Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. Предложенное устройство содержит размещенную на кузове автотранспортного средства под бампером металлическую трубку, закрепленную на кронштейнах. Открытые концы трубки обращены к обочинам дороги в обе стороны от дорожного полотна. В центре трубки с помощью упругой втулки закреплена герметично закрытая стеклянная ампула с избыточным давлением внутри, в ампуле выполнено углубление, введенное в контакт с заостренным концом упора. Бампер закреплен на держателях, а внутрь ампулы свободно вставлены круглые пластинки (диски), на которых выбиты номерные знаки транспортного средства и которые покрыты люминесцирующим веществом. Предложенное устройство характеризуется высокой информативностью и обеспечивает повышенную эффективность розыскных работ по обнаружению виновников дорожно-транспортных происшествий. 1 ил.

 

Изобретение относится к области организации и управления движением автотранспорта, в частности к устройствам для опознания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств.

Известны устройства для идентификации автотранспортных средств, состоящие из носителей их номерных знаков, размещенных на узлах и деталях автотранспортного средства путем специальной обработки их поверхностей, а также в специальном корпусе, помещенном внутрь маркируемой части автотранспортного средства, либо выполненные в виде накладных элементов из полимерной пленки с адгезионным материалом на тыльной стороне с фрагментами изображений цифр, букв и символов /см., например, патент РФ на полезную модель №32059, кл. B60R 25/00, 2003 [1]; патент РФ на полезную модель №51574, кл. B60R 13/00, 2005 [2]; патент РФ на полезную модель №29015, кл. B60R 13/10, 2002 [3]/.

Недостатками известных устройств являются низкие информативность и эффективность при проведении розыскных работ для опознания участников дорожно-транспортных происшествий /ДТП/.

Известна также система для фиксации обстоятельств ДТП, установленная на автотранспортном средстве и содержащая видеозаписывающее устройство с цифровой широкоугольной видеокамерой и устройство хранения записанной видеоинформации с энергонезависимой камерой, а также датчики аварийной ситуации /см., например, патент РФ на полезную модель №55702, кл. B60R 1/00, 2006 [4]/.

Недостатками известной системы являются ее значительная стоимость при массовом оснащении автотранспортных средства, а главное - низкая информативность в отношении возможности обнаружения виновника ДТП, практически невозможное обнаружение виновника в случаях наезда на пешехода и малая вероятность обнаружения виновника в случаях столкновения автотранспортных средств.

Известно также устройство для обнаружения участников ДТП, включающее легкоразрушаемую от удара поверхность, содержащую информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, на котором он установлен /см. заявку ФРГ №2935786, кл. B62D 41/00, 1981 [5]/.

Недостатком известного устройства является низкая информативная ценность и, соответственно, эффективность розыскных работ, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна виновником ДТП частей разрушенной поверхности с фрагментами номерных знаков перед самовольным покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по отдельным фрагментам поверхности при ее значительных разрушениях.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является устройство для обнаружения участников ДТП, включающее легко разрушаемую от удара поверхность, содержащую информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, выполненную в виде двух соосно установленных стеклянных стержней, удаленных друг от друга, концы которых закреплены в оправах кузова, открытых с нижней стороны, а близлежащие концы включены в электрическую цепь звукового сигнала и системы зажигания /см. а.с. СССР №1516415, кл. B62D 41/00, 19871 [6]/ (прототип).

Недостатком устройства-прототипа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ по опознанию виновника ДТП. Это объясняется легкостью уничтожения или сбора непосредственно с дорожного полотна виновником ДТП фрагментов разрушенной стекленной поверхности с информацией о номерном знаке автотранспортного средства перед покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по найденным фрагментам поверхности в случаях ее значительных разрушений при серьезных ДТП. Включение же в момент совершения ДТП звукового сигнала при одновременном выключении системы зажигания практически не влияет на эффективность розыска, так как водитель-виновник ДТП даже при минимальной квалификации сразу же после совершения ДТП быстро устранит вышеуказанные мешающие ему факторы и покинет место совершения ДТП.

Сущность изобретения заключается в создании достаточно простого и надежного устройства, обладающего высокой информативностью и позволяющего резко повысить эффективность розыскных работ по обнаружению виновника ДТП, что объясняется, с одной стороны, практически отсутствием возможности обнаружения и уничтожения виновником ДТП разбросанных вблизи места совершения ДТП на обочине дорожного полотна самостоятельных элементов с номерными знаками автотранспортного средства на каждом, а, с другой, легкостью обнаружения указанных элементов сотрудниками розыскных служб, оснащенных специальными датчиками, реагирующими на конкретные физические свойства элементов, сохранением указанными самостоятельными элементами с полной информацией о номерном знаке своей целостности в процессе совершения ДТП.

Технический результат - повышение информативной ценности устройства и эффективности розыскных работ.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в устройстве для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающем размещенную на кузове автотранспортного средства специальную структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, в отличие от известного специальная структура выполнена в виде установленной между кузовом и передним бампером, параллельно последнему, металлической трубки с обращенными к обочинам в обе стороны от дорогого полотна открытыми концами, при этом в центральной части трубки в ее полости концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки закреплена герметично закрытая с созданием внутреннего избыточного давления стеклянная ампула, введенная выполненным в ее средней части углублением в контакт с заостренным концом плотно вставленного в стенку трубки упора, прижатого другим концом в внутренней поверхности бампера, а полость ампулы с обеих сторон от углубления заполнена свободно и концентрично вставленными в последнюю круглыми пластинками с нанесенным на поверхность каждой номерным знаком автотранспортного средства и покрытыми /обработанными/ люминесцирующим веществом.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично на виде сверху изображено автотранспортное средство с предлагаемым устройством.

Устройство для обнаружения участников ДТП содержит размещенную на кузове 1 автотранспортного средства 2 специальную структуру, разделяющуюся в процессе совершения ДТП на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, при этом данная специальная структура выполнена в виде установленной между кузовом 1 и передним бампером 3 автотранспортного средства 2 параллельно бамперу 3 металлической трубки 4, причем крепление трубки 4 к кузову 1 осуществлено с помощью кронштейнов 5, продольные оси трубки 4 и автотранспортного средства 2 перпендикулярны, то есть открытые концы трубки 4 обращены к обочинам 6 дороги в обе стороны от дорожного полотна 7. При конструкциях передних бамперов 3 с далеко загнутыми краями /см. чертеж/ в последних выполнены отверстия для прохождения трубки 4 или просто сделаны вырезы для освобождения пространства между концами трубки 4 и обочинами 6 дорожного полотна 7. В центральной части трубки 4 в ее полости концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки 8 /из эластичной резины/ закреплена герметично закрытая с созданием избыточного давления внутри ампула 9 из толстого стекла. В средней части ампулы 9 с обращенной к бамперу 3 стороны /ампула 9 повернута и закреплена таким образом/ выполнено углубление 10, через которое ампула 9 введена в контакт с заостренным концом упора 11. Последний плотно вставлен в стенку трубки 4 напротив углубления 10 в ампуле 9, а другим концом прижат к внутренней поверхности бампера 3, установленного в передней части кузова 1 с помощью держателей 12. Полость ампулы 9 с обеих сторон от углубления 10 в ней заполнена отдельными самостоятельными элементами, а именно свободно и концентрично вставленными в полость ампулы 9 круглыми пластинками /дисками/ 13, на одну из плоскостей каждого из которых нанесен /выцарапан/ номерной знак автотранспортного средства. При этом пластинкам /дискам/ 13 преданы специфические опознавательные физические свойства для облегчения их поиска, для чего поверхность последних покрыта /обработана/ люминесцирующим веществом, то есть веществом, способным люминесцировать определенным цветом /свойство освещения невидимой части спектра/ под действием в частности ультрафиолетового освещения. В качестве такого люминесцирующего вещества был использован мазут, дающий при его облучении ультрафиолетом ярко-голубой цвет свечения. В качестве других возможных вариантов может быть использовано покрытие крахмальным клеем - голубой цвет свечения, медом - фиолетовый цвет свечения, керосином - голубой цвет свечения.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При столкновении автотранспортного средства с препятствием или с другим автотранспортным средством своей передней частью происходит деформация бампера 3, при этом упор 11 разрушает стеклянную ампулу 9. 3а счет избыточного по сравнению с атмосферным давления в последней такой процесс разрушения сопровождается взрывом, в результате которого пластинки /диски/ 13 интенсивно разлетаются в обе стороны от дорожного полотна 7 на обе обочины 6. В случае боковых или задних ударов при столкновениях автотранспортного средства бампер 3 не деформируется, однако процесс происходит аналогично. За счет возникающих при ударном взаимодействии инерционных сил, действующих на ампулу 9 с пластинками 13, последняя производит местное смятие упругой втулки 8 и разрушается за счет силового контакта с острием упора 11. Каждый из разлетевшихся на обочины 6 дисков 13, с одной стороны, несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, а, с другой, ему приданы специфические опознавательные физические свойства, позволяющие легко обнаружить данные диски 13 на обочинах 6 в процессе розыскных работ с помощью специального оборудования, то есть датчиков, реагирующих именно на данные физические свойства. В данном случае сотрудники службы розыска оснащены ультрафиолетовыми осветителями, способными обнаруживать вещества, люминесцирующие под действием ультрафиолетовых лучей, а именно: аппараты типа УЛД-4, портативные аппараты типа УК-1, портативный аппарат типа "Таран". С помощью данных датчиков обеспечивается быстрый поиск в любое время суток и практически в любой среде на обочине дорожного полотна: в грунте, воде, траве, гравии и т.п.

Очевидно, что предложенное устройство отличается повышенной информативной ценностью и эффективностью розыскных работ. В отличие от ближайших устройств-аналогов виновник ДТП здесь - особенно это относится к случаям сбития пешехода - при отсутствии свидетелей - не может быстро собрать элементы разрушенной при ударе поверхности с фрагментами номерного знака и покинуть место совершения ДТП. В данном случае отдельные элементы - диски с номерным знаком на каждом элементе - разбрасываются по обочинам дороги (в кусты, траву, гравий, воду и т.п.), то есть быстро их собрать без оснащения специальным оборудованием невозможно. В известных устройствах даже если часть фрагментов разрушенной поверхности и будут обнаружены на дорожном полотне, если виновник ДТП не успел их все собрать, то имеется большая вероятность того, что именно по этим фрагментам поверхности номерной знак не удасться восстановить. В предлагаемом устройстве достаточно обнаружение хотя бы одного элемента /пластинки 13 с номером автотранспортного средства/, после чего процесс поиска можно прекращать. Кроме того, в известном устройстве возможен вариант, когда в результате сильного разрушения поверхности с номерным знаком /при серьезных ДТП/ последний не удается восстановить по фрагментам поверхности, даже если виновник ДТП не будет их уничтожать и собирать с места совершения ДТП.

Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающее размещенную на кузове автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, отличающееся тем, что упомянутая структура выполнена в виде установленной между кузовом и передним бампером, параллельно последнему, металлической трубки с обращенными к обочинам в обе стороны от дорожного полотна открытыми концами, при этом в полости центральной части трубки концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки закреплена герметично закрытая с созданием внутреннего избыточного давления стеклянная ампула, введенная выполненным в ее средней части углублением в контакт с заострением концом плотно вставленного в стенку трубки упора, прижатого другим концом к внутренней поверхности бампера, а полость ампулы с обеих сторон от углубления заполнена свободно и концентрично вставленными круглыми пластинками с нанесенным на поверхность каждой номерным знаком автотранспортного средства и покрытыми люминесцирующим веществом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе видеонаблюдения и видеозаписи (видеорегистрации) событий возникновения и протекания как дорожно-транспортных происшествий, так и противоправных действий третьих лиц в отношении транспортного средства.

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта и контроля эксплуатации транспортных средств (ТС) и преимущественно может быть использовано для автоматической регистрации нарушения правил проезда участков дорог со светофорным регулированием движения ТС, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие.

Изобретение относится к способу распознавания манипуляций в устройстве, состоящем из импульсного датчика и регистрирующего устройства. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при испытаниях, исследованиях и эксплуатации мобильных сельскохозяйственных агрегатов, автотранспортных средств, гусеничных машин и других подвижных объектов, оснащенных дизельными двигателями, а также комплексном диагностировании их технического состояния в процессе эксплуатации.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для оперативных регистрации и контроля технического состояния и функционирования автомобилей, а также психофизиологического состояния водителей при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Изобретение относится к технике контроля и регистрации транспортных средств. .

Изобретение относится к информационно-измерительной технике. .

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности к средствам обеспечения безопасности движения. .

Изобретение относится к системе видеонаблюдения и видеозаписи (видеорегистрации) событий возникновения и протекания как дорожно-транспортных происшествий, так и противоправных действий третьих лиц в отношении транспортного средства.
Изобретение относится к способам определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях. .

Изобретение относится к оборудованию для опознавания транспортных средств в случае столкновения. .

Изобретение относится к области исследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП), например, экспертами, работниками ГАИ и другими заинтересованными лицами. .

Изобретение относится к средствам контроля и регистрации работы транспортных средств и предназначено для построения пространственной траектории движения транспортного средства (ТС) по зафиксированным данным и действий водителя в ходе выяснения причин дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Изобретение относится к системам оповещения и предупреждения об аварийной ситуации на дороге. .

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств

Изобретение относится к технологии расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств

Наверх