 2 передачи вращения, состоящим из двух частей: ведущей и ведомой.

Ведущая часть механизма 2 передачи вращения установлена на плавсредстве через амортизирующую опору и содержит ведущий вал 7 со шлицами и закрепленную на нем через компенсирующее устройство ведущую часть 8 зубчатой муфты.

Компенсирующее устройство предназначено для обеспечения надежного соединения ведущей и ведомой частей механизма 2 передачи вращения от силового привода 1 к гребному винту 4 и включает, например, подпружиненную подвижную втулку 9, выполненную за одно целое с мембранной муфтой и установленную на ведущем валу 7 с возможностью передачи вращения и перемещения вдоль него, например, по шлицам. Мембранная муфта выполнена из ведущей 10 и ведомой 11 частей, соединенных между собой мембраной 12, ведомая часть 11 мембранной муфты закреплена на ее ведущей части 10 через сферический подшипник 13. На торце втулки 9 выполнено центрирующее гнездо 14.

Амортизирующая опора состоит из закрепленного на плавсредстве корпуса 15 и расположенных в нем подвижной втулки 16, пружины 17, контактирующей с втулкой 9 компенсирующего устройства через подшипник 18, установленный в обойме 19, а обойма 19 установлена в подвижной втулке 16 через амортизатор 20.

Ведомая часть механизма 2 передачи вращения жестко закреплена на верхнем угловом редукторе ПОК 3 и связана с гребным винтом 4 и включает ведомый вал 21, оканчивающийся центрирующим элементом 22, и жестко закрепленную на ведомом валу 21 ведомую часть 23 зубчатой муфты.

Работает ДРК следующим образом.

После спуска плавсредства на воду при подаче команды на силовой привод 1 вращение от него передается на ПОК 3, которая выпускается из обтекателя 5 гидроцилиндром 6 и устанавливается в рабочее положение заглублением в воду винта 4 в направляющей насадке, при этом центрирующий элемент 22 попадает в центрирующее гнездо 14 и надежно совмещает оси ведущего 7 и ведомого 21 валов механизма 2 передачи вращения. По мере продвижения ведомая часть 23 зубчатой муфты, входя в зацепление с ее ведущей частью 8, сжимает пружину 17 амортизирующей опоры через сферический подшипник 13 и подвижную втулку 9 компенсирующего устройства механизма 2 передачи вращения, подшипник 18 и обойму 19 амортизирующей опоры (см. фиг.2), перемещая амортизатор 20 вместе с подвижной втулкой 16 амортизирующей опоры в корпусе 15 до полного выпуска гидроцилиндра 6. При этом за счет усилия, возникающего при сжатии пружины 17, происходит надежное соединение частей 8 и 23 зубчатой муфты.

При деформациях конструкции плавсредства, вызывающих несовпадение осей ведущего 7 и ведомого 21 валов механизма 2 передачи вращения во время установки ДРК в рабочее положение, совмещение частей 8 и 23 зубчатой муфты происходит за счет ориентирования ведущей части 8 зубчатой муфты через ведущую часть 10 мембранной муфты ведомой части механизма 2 передачи вращения на сферическом подшипнике 18, при этом происходит деформация мембраны 12.

Для компенсации вибраций конструкции плавсредства ведущий вал 7 установлен на плавсредстве через амортизирующую опору.

Использование предлагаемой конструкции позволяет повысить эксплуатационную технологичность ДРК.

Литература

1. Патенты №№ 2148523, 2096256, 2175297 и 2107642, кл. В63Н 5/125.

2. Справочник «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах». Л.: «Судостроение», 1977 г. стр.198.

3. Прототип: А.с. №839851, кл. В63Н 5/12.

Движительно-рулевой комплекс плавсредства, состоящий из силового привода и установленной на плавсредстве, с возможностью выпуска и уборки ее в транспортное положение, полноповоротной откидной колонки с гребным винтом в направляющей насадке, включающей верхний угловой редуктор и нижний угловой редуктор; и механизма передачи вращения от силового привода к гребному винту, содержащего ведущий и ведомый валы, установленные на опорах, и зубчатую муфту, отличающийся тем, что механизм передачи вращения выполнен разъемным, состоящим из двух частей: ведущей части, снабженной компенсирующим устройством, и содержащей закрепленный на силовом приводе через мембрану ведущий вал, с установленной на нем, через компенсирующее устройство, ведущей частью зубчатой муфты; и ведомой части механизма передачи вращения, включающей ведомый вал с торцем, выполненным в виде центрирующего элемента, и жестко закрепленную на нем ведомую часть зубчатой муфты, причем ведущая часть механизма передачи вращения, связанная с силовым приводом, установлена на плавсредстве через амортизирующую опору, а его ведомая часть, связанная с гребным винтом, жестко закреплена на верхнем угловом редукторе полноповоротной откидной колонки, при этом движительно-рулевой комплекс снабжен обтекателем, установленным и закрепленным на корме плавсредства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водоплавающему оборудованию и может быть использовано для пространственного перемещения объекта на поверхности или внутри жидкой среды при одновременном обеспечении возможности изменения направления такого перемещения.

Изобретение относится к судостроению, в частности к многоцелевым сухогрузным судам, предназначенным для перевозки грузов по акватории как покрытой льдами, так и по чистой воде.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для перевозки преимущественно наливных грузов по акватории как покрытой льдами, так и по чистой воде.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров. .

Изобретение относится к несущим системам для судовых пропульсивных установок, способам монтажа двигательных модулей этих установок и штыревым соединителям стыковочных средств, обеспечивающих проведение указанного монтажа.

Изобретение относится к судостроению, в частности к приводной системе гребного винта, а также к способу обеспечения движения судна и управления им по курсу. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к дополнительному приводному устройству в качестве вспомогательного устройства для судов
Изобретение относится к водным транспортным средствам, в которых предусмотрено использование привода с винтовым движителем

Изобретение относится к способу, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, создания водного судна, главным образом, ледокола или грузового судна, танкера или подобного транспортного судна с улучшенными характеристиками проникновения в лед, при этом судно имеет корпус с первым концом и вторым концом и снабжено на втором конце узлом двигателя, которое создает основную двигательную силу судна, тогда как судно перемещается любым концом вперед, и рулевое управление судна, в соответствии с чем упомянутый второй конец судна имеет такую форму и размеры, чтобы как таковой он имел бы характеристики эффективного проникновения в лед

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК), установленным за пределами корпуса судна. Кормовая оконечность судна снабжена кринолином. В настиле кринолина выполнено отверстие, которое закрывается съемной платформой, на которой закреплен ДРК. По периметру отверстия установлены направляющие стойки, у которых верхний конец жестко связан с кронштейном, закрепленным на корпусе судна. Технический результат заключается в улучшении условий эксплуатации и технического обслуживания ДРК. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен дополнительной системой выдвижения, кинематически связанной с этим щитом и расположенной внутри корпуса плавательного средства. Реализация изобретения позволяет снизить гидравлическое сопротивление вспомогательного движительного комплекса и повысить его суммарную тягу. 1 ил.

Группа изобретений относится к области судостроения, а более конкретно к движителям с частично погруженным винтом (ЧПВ). Частично погруженный винторулевой привод содержит частично погруженный винт, поворотную дейдвудную трубу с шаровой частью, упорный корпус, сферические шарниры управляющих гидроцилиндров расположены в дейдвудной трубе, ведущий, промежуточный и ведомый валы соединены с винтами. Узел крепления гидроцилиндра привода к транцу судна содержит управляющий гидроцилиндр, корпус который снабжен опорной чашкой для двух полусфер. Гидроцилиндр осуществляет управление приводом и содержит корпус гидроцилиндра, в котором расположен гидроцилиндр, шланги и фитинги. Достигается высокая техническая эффективность. 4 н.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к пропульсивной установке на судне. Пропульсивная установка содержит, по меньшей мере, один неподвижный пропульсивный агрегат, который расположен в корме судна. Пропульсивный агрегат содержит полую опорную конструкцию, которая прикреплена к корпусу судна. Камера имеет передний и задний концы и прикреплена к опорной конструкции. Электрический двигатель установлен внутри камеры. Вал имеет первый и второй концы. Винт соединен посредством вала с электрическим двигателем. Руль установлен с возможностью поворачивания на заднем конце камеры. Пропульсивный агрегат установлен так, что линия (SL) вала образует угол (α) вертикального наклона в диапазоне от 1 до 8 градусов относительно ватерлинии (WL) так, что передний конец камеры находится ниже, чем задний конец камеры относительно ватерлинии (WL). Достигается улучшение пропульсивной установки на судах. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к втягиваемому движительному устройству. Судно содержит втягиваемое движительное устройство, которое содержит движительный контейнер, желоб, первое и второе уплотнительные устройства. Внутри желоба установлен с возможностью перемещения движительный контейнер. Движительный контейнер с помощью желоба может перемещаться между первым положением и вторым положением к первому уплотнительному устройству. Первое и второе уплотнительные устройства выполнены с возможностью герметизации в первом и втором положении движительного контейнера. Привод гребного винта расположен в движительном контейнере втягиваемого движительного устройства в судне и имеет первое и второе положение, в котором гребной винт находится ниже и выше основной плоскости судна. Достигается легкость в эксплуатации втягиваемого движительного устройства. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительному агрегату корабля. Движительный агрегат корабля содержит конструкцию (1) оболочки, электрический двигатель (3), замкнутую жидкостную систему (9) охлаждения, которая имеет внутреннее пространство (10). Внутреннее пространство (10) содержит жидкость и частично ограничено цилиндрической наружной поверхностью цилиндрической секции (7) секции (6) размещения двигателя движительного агрегата для обмена тепловой энергией между электрическим двигателем (3), расположенным в цилиндрической секции (7) секции (6) размещения двигателя, и жидкостью во внутреннем пространстве (10). Внутреннее пространство (10) замкнутой жидкостной системы (9) охлаждения частично ограничено конструкцией (1) оболочки движительного агрегата, так что жидкость во внутреннем пространстве (10) находится в непосредственном контакте с конструкцией (1) оболочки движительного агрегата для обмена тепловой энергией между жидкостью во внутреннем пространстве и водой. Вода окружает движительный агрегат через конструкцию (1) оболочки движительного агрегата. Достигается эффективное охлаждение движительного агрегата корабля. 15 з.п. ф-лы, 36 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к смазке и смазочной конструкции управляемого движителя морского судна. Морское судно содержит управляемый движитель, который включает в себя смазочную конструкцию. Смазочная конструкция имеет масляный резервуар (60) и средство циркуляции, для циркуляции масла между масляным резервуаром (60) и движителем. Средство обеспечения смазки происходит разбрызгиванием в гондоле (4) и содержит, по меньшей мере, два масляных канала (62, 78) для введения масла из масляного резервуара (60) в движитель. Первый масляный канал (78) ведет из масляного резервуара в гондолу (4) через масляный отсек (38, 48), и имеет конструкцию (76) между масляным отсеком (38, 48) и гондолой для ограничения потока масла из масляного резервуара (38, 48) в гондолу (4), а второй канал (62) ведет из резервуара (60) в гондолу (4). Достигается снижение потребления энергии системы смазки, обеспечение надежности и эффективности смазки, и увеличение циркуляции масла с целями фильтрации и охлаждения. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх