Передача ходовой винт-гайка с вихревым соплом

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования движения. Гидростатическая передача винт-гайка содержит винт и гайку с трапецеидальной резьбой. На боковых поверхностях винтовой резьбы гайки выполнены карманы с вихревыми гидростатическими соплами. Указанные карманы соединены посредством дроссельных каналов с распределительными каналами, которые через дроссели соединены с подающей магистралью. Hасос, размещенный в масляной ванне, и обратный клапан связаны с подающей магистралью через фильтр. Сливной ванной для рабочего тела служит емкость, гидравлически связанная с масляной ванной. Технический результат - повышение КПД, долговечности и надежности передачи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам передач с применением смазки, и может быть использовано на транспорте и в спортивных средствах передвижения.

Наиболее близким к заявленному объекту является механизм передачи ходовой винт-гайка, который осуществляет преобразование вращательного движения винта в прямолинейное поступательное движение гайки, связанной с суппортом станка (а.с. СССР №976412, F02M 59/04 - прототип). Известны также механизмы ходовой винт-гайка качения и скольжения.

Недостатками известных объектов является то, что винтовые пары скольжения из-за больших потерь при скольжении в резьбе и связанного с ним изнашивания заменяют винтовыми парами качения, которые имеют малые потери на трение, высокий КПД, кроме того, в них полностью устранены зазоры в резьбе в результате создания предварительного натяга. Замена трения скольжения трением качения в винтовой паре возможна либо при использовании вместо гайки роликов, свободно вращающихся на своих осях, либо при применении тел качения (шариков). Шарики перекатываются в канавках ходового винта и гайки, но в шариковых парах применяют устройства для выборки зазоров и создания предварительного натяга, что усложняет конструкцию.

Технически достижимый результат - повышение КПД, долговечности и надежности передачи.

Это достигается тем, что в гидростатической передаче ходовой винт-гайка, содержащей ходовой винт, охватываемый гайкой с винтовой нарезкой, гайка имеет эквидистантную винтовую поверхность с ходовым винтом, например трапециидальной формы, при этом на боковых поверхностях винтовой нарезки, как с левой, так и с правой стороны, в гайке выполнены карманы с вихревыми гидростатическими соплами, соединенными посредством дроссельных каналов, с распределительными каналами, которые в свою очередь соединены через дроссели с подающей магистралью, а насос, размещенный в масляной ванне, и параллельно установленный ему обратный клапан связаны с подающей магистралью через фильтр с дросселями распределительных каналов, соответственно для правой и левой сторон винтовой нарезки в гайке, при этом сливной ванной для рабочего тела служит емкость, гидравлически связанная с масляной ванной.

На фиг.1 представлена схема гидростатической передачи ходовой винт-гайка, на фиг.2 - схема вихревого сопла в гидростатическом кармане.

Передача ходовой винт-гайка с вихревым гидростатическим соплом (фиг.1) содержит ходовой винт 7, охватываемый гайкой 6 с винтовой нарезкой, имеющей эквидистантную (конгруэнтную) винтовую поверхность с ходовым винтом 7, например трапециидальной формы, при этом на боковых поверхностях винтовой нарезки, как с левой, так и с правой стороны, в гайке 6 выполнены карманы 13 с соплами, соединенные посредством дроссельных каналов, например 11 и 12 с левой стороны (на чертеже с правой стороны дроссельные каналы показаны пунктирной линией), с распределительными каналами, например 10 с левой стороны (на чертеже с правой стороны распределительный канал показан пунктирной линией), которые в свою очередь соединены через дроссели 4 и 5 с подающей магистралью.Карманы 13 представляют собой углубления в боковой поверхности винтовой нарезки гайки 6, например в виде отверстий круглой или некруглой формы, связанные гидравлически с дроссельными каналами.

Насос 1, размещенный в масляной ванне 8, и параллельно установленный ему обратный клапан 2 связаны с подающей магистралью через фильтр 3 с дросселями 4 и 5 распределительных каналов соответственно для правой и левой сторон винтовой нарезки в гайке 6. Сливной ванной для рабочего тела (смазочного материала, масла) служит емкость 9, гидравлически связанная с масляной ванной 8.

Сопло, расположенное в гидростатическом кармане 13 (фиг.2), состоит из цилиндрического корпуса 14 с цилиндрической полостью 15 внутри корпуса, в которой установлена цилиндрическая вставка-завихритель 17, имеющая внешние периферийные винтообразные нарезные каналы 18, а внутри которой выполнен расширяющийся конический канал 16. Вставка-завихритель 17 фиксируется в цилиндрической полости 15 корпуса сопла и может быть выполнена из износостойкого материала.

Передача ходовой винт-гайка с вихревым гидростатическим соплом работает следующим образом.

Передача ходовой винт-гайка работает в условиях трения со смазочным материалом.

Насос 1, размещенный в масляной ванне 8, подает через фильтр 3 к дросселям 4 и 5 распределительных каналов, расположенных в гайке 6, смазочный материал. Сливной ванной для рабочего тела (смазочного материала, масла) служит емкость 9, гидравлически связанная с масляной ванной 8,

Сопло для распыления смазочной жидкости работает следующим образом.

Жидкость поступает в сопло двумя путями: через расширяющийся конический канал 16 и периферийные винтообразные нарезные каналы 18 вставки-завихрителя 17. Жидкость начинает свою закрутку в периферийных каналах вставки-завихрителя 17 и одновременно движется в осевом направлении по расширяющимуся коническому каналу 16. В результате на выходе происходит взаимодействие этих потоков с их дополнительной турбулизацией и дроблением с образованием мелкодисперсной фазы. Такой поток жидкости на выходе из сопла хорошо раскрывается за счет центробежных сил, возникающих от вращения жидкости, и мелкодисперсно распределяется по поверхности контакта винт-гайка.

В этой передаче износ винта 7 и гайки 6 практически отсутствует. Передача практически беззазорная, обеспечивает повышенную точность, при этом КПД передачи достигает величины - 0,99. По сравнению с «передачей ходовой винт-гайка трения», «ходовой винт-гайка качения» она имеет несколько меньшую жесткость и несущую способность вследствие наличия масляного клина.

1. Передача ходовой винт-гайка с вихревым соплом, содержащая ходовой винт, охватываемый гайкой с винтовой нарезкой, отличающаяся тем, что гайка имеет эквидистантную винтовую поверхность с ходовым винтом, например трапецеидальной формы, при этом на боковых поверхностях винтовой нарезки как с левой, так и с правой стороны, в гайке выполнены карманы с вихревыми гидростатическими соплами, соединенными посредством дроссельных каналов с распределительными каналами, которые, в свою очередь, соединены через дроссели с подающей магистралью, а насос, размещенный в масляной ванне, и параллельно установленный ему обратный клапан связаны с подающей магистралью через фильтр с дросселями распределительных каналов соответственно для правой и левой сторон винтовой нарезки в гайке, при этом сливной ванной для рабочего тела служит емкость, гидравлически связанная с масляной ванной.

2. Передача ходовой винт-гайка с вихревым соплом по п.1, отличающаяся тем, что каждое из сопел, расположенное в гидростатическом кармане, состоит из цилиндрического корпуса с цилиндрической полостью внутри корпуса, в которой установлена цилиндрическая вставка-завихритель, имеющая внешние периферийные винтообразные нарезные каналы, а внутри которой выполнен расширяющийся конический канал, при этом вставка-завихритель фиксируется в цилиндрической полости корпуса сопла и выполнена из износостойкого материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу контроля эффективности работы электромеханического привода роторно-линейного типа. .

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к телескопическому линейному исполнительному механизму для перемещения первого и второго элементов относительно неподвижного элемента.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к способу и устройству для обнаружения неисправностей на пути нагружения винтового привода. .

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов. .

Изобретение относится к быстро регулирующему расстояние прибору для станка. .

Изобретение относится к электромеханическим линейным исполнительным механизмам, в частности к электромеханическим приводам, и предназначено для перемещения отсечного золотника в системе управления турбоагрегата.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к кривошипно-шатунным механизмам. .

Изобретение относится к приводу с винтовой парой. .

Изобретение относится к линейному исполнительному механизму, в частности для дистанционного управления регулируемыми компонентами аэродинамических моделей. .

Изобретение относится к моторизованному приводу валика для исполнительного механизма

Изобретение относится к линейному приводу

Линейный привод многократного действия (100) предназначен для использования в реверсоре тяги гондолы турбореактивного двигателя и приведения по меньшей мере двух подвижных элементов в движение относительно друг друга и относительно неподвижного элемента. Привод содержит совокупность концентрических цилиндрических тел (103, 102, 104), образующих штанги и последовательно зацепляющихся друг с другом посредством наружных и внутренних резьб (105, 106, 107, 108). Одно из тел соединено со средствами (109) приведения во вращение. Остальные тела образуют вместе внутреннюю и наружную приводные цепи, причем указанные остальные тела связаны со средствами избирательной блокировки. Вращение крайних тел внутренней и наружной приводных цепей постоянно заблокировано. Привод обеспечивает дифференциальные движения, в результате чего указанные два подвижных элемента способны перемешаться с различными скоростями. Достигается легкость конструкции при обеспечении автоматической синхронизации между различными подвижными телами. 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Привод // 2517023
Изобретение относится к линейному приводу. Линейный привод (1) содержит электродвигатель, соединенный через зубчатую передачу со шпинделем, на котором установлена шпиндельная гайка, прикрепленная к приводному элементу, оснащенному передним связующим звеном (3). Привод (1) также содержит заднее связующее звено (4), выполненное с возможностью свободного смещения между ограничителями. Заднее связующее звено (4) в одном своем положении активирует переключатель (7). Достигается повышение надежности устройства. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве механической винтовой передачи для преобразования вращательного движения в поступательное. Устройство для преобразования вращательного движения в поступательное состоит из винта (1) и узла, совершающего поступательное перемещение. Указанный узел состоит из корпуса (2) и крышки (3), которая соединена с корпусом (2) винтами (4) с пружинными шайбами (5) и штифтом (6). Внутри корпуса (2) установлены ролики (11), на всей длине которых нарезана резьба. Витки резьбы роликов (11) зацепляются с витками резьбы винта (1). Резьбовые ролики на торцах имеют сферические поднутрения, внутри которых установлены шары (12). Все ролики ограничены от радиального перемещения с помощью двух колец (13). Для синхронизации работы роликов предусмотрены дополнительные кольца (14) с внутренними зубчатыми венцами, которые зацепляются с наружными зубчатыми венцами, которые выполнены у противоположных торцов каждого ролика прямо по резьбе. Для ограничения перемещения дополнительных колец в осевом направлении используются торцы колец (13) и торцы на крышке (7) или на полукольцах (10), соединенных с крышкой (3). Обеспечивается долговечность и точность устройства, а также повышение нагрузочной способности. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приводу ходового винта. Привод содержит первую цепь нагрузки, включающую первую гайку, выполненную с возможностью введения в зацепление с резьбовым штоком, а также вторую цепь нагрузки, включающую вторую гайку, которая выполнена с возможностью введения в зацепление с резьбовым штоком и которая установлена с возможностью перемещения в аксиальном направлении резьбового штока относительно первой гайки в одном положении привода (100) ходового винта. Привод также имеет сенсорное устройство, предназначенное для регистрирования относительного перемещения между первой гайкой и второй гайкой. Технический результат заключается в повышении надежности работы ходового винта. 1 ил.

Изобретение относится к регулирующему устройству для изменения положения с возможностью поворота двух деталей автомобиля относительно друг друга. Регулирующее устройство содержит шпиндель, закрепленный на одной детали автомобиля с возможностью поворота вокруг первой поворотной оси, регулирующий привод, имеющий корпус привода и посредством шпиндельной гайки находящийся в зацеплении со шпинделем, и размещенное на другой детали автомобиля крепление, которое устанавливает регулирующий привод на другой детали автомобиля с возможностью поворота вокруг второй поворотной оси. Крепление образовано U-образной пластиковой поддерживающей скобой (3). Поддерживающая скоба имеет две опорные поверхности (33, 34) на своих плечах, которые обеспечивают гладкую опору для установки регулирующего привода (22). Опорные поверхности (33, 34) по своим очертаниям соответствуют участкам цилиндрической поверхности, расположенной концентрически относительно второй оси поворота. По опорным поверхностям (33, 34) скользит корпус привода (23) регулирующего привода (22), так что регулирующий привод (22) удерживается между плечами, но при этом располагается с возможностью поворота. Достигается создание регулирующего устройства, которое может быть выполнено легким по весу и экономичным, но обладающим при этом высокой эксплуатационной прочностью. 14 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к устройству для преобразования вращательного движения в продольное движение. Устройство для преобразования движения содержит резьбовой шток, на котором установлена с возможностью перемещения вдоль оси резьбового штока гайка (2) и, по меньшей мере, один стопорный элемент. Стопорный элемент предотвращает вращательное движение гайки (2) при ее движении вдоль резьбового штока (3), который снабжен, по меньшей мере, одним концевым упором (10а, 10b), ограничивающим движение гайки (2) вдоль резьбового штока (3). Между гайкой (2), выполненной с возможностью продольного перемещения, и концевым упором (10а, 10b) установлена пара клиновидных шайб (1а, 1b). Пара клиновидных шайб (1a, 1b) выполнена таким образом, что клиновидные шайбы (1.1, 1.2) вводятся в зацепление друг с другом посредством прижатия гайки (2) к концевому упору (10а, 10b) и создают момент преднатяжения. Крутящий момент для расцепления гайки (2) и концевого упора (10а, 10b) ниже крутящего момента для прижатия гайки (2) к концевому упору (10а, 10b) на момент преднатяжения пары клиновидных шайб (1а, 1b). Обеспечивается снижение момента расцепления относительно момента затяжки при контакте гайки и концевого упора. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам точных перемещений и может использоваться в приводе перемещения режущего инструмента в прецизионных металлообрабатывающих станках, в высокоточном приборостроении. Устройство механического позиционирования включает корпус, два параллельно расположенных винта. Первый винт установлен в корпусе на подшипниках и имеет зацепление с гайкой, жестко связанной с суппортом, установленным в корпусе с возможностью поступательного перемещения по направляющим качения. На винте жестко закреплена шестерня, связанная с зубчатым колесом, жестко установленным на втором винте, закрепленном в подшипниках и имеющем зацепление с гайкой, жестко связанной с салазками, установленными на суппорте с возможностью поступательного перемещения. На конце первого винта установлен лимб, приводящий его в движение. Достигается высокая точность позиционирования. 1 ил., 1 табл.
Наверх