Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра для оценки изменений технического состояния двигателя выбирают полную температуру газа за турбиной низкого давления T 4 * , измеренную не менее чем в 8 точках, равномерно распределенных по окружности в характерном сечении, определяют среднюю температуру и предварительно устанавливают предельно допустимое отклонение средней температуры от ее исходного значения в процессе эксплуатации, определяют термопары с максимальным и минимальным значением температуры по измеренным текущим температурам двигателя в процессе эксплуатации, проводят оценку изменения технического состояния по предельно допустимым отклонениям от средней температуры, по предельно допустимым отклонениям разницы между максимальным и минимальным значением температуры, а по месту расположения термопар с максимальной и минимальной температурой определяется место расположения неисправного узла и причина неисправности. Оценку технического состояния производят при значениях разности температур T 4 * в точках с максимальной и минимальной температурой не более 110°C, и отклонениях температуры по всем точкам от среднего значения не более 10°. Технический результат изобретения - повышение точности определения мест засорения, износа, повреждения проточной части газовоздушного тракта, надежности поддержания требуемого режимного состояния и эксплуатационных характеристик, эксплуатационной экономичности газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно, к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации.

Из известных способов, наиболее близким к предложенному является способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определение мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации, включающий измерение параметров, характеризующих среду и условия работы двигателя, фиксирование исходных значений параметров в начале эксплуатации, измерение текущих значений параметров во время эксплуатации и оценку технического состояния, установление причин его изменений по предельному допустимому отклонению при сравнении измеренных текущих параметров двигателя и исходных значений /RU №2168163 МПК7 G01M 15/00. Опубликовано: 27.05.2001/.

Недостатком известного способа является то, что он вследствие использования усредненных параметров, характеризующих среду и условия работы двигателя, дает лишь обобщенную оценку изменений, происходящих в узлах двигателя в процессе эксплуатации, и недостаточно точно выявляет конкретную причину или узел, который стал причиной ухудшения технического состояния двигателя, что приводит к несвоевременной запоздалой или, наоборот, преждевременной остановке двигателя.

Задача изобретения - наиболее точно в процессе эксплуатации определить необходимость в техническом обслуживании двигателя и определить причины, приведшие к ухудшению параметров двигателя и необходимость в остановке эксплуатации.

Ожидаемый технический результат - определение мест засорения, износа, повреждения проточной части газовоздушного тракта, для поддержания требуемого режимного состояния и эксплуатационных характеристик и повышение эксплуатационной экономичности газотурбинного двигателя.

Технический результат достигается тем, что в известном способе оценки изменения технического состояния газотурбинного двигателя и установления причин неисправностей в процессе эксплуатации, включающем измерение параметров, характеризующих среду и условия работы двигателя, фиксирование исходных значений параметров в начале эксплуатации, измерение текущих значений параметров во время эксплуатации, оценку технического состояния и установление причин изменений по предельно допустимому отклонению при сравнении измеренных текущих параметров двигателя и исходных значений, по предложению, в качестве дополнительного параметра для оценки изменений технического состояния двигателя выбирают полную температуру газа за турбиной низкого давления T 4 * , измеренную не менее чем в 8 точках, равномерно распределенных по окружности в характерном сечении, определяют среднюю температуру и предварительно устанавливают предельно допустимое отклонение средней температуры от ее исходных значений в процессе эксплуатации, определяют точки с максимальной и минимальной температурой для исходных значений и измеренных текущих температур двигателя в процессе эксплуатации, а оценку изменений технического состояния, установление мест расположения неисправных узлов и причин неисправностей в процессе эксплуатации осуществляют по предельно допустимым отклонениям от средней температуры, месту расположения точек с максимальной и минимальной температурой и допустимой разнице между максимальной и минимальной температурой при сравнении измеренных текущих температур и их исходных значений.

Оценку технического состояния производят при значениях разности температур T 4 * в точках с максимальной и минимальной температурой не более 110°C и отклонениях температуры во всех точках от среднего значения не более 10°C.

Предложенный метод определения мест засорения и износа материальной части двигателя (например, прогаров лопаток сопловых аппаратов) основан на определении изменения поля температур за турбиной. Для определения поля температур устанавливают за турбиной по периметру термопары в количестве, необходимом для определения наиболее полной картины о поле температур. При этом пользуются условием, что суммарная площадь установленных термопар не должна превышать более трех процентов от площади проточной части силовой установки.

При использовании метода используются такие показатели, как среднее значение показаний термопар T 4 * с р , разность между минимальным и максимальным показанием термопар Δ T 4 * max min и для определения конкретного места засорения используют показания каждой термопары T 4 * i . Перед применением метода необходимо задаться предельными отклонениями Δ T 4 * с р , достигаемыми в процессе эксплуатации.

Предельные отклонения определяют расчетно-статистическим методом, то есть в процессе эксплуатации фиксируются показания термопар и проводятся осмотры узлов двигателя, а при обнаружении в результате осмотра повреждений материальной части двигателя проводят анализ показаний термопар, вследствие которого по набору статистики назначают предельное отклонение для диагностических признаков ( Δ T 4 * max min ,   T 4 * с р ,   T 4 * i ,   Δ T 4 * с р ) .

Предлагаемый способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и установление причин изменений в процессе эксплуатации предусматривает следующий прядок действий.

При проведении приемосдаточных испытаний перед поставкой двигателя заказчику измеряют температуру газа термопарами как минимум в восьми точках, распределенных равномерно по окружности при постоянном значении приведенных оборотов ротора n1пр, и получают исходные (базовые) значения T 4 * б а з баз для каждой термопары, для среднего значения T 4 * с р  баз , определяют минимальное и максимальное значение показаний термопар T 4 * max , T 4 * min и вычисляют Δ T 4 * max min . Определяют предельно допустимые значения отклонений для среднего значения T 4 * с р  пред по Δ T 4 * max min и определяют место расположения термопар по разнице T 4 i * T 4  ср доп * .

В процессе эксплуатации осуществляют контроль изменения показаний термопар.

1. Выход за предельно-допустимые значения параметра Δ T 4 * max min баз указывает на то, что произошло засорение в данном секторе форсунки основной камеры сгорания и либо информирует о прогаре соплового блока.

2. Выход за предельно-допустимые значения параметра T 4 * с р   баз свидетельствует об ухудшении характеристик компрессоров и турбин плюс засорении форсунок основной камеры сгорания.

3. Выход за предельно допустимые значения показаний каждой термопары Т4* баз позволяет определить сектор, где произошло засорение форсунки основной камеры сгорания либо прогар соплового блока.

При выходе за границы предельно допустимых значений параметров, по меньшей мере, одного из трех, прекращают эксплуатацию и проводят осмотры двигателя. По результатам осмотров принимают решение о проведении ремонтных работ.

На чертеже приведена схема размещения термопар.

Пример. Перед поставкой двигателя заказчику проводят измерение температуры газа за турбиной при постоянном приведенном значении частот вращения ротора n1пр=95%, при этом термопары располагают в соответствии с приведенной схемой размещения термопар. Термопары измеряют температуру в отдельных секторах двигателя и сигнализируют о состоянии узлов двигателя в секторах.

В результате измерений получены следующие температуры:

T*41=702°C; T*42=709°C; T*43=705°C; T*44=710°C; T*45=710°C; T*46=700°C; T*47=690°C; T*48=730°C.

Определяли среднюю T 4 * с р   температуру по результатам измерений.

T 4 * с р   = T 4 i * / 8 = 709,5 ° C .

По результатам измерений получена максимальная температура =730°C, которую зафиксировали на термопарах T*45 и T*48, и получена минимальная температура T 4 * min   =690°C на термопаре T*47.

Определяют разность между максимальной и минимальной температурами:

Δ T 4 * max min = T 4 * max T 4 * min = 730 690 = 40 ° C .

Поскольку данные температуры установлены на новом двигателе перед поставкой заказчику, то значения температур определяются конструктивными особенностями и на них не влияют возможные неисправности узлов. Значение T 4 * с р   =709,5°C, и Δ T 4 * max min =40°C принимают за исходные (базовые). Последнее значение температуры также характеризует интервал отклонений от средней базовой температуры, в котором должны располагаться все значения замеров термопар или (±20)°C.

Для данной комплектации двигателя назначили предельно допустимое значение средней температуры T 4 * с р   =719,5°C и предельно допустимое значение разности между максимальной и минимальной температурами Δ T 4 * max min =110°C, до которой могут увеличиться их значение в процессе эксплуатации двигателя.

После установления исходных (базовых) значений температуры, проводят измерения температуры газа за турбиной в процессе эксплуатации двигателя на том же значении частоты вращения, что и в начале эксплуатации.

Данные о сравнительных испытаниях приведены в таблицах 1-3.

Анализ показывает, что при проведении первого контрольного измерения измеренные параметры не превышают предельно допустимые значения температуры, указанные в таблице 1, эксплуатация двигателя продолжается.

При проведении анализа второго контрольного измерения (таблица 3) отмечается превышение предельно допустимой разности между максимальной и минимальной температурой, причем произошло как увеличение температуры газа в секторе термопары №T45, так и снижение температуры в секторе установки термопары №T47, при этом предельно допустимая средняя температура осталась в пределах допуска. Такое изменение предельно допустимого значения сигнализирует о том, что необходимо произвести останов эксплуатации и выполнить осмотр в секторах установки вышеуказанных термопар. Причем в секторе установки термопары №T45, где произошло увеличение температуры газа, которое свидетельствует о возможном прогаре соплового аппарата турбины, необходимо выполнить более тщательный осмотр. В секторе установки термопары №T47 необходимо выполнить осмотр форсунок основной камеры сгорания на предмет их засорения, коксования. По результатам осмотров определяют степень повреждения, либо засорения материальной части и принимаем решение о продолжении эксплуатации, либо ремонте двигателя.

Из рассмотрения данных, полученных при третьем контрольном измерении (таблица 3), отмечается превышение предельно допустимого среднего значения температуры газа, при этом предельно допустимая разность между максимальной и минимальной температурой газа осталась в пределах допуска. Такое изменение предельно допустимых значений сигнализирует о вероятном загрязнении проточной части двигателя. В этом случае необходимо провести осмотр проточной части и выполнить промывку газовоздушного тракта двигателя для восстановления параметров с последующим продолжением эксплуатации.

При анализе результатов четвертого контрольного измерения, отмечается комплексное превышение предельно допустимых значений, установленных в начале эксплуатации, что указывает на загрязнение проточной части, так и возможных разрушениях сопловых аппаратов в секторе установки термопары №T43, так и о засорении форсунок основной камеры сгорания в секторе установки термопары №T48. Необходимо срочно остановить эксплуатацию и выполнить осмотр проточной части двигателя.

Пример приведен как частный случай. При использовании метода нужно аналогичным способом выполнять контроль остальных показателей диагностики, указанных в изобретении. При выходе хотя бы одного из показателей производится останов двигателя с последующими осмотрами в зонах отклонения и принятием решения по результатам осмотра.

Применение изобретения позволяет повысить точность определения мест засорения, износа, повреждения проточной части газовоздушного тракта, повысить надежность поддержания требуемого режимного состояния и эксплуатационных характеристик, повысить эксплуатационную экономичность газотурбинного двигателя.

1. Способ оценки изменения технического состояния газотурбинного двигателя и установление причин неисправностей в процессе эксплуатации, включающий измерение параметров, характеризующих среду и условия работы двигателя, фиксирование исходных значений параметров в начале эксплуатации, измерение текущих значений параметров во время эксплуатации, оценку технического состояния и установление причин изменений по предельно допустимому отклонению при сравнении измеренных текущих параметров двигателя и исходных значений, отличающийся тем, что в качестве дополнительного параметра для оценки изменений технического состояния двигателя выбирают полную температуру газа за турбиной низкого давления T 4 * , измеренную термопарами не менее чем в 8 точках, равномерно установленных по окружности в характерном сечении, определяют среднюю температуру и предварительно устанавливают предельно допустимое отклонение средней температуры от ее исходного значения в процессе эксплуатации, определяют термопары с максимальным и минимальным значением температуры, и по измеренным и текущим температурам двигателя в процессе эксплуатации проводят оценку изменения технического состояния по предельно допустимым отклонениям от средней температуры и по предельно допустимым отклонениям разницы между максимальным и минимальным значением температуры, а по месту расположения термопар с максимальной и минимальной температурой определяется место расположения неисправного узла и причина неисправности.

2. Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и установление причин неисправностей в процессе эксплуатации по п.1, отличающийся тем, что оценку технического состояния производят при значениях разности температур T 4 * в точках с максимальной и минимальной температурой не более 110°C и отклонениях температуры во всех точках от среднего значения не более 10°C.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к области контроля состояния газотурбинных двигателей, и могут быть использованы для контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы.

Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения: установка для испытаний кассетного нейтрализатора отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит пористые проницаемые металлокерамические каталитические блоки фильтрации твердых частиц, пористые проницаемые металлокерамические окислительные и восстановительные каталитические блоки установлены с образованием кассет в секции.

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использования метода косвенного измерения.

Изобретение может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). ДВС выводят номинальный тепловой режим и измеряют температурное поле на поверхности выпускного коллектора (ВК).

Изобретение относится к авиадвигателестроению и энергомашиностроению и может найти применение при доводке газотурбинных двигателей (ГТД), а также для создания систем диагностики колебаний.

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя.

Изобретение относится к стендам для испытаний газотурбинных установок (ГТУ) газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. Стенд включает в себя испытательный станок с установленной на нем платформой с ГТУ, выхлопное устройство, выполненное в виде выпускного вертикально расположенного газохода, в состав которого входит пристыкованный к выходу испытуемой ГТУ выпускной коллектор, расположенный выше него и присоединенный к нему термокомпенсирующий и виброгасящий блок, пристыкованный к термокомпенсирующему и виброгасящему блоку переходный канал, присоединенную к переходному каналу выхлопную трубу, верхний срез которой расположен выше входной шахты.

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на газовых топливах (ГТ).

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа механизации, измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивая значения СКО с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении СКО критических значений определяют критическое положение органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между программным и критическим положениями органа механизации.

Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата содержит соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, а также стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей с имитацией высотных условий. Стенд для высотных испытаний ракетных двигателей с тонкостенными соплами содержит барокамеру, выхлопной диффузор, кольцевой эжектор и соединенный с ним источник эжектирующего рабочего тела. Источник эжектирующего рабочего тела выполнен в виде парогенератора, образованного охватывающим диффузор кожухом, полость которого на входе сообщена с подводом охлаждающей жидкости, а на выходе с кольцевым эжектором. Стенд снабжен форсунками, размещенными в кольцевом эжекторе и имеющими программно разрушающиеся корпусы. Изобретение позволяет имитировать высотные условия при испытании ракетного двигателя с тонкостенным соплом на различных режимах его работы, включая период выключения, а также обеспечить сохранность элементов конструкции двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электрическим испытаниям электрооборудования на восприимчивость к электромагнитному воздействию. Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному воздействию, в котором испытуемую систему управления в составе транспортного средства подвергают импульсному воздействию электромагнитного излучения с помощью генератора грозового разряда. Испытуемую систему подвергают воздействию заданного количества несинхронизированных импульсов электромагнитного излучения, при этом количество импульсов электромагнитного излучения рассчитывают из формулы. Решение позволяет более достоверно оценить электромагнитную стойкость системы управления двигателем. 1 ил.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора ротора газотурбинной установки, например, авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Дополнительно задают допустимые значения отклонений от программного положения направляющих аппаратов на приемистости и торможении ротора компрессора, причем в качестве значений допустимых отклонений на приемистости и торможении используют значения заданного допустимого уровня отклонения положения направляющих аппаратов и заданной величины скорости изменения частоты вращения ротора компрессора, причем на режимах приемистости или торможения допустимое заданное значение отклонения положения направляющих аппаратов сравнивают с значением отклонения текущего положения направляющих аппаратов от программного, а допустимое значение величины скорости изменения частоты вращения ротора компрессора - с текущим ее значением и по результатам сравнения диагностируют положение направляющих аппаратов ротора компрессора на приемистости или торможении. Технический результат изобретения - повышение надежности диагностирования во всем диапазоне режимов его работы. 2 ил.

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации в реальном времени. Способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двигателя включает измерение частоты вращения каждого ротора и выделение значений вибрации каждого ротора в зависимости от частоты его вращения, причем дополнительно по значениям частот вращения каждого ротора определяют расчетное значение частоты вращения и снимают значение вибрации на данной частоте, которое сравнивают с выделенными значениями вибрации каждого ротора, а также с заданным допустимым значением уровня вибрации двигателя на данной частоте и по результатам каждого сравнения определяют состояние газотурбинного двигателя. Технический результат изобретения - точность и надежность диагностики ГТД за счет определения неисправности трансмиссии каждого ротора отдельно, а также состояния межвального подшипника двигателя в широком диапазоне режимов работы двигателя независимо от конструкции межвального подшипника. 1 ил.

Способ определения эрозии крыльчатки центробежного турбокомпрессора ступени сжатия турбомашины. Крыльчатка (10) центробежного турбокомпрессора содержит ступицу (12), полотно (14), продолжающееся радиально от ступицы, и множество лопаток (16), установленных на крыльчатке. Полотно содержит индикатор (18) эрозии. Индикатор (18) эрозии содержит по меньшей мере одно ребро (20), выступающее радиально от периферийного края (22) полотна в положении задней кромки (16b) одной из лопаток (16). Причем ребро (20) имеет осевую толщину, которая меньше осевой толщины полотна (14) для образования уступа между плоской поверхностью ребра и поверхностью полотна, от которой продолжается лопатка. Для проверки вводят эндоскоп (40) в ступень (13) сжатия для проверки износа индикатора (18) эрозии крыльчатки. Исключена необходимость в демонтаже крыльчатки турбокомпрессора для проверки его эрозии, поскольку механик может проверить износ крыльчатки, направив камеру на индикатор износа. Затем, поворачивая крыльчатку турбокомпрессора, механик может легко проверить эрозию, создаваемую бороздами у хвостовиков каждой лопатки крыльчатки. Таким образом, степень эрозии можно определить при регламентном обслуживании, а не только при капитальном ремонте турбомашины. 4 н. и 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение может быть использовано при диагностировании технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля. Способ заключается в измерении перепада давления на масляном фильтре грубой очистки (ФГО), определении степени его загрязнения и определении степени износа подшипников коленчатого вала дизеля (ПКВД). Степень загрязнения ФГО определяют путем сравнения измеренного перепада давления с заданным порогом, в качестве которого принимают перепад давления на ФГО нового дизеля с незагрязненным фильтром. В случае превышения измеренной величины перепада давления заданного порога формируют сообщение о загрязненном состоянии ФГО. Определение степени износа ПКВД осуществляют при отсутствии превышения заданного порога перепада давления на ФГО, для чего производят серию не менее чем трех замеров перепада давления на ФГО на различных частотах вращения коленчатого вала дизеля по формуле:I=100(k-k0)/(kmax-k0), %, где I - степень износа подшипников, выраженная в процентах, k, k0 и kmax - коэффициенты, определяемые для диагностируемого дизеля, нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа ПКВД соответственно. В случае превышения вычисленной величины степени износа ПКВД заданного порога формируют сообщение об аварийном состоянии дизеля, при этом значение коэффициента k определяют по формуле: k = ( ∑ p н ( i ) / ∑ p д ( i ) ) − 1, где p н ( i ) - величина давления перед фильтром грубой очистки масла для i-го измерения, p д ( i ) - величина давления после фильтра грубой очистки масла для i-го измерения. Техническим результатом изобретения является постоянное автоматическое диагностирование состояния ФГО и степени износа ПКВД без его разбора и вывода из эксплуатации. 2 ил.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в устройстве для диагностики неисправностей расходомера (11) воздуха в двигателе внутреннего сгорания. Техническим результатом является возможность установления неисправности расходомера воздуха в рабочем диапазоне низких объемов всасываемого воздуха. В устройстве для диагностики неисправности расходомера (11) воздуха расходомер (11) воздуха имеет неисправность, когда коэффициент отклонения, т.е. значение отклонения оцененного объема всасываемого воздуха относительно фактического объема всасываемого воздуха, полученного посредством расходомера (11) воздуха, превышает опорное значение для определения неисправности, определенное на основе частоты вращения двигателя (1) внутреннего сгорания. По мере того как частота вращения двигателя уменьшается, верхний предельный критерий диагностики увеличивается, а нижний предельный критерий диагностики снижается с тем, чтобы сужать область для определения того, что расходомер воздуха имеет неисправность. Следовательно, диагностика неисправностей расходомера (11) воздуха может заранее выполняться во всем диапазоне частот вращения двигателя, т.е. во всем рабочем диапазоне двигателя (1) внутреннего сгорания, тем самым не допуская ухудшения рабочих характеристик выпуска выхлопных газов, которое может возникать вследствие повреждения в расходомере (11) воздуха. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Способ предназначен для испытания, доводки, диагностики и эксплуатации турбореактивных реактивных двигателей, а конкретно для диагностики технического состояния ГТД по акустическим и газодинамическим параметрам потока. Сравнивают поля акустических и газодинамических параметров потока скорости и тяги испытуемого двигателя с акустическими и газодинамическими параметрами потока скоростью и тягой эталонного двигателя и с акустическими и газодинамическими параметрами потока скоростью и тягой двигателя с характерными дефектами проточной части. Такой способ позволяет повысить точность и достоверность диагностики технического состояния элементов проточной части ТРДД, определения конкретного дефекта и его местонахождения и размер как при испытаниях на стенде, так и в аэродромных условиях для определения дефектов двигателей, находящихся в эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ заключается в измерении расход масла через подшипник и определении степени износа коренных подшипников. При реализации способа устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала, измеряют плотность масла, включателями встроенных гидролиний поочередно подводят давление от масляных полостей каждого коренного подшипника к дроссельному устройству диафрагменного типа Дифференциальным манометром измеряют величину перепада давления диафрагме и вычисляют расход масла в гидролинии диагностируемого подшипника. Расчетную величину зазора в нем определяют по формуле ,где k - опытный коэффициент (предварительно находят по каждому типу двигателей путем замера искомых зазоров со снятием поддона двигателя); ρ - плотность моторного масла; Qi - расход моторного масла в гидролинии i-го подшипника; Δpi - перепад давления на диафрагме дроссельного устройства. Степень износа каждого коренного подшипника определяют путем сравнения полученной расчетной величины зазора с его допускаемым значением для данного подшипника. Технический результат заключается в повышении точности определения технического состояния коренных подшипников. 3 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях малогабаритных многоцелевых двигателей (Д), работающих при знакопеременных нагрузках. Стенд содержит амортизирующую знакопеременную передачу (АЗП), соединяющую выходной вал испытываемого Д с нагрузочным устройством через присоединительные фланцы (ПФ) АЗП. Стенд снабжен излучателем света, отражателем и фотоприемником, а на присоединительных фланцах АЗП закреплены диски с отверстиями. Отражатель закреплен на ПФ выходного вала Д под углом 45° к оси вала, а излучатель света и фотоприемник установлены на кронштейне с возможностью поворота вокруг оси вала. Диаметр отверстия на диске, прикрепленном к ПФ нагрузочного устройства, равен диаметру луча, а радиус отверстия на другом диске равен максимально допустимому повороту ПФ относительно друг друга. Длина фотоприемника вдоль оси вращения больше допуска осевого перемещения. На Д установлен вибродатчик, выход которого связан с входом вычитателя, а к другому входу вычитателя дополнительно присоединен выход фотоприемника. Перед испытаниями осевое перемещение выходного вала устанавливают в среднее положение, а на отверстие в присоединительном фланце, закрепленном на выходном валу двигателя, присоединяется диафрагма с отверстием, соосным и равным отверстию на другом диске, а центр фотоприемника совмещают с лучом, после чего диафрагму снимают. Технический результат заключается в повышении работоспособности стенда и расширении его функциональных возможностей. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх