Способ получения экологически чистого дизельного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения экологически чистого дизельного топлива. Изобретение касается способа, в котором исходную гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом дизельной фракции. При этом в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон. В качестве легкого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с концом кипения до 300°С. В качестве тяжелого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С. Массовое соотношение тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2. Температура в процессе жидкостной экстракции поддерживается на уровне от 40°С до 70°С. Технический результат - получение дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами при использовании в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя в меньших объемах для более узкой дизельной фракции. 1 табл.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения экологически чистого дизельного топлива.

Известен способ извлечения ароматических углеводородов из дизельных фракций в процессах экстракции с использованием различных растворителей: фурфурола, производных имидазолина, β-метоксипропионитрила, N,N-диметилимидазолидона и др. (Красногорская Н.Н., Габдикеева А.Р., Грушевенко А.Э., Хлесткин Р.Н. Экстракция средних нефтяных фракций. - М.: Химия, 1989. - 72 с.). Его недостатки - в процесс экстракции вовлекается вся дизельная фракция, для ее обработки требуется значительное количество растворителя, кроме того, практически все вышеуказанные растворители высокотоксичны.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению является способ получения экологически чистого дизельного топлива путем жидкостной экстракции ароматических углеводородов из гидроочищенной дизельной фракции гетерогенной смесью растворителей, содержащей ацетонитрил или ацетонитрил с 2-5 мас.% воды и пентан (см. патент РФ №2148070, 2000 г.). Недостатками процесса являются применение высокотоксичного растворителя - ацетонитрила (ПДК 10 мг/м3), довольно высокая кратность разбавления сырья к ацетонитрилу 1:3÷5, а также вовлечение в процесс широкой фракции дизельного топлива с пределами выкипания от 222°С до 375°С.

Техническая задача данного изобретения - получение экологически чистого дизельного топлива путем использования в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя, взятого в меньшем массовом соотношении к исходному сырью - тяжелому компоненту дизельной фракции, полученному в результате разделения дизельной фракции методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом.

Технический результат - получение дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами при использовании в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя в меньших объемах для более узкой дизельной фракции.

Он достигается тем, что исходную гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом дизельной фракции. При этом в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон. В качестве легкого компонента используют дизельные фракции с концом кипения до 300°С. В качестве тяжелого компонента используют дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С. Массовое соотношение тяжелого компонента дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2. Температура в процессе жидкостной экстракции поддерживается на уровне от 40°С до 70°С.

Возможность регенерации N-метилпирролидона из рафинатного и экстрактного растворов методом ректификации обеспечивается тем, что минимальное значение температуры начала кипения тяжелого компонента дизельной фракции, направляемого на жидкостную экстракцию ароматических углеводородов, составляет 260°С, что на 56°С выше температуры кипения N-метилпирролидона. Достигаемое снижение концентрации ароматических углеводородов в тяжелой фракции составляет от 33 до 45% масс. Снижение токсичности процесса экстракции ароматических углеводородов достигается благодаря тому, что ПДК N-метилпирролидона в 10 раз ниже ПДК ацетонитрила и составляет 100 мг/м3.

Проведенные авторами лабораторные исследования экстракции тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции астраханского газового конденсата N-метилпирролидоном показали значительное снижение концентрации ароматических углеводородов и повышение цетанового числа. Полученные экспериментальные данные по облагораживанию гидроочищенной дизельной фракции астраханского газового конденсата приведены в табл.1.

Таблица 1
Результаты опытов по облагораживанию гидроочищенной дизельной фракции
Наименование показателя Исходная дизельная фракция Тяжелый компонент дизельной фракции с началом кипения
260°С 300°С
до экстракции после экстракции до экстракции после экстракции
Цетановое число 41,7 47,2 - - 53,5
Показатель преломления 1,465 1.482 1,468 1,485 1,475
Плотность при 0,8160 0,8566 0,8425 0,8579 0,8480
20°С
Содержание 25,5 21,4 11,8 23,9 18,6
ароматических
углеводородов
Молекулярный 173 225 204 227 212
вес, кг/кмоль

Пример 1.

Исходную гидроочищенную дизельную фракцию 180-350°С астраханского газового конденсата разделяли на фракции 180-260°С (легкий компонент дизельной фракции ) и 260-350°С (тяжелый компонент дизельной фракции ). При этом выход фракции 260-350°С составил 30 об.% на исходную фракцию. В экстрактор, представляющий собой воронку объемом 500 мл с рубашкой для подачи нагревательной воды с заданной температурой от термостата, оборудованную мешалкой, помещали 161 г навески тяжелого компонента и 196 г навески N-метилпирролидона (массовое соотношение тяжелый компонент дизельной фракции:N-метилпирролидон составляет 1:0,8). Смесь растворителя и тяжелого компонента дизельной фракции термостатировали при температуре 55°С и непрерывно перемешивали в течение 5 минут. Затем после отстаивания и появления границы раздела фаз разделяли экстрактный и рафинатный растворы, сливая экстрактный раствор из нижней части воронки. Выход рафинатного раствора составил 130,64 г, т.е. 36,6 % мас. Выход экстрактного раствора составил 224,91 г, то есть 63 % мас. Потери в ходе экстракции составили 1,45 г - 0,4%мас.

Из рафинатного раствора отделили N-метилпирролидон (21,91 г) методом простой перегонки в токе азота. Выход рафината составил 107,52 г, то есть 67% мас. от исходного сырья. Потери при перегонке составили 1,21 г.

Цетановое число исходной дизельной фракции и тяжелого компонента дизельной фракции определяли экспресс-методом. Оно составило соответственно 47,2 и 41,2пунктов. Цетановое число полученного рафината точно определить не удалось, так как оно было выше верхнего предела шкалы прибора. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате определяли расчетным путем по показателю преломления, который определяли рефрактометрическим методом. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате составило соответственно 20,8, 21,4 и 11,8 мас.%. После смешения рафината с легким компонентом в соотношении 30:70 об.% полученное дизельное топливо имело цетановое число 61,6 пунктов, а содержание ароматических углеводородов - 17,9%.

Пример 2.

Исходную гидроочищенную дизельную фракцию 180-350°С астраханского газового конденсата разделяли на фракции 180-300°С (легкий компонент дизельной фракции ) и 300-350°С (тяжелый компонент дизельной фракции). При этом выход тяжелого компонента дизельной фракции составил 12 об.% на исходную дизельную фракцию. В экстрактор, представляющий собой воронку объемом 500 мл с рубашкой для подачи нагревательной воды с заданной температурой от термостата, оборудованную мешалкой, поместили 80 г навески тяжелого компонента дизельной фракции и 80 г навески N-метилпирролидона (массовое соотношение N-метилпирролидон:тяжелый компонент дизельной фракции составило 1:1). Смесь растворителя и тяжелого компонента дизельной фракции термостатировали при температуре 65°С и непрерывно перемешивали в течение 5 минут. Затем после отстаивания и появления границы раздела фаз, разделили экстрактный и рафинатный растворы, сливая экстрактный раствор из нижней части воронки. Выход рафинатного раствора составил 70,85 г или 44,3% мас. Выход экстрактного раствора составил 87,54 г или 54,7% мас. Потери в ходе экстракции составили 1,61 г или 1% мас.

Из рафинатного раствора отделили N-метилпирролидон (11,54 г) методом простой перегонки в токе азота. Выход рафината составил 57,87 г или 72% мас. от исходного сырья (тяжелого компонента дизельной фракции). Потери при перегонке 1,44 г.

Цетановое число исходной дизельной фракции и рафината определяли экспресс-методом. Оно составило соответственно 41,7 и 53,5 пунктов. Цетановое число тяжелого компонента дизельной фракции определить не удалось, так как оно было ниже нижнего значения шкалы прибора. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте и рафинате определяли расчетным путем по показателю преломления, определенному рефрактометрическим методом. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате составило соответственно 20,8; 23,9 и 18,6%

мас. После смешения рафината с легким компонентом в соотношении 12:88 об.% полученное дизельное топливо имело цетановое число 50,8 пунктов, а содержание ароматических углеводородов - 20,3%.

Способ позволяет повысить цетановое число дизельного топлива до 51 пункта, снизить содержание ароматических углеводородов до 17,9% мас. и, таким образом, получить дизельное топливо с улучшенными экологическими свойствами.

Способ получения экологически чистого дизельного топлива путем жидкостной экстракции из гидроочищенной дизельной фракции, отличающийся тем, что гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент гидроочищенной дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом гидроочищенной дизельной фракции, в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон, в качестве легкого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с концом кипения до 300°С, а в качестве тяжелого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С, при этом массовое соотношение тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2, а температуру в процессе жидкостной экстракции поддерживают на уровне от 40°С до 70°С.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области нефтепереработки. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано для производства рафинатов селективной очистки. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при очистке вакуумных газойлей, мазутов и/или деасфальтизатов, используемых затем в качестве сырья для гидрокрекинга и каталитического крекинга, а также как высококачественные котельные или судовые топлива, от полициклических ароматических углеводородов, гетероатомных соединений, смол, асфальтенов и соединений тяжелых металлов.

Изобретение относится к экстракционным способам очистки нефтей от сернистых соединений. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для очистки вакуумного газойля от ароматических углеводородов, гетероатомных соединений и соединений тяжелых металлов с целью получения высококачественного сырья для процессов гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот, включая нафтеновые кислоты, тяжелых металлов и серы из исходного нефтяного сырья. .

Изобретение относится к способу извлечения органических кислот из исходного нефтяного сырья. .

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при очистке сырья для гидрокрекинга и каталитического крекинга от полициклических ароматических углеводородов, гетероатомных соединений и соединений тяжелых металлов.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для одновременного получения из гидроочищенной дизельной фракции экологически чистого дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям по содержанию ароматических углеводородов, и ароматических растворителей "типа Нефрас АР" и "Сольвент нефтяной" с содержанием ароматических углеводородов не менее 98 мас.%.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для удаления ароматических углеводородов из гидроочищенной керосиновой фракции с целью получения высококачественного реактивного топлива с одновременным получением ароматического растворителя.
Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива, которое находит все большее использование в России и в Европе

Изобретение относится к способу очистки жидких углеводородных смесей от азотсодержащих органических соединений

Изобретение относится к деазотированию дизельного топлива
Изобретение относится к очистке легких углеводородных фракций без применения водорода и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности
Изобретение относится к процессам нефтепереработки, в частности к получению экологически чистого дизельного топлива. Изобретение касается способа, включающего разделение исходной прямогонной дизельной фракции на легкий (фр. 150-315°C) и тяжелый (фр. 315-360°C) компоненты с последующим окислением тяжелого компонента 30%-ным водным раствором перекиси водорода в присутствии ацетона в качестве катализатора при температуре 90°C, времени окисления 20 мин и при интенсивном перемешивании и экстракцию продукта окисления после отделения воды N-метилпирролидоном с получением экстрактного и рафинатного растворов с последующей регенерацией N-метилпирролидона из вышеупомянутых растворов с выделением рафината и компаундированием его с легким компонентом прямогонной дизельной фракции. Полученный компаунд подвергают гидроочистке с получением гидрогенизата - экологически чистого дизельного топлива. Технический результат - получение топлив, соответствующих требованиям стандартов Евро-4 и Евро-5 с низким содержанием серы и полициклических ароматических углеводородов. 2 табл., 1 пр.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Изобретение касается способа деароматизации бензиновой фракции - сырья пиролиза, включающего экстракцию ароматических углеводородов из бензиновой фракции 62-180°С, получение рафината с низким содержанием ароматических углеводородов, при этом в качестве селективного растворителя используют смесь, содержащую 50-65 мас.% N-метилпирролидона, 30-45 мас.% триэтиленгликоля, 3-7 мас.% воды. Технический результат - снижение содержания ароматических углеводородов в бензиновой фракции - сырье пиролиза. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается состава селективного растворителя для выделения методом жидкостной экстракции из прямогонной дизельной фракции алкилдибензотиофенов и азотсодержащих соединений. Селективный растворитель представляет собой раствор ацетанилида в диметилформамиде или в диметилсульфоксиде при следующем соотношении компонентов, % масс: ацетанилид - 40-50, диметилформамид или диметилсульфоксид - остальное. Технический результат - улучшенная очистка дизельного топлива. 1 ил., 5 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при производстве нефтяных пластификаторов с пониженным содержанием полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Изобретение касается способа получения нефтяного пластификатора очисткой остаточного экстракта - экстракта фенольной очистки деасфальтизата - от полициклических ароматических углеводородов жидкостной экстракцией, где для проведения процесса жидкостной экстракции остаточного экстракта используют селективный растворитель следующего состава, % масс.: ацетанилид 40-50, диметилформамид или диметилсульфоксид остальное. Технический результат - получение экологически безопасного нефтяного пластификатора, соответствующего требованиям Директивы 2005/69/ЕС по содержанию ПАУ не более 3% масс. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 5 табл.
Настоящее изобретение относится к способу очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого моторного масла с разделяющим агентом, с последующим отделением очищенного моторного масла центрифугированием, при этом в качестве разделяющего агента используют 0,05-0,1% 40%-ного аммиачного раствора карбамида в расчете на объем очищаемого масла, последующее отделение очищенного моторного масла осуществляют непосредственно в центрифуге двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом настоящего изобретения является упрощение способа очистки и повышение качества очистки работающего моторного масла. 1 табл.
Изобретение относится к химической и нефтеперерабатывающей промышленности Изобретение касается способа получения нефтяного пластификатора, включающего очистку масляных фракций селективными растворителями. Экстракт предварительно разбавляют кетон-ароматическим растворителем или кетон-ароматическим растворителем в смеси с н-метилпирролидоном или диметилсульфоксидом при массовом соотношении экстракт:растворитель 1:0,1-0,5. Экстракцию проводят при температуре 25-55°C кетон-ароматическим растворителем или смесью полярных растворителей: ацетоном, содержащим 5-30% н-метилпирролидона или диметилсульфоксида при массовом соотношении экстракт:смесь полярных растворителей 1:3,5-4,0 в присутствии антирастворителя, снижающего растворяющую способность и повышающего избирательность растворителя, и в качестве которого используют водный раствор 10-25%-ной концентрации гидроксида натрия или сернокислого железа в количестве 10-50% к сырью, полученный рафинат используют в качестве целевого продукта. Технический результат - получение экологически безопасного пластификатора с низким содержанием полициклических аренов (ПЦА) и общей серы. 1 з.п. ф-лы,1 табл., 7 пр.
Наверх