Способ разуплотнения лесовозных дорог

Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к технологиям разуплотнения лесовозных дорог (усов).

Способ включает сочетание разноглубинной поверхностной и безотвальной обработки почвы. Поверхностную обработку почвы осуществляют путем двукратного дискования лесовозной дороги (уса) на ширину 250-270 см и глубину 12-15 см. Безотвальную обработку почвы проводят путем однократного щелевания по центру лесовозной дороги (уса) на глубину 50-60 см. Такая технология позволит изменить плотность почвы лесовозной дороги, создать условия для отвода поверхностных вод в нижнем горизонте, изменить воздухообмен, температуру и влажность почвы и создать благоприятные условия для лесовосстановления. 1 ил.

 

Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к технологиям разуплотнения земель лесовозных дорог (усов).

Технология строительства лесовозных дорог (усов) (отрезков лесовозных дорог на лесосеках) предусматривает трассирование, спиливание заподлицо с землей деревьев, их уборку с будущей дороги, укрепление порубочными остатками влажных мест. Трасса лесовозной дороги, как правило, привязывается к квартальной просеке, рединам, опушкам.

В процессе эксплуатации дороги ее поперечный профиль приобретает корытообразный вид, а глубина колеи может достигать 50-60 см, в которой присутствуют древесные остатки, подкладываемые при буксовании машин. При неоднократном проходе лесовозных машин в почве образуется так называемая «подошва», которая вызывает уплотнение верхнего слоя почвы вследствие возрастающего буксования машин. В этих условиях происходит переувлажнение верхнего слоя почвы, что понижает его температуру и содержание кислорода, увеличивает наличие токсичных веществ. Колея очень часто служит источником водной эрозии, так как образует водораздел, который изменяет гидрологический режим вырубки (степень увлажнения участков вырубки), а также затрудняет последующий проход агрегатов для выполнения технологических операций по лесовосстановлению.

В сельском хозяйстве известна система разноглубинной обработки почвы, предусматривающая сочетание отвальных, безотвальных и поверхностных обработок, а также мероприятия по активизации использования подпахотных слоев почвы, что позволяет разуплотнить (рекультивировать) уплотненные слои почвы. [1]

Недостатком известной технологии разноглубинной обработки почвы является невозможность ее использования в лесу, имеющем, существенно, большую плотность и твердость колеи от лесовозной техники, из-за насыщенности ее порубочными остатками, корнями, а также ограниченность возможной площади воздействия на биогеноценоз.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - сокращение сроков преодоления негативного техногенного воздействия на биогеоценоз.

Указанный технический результат достигается тем, что в технологии разноглубинной обработки почвы поверхностным и безотвальным способами, поверхностную обработку осуществляют путем двукратного дискования лесовозной дороги (уса) на ширину 250-270 см и глубину 12-15 см, а безотвальную - путем однократного щелевания (прорезания подстилки, гумусового, подзолистого и частично иллювиального слоев почвы) по центру дороги (уса) на глубину 50-60 см.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам, и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого технического решения, позволил установить, что заявителем не обнаружены аналоги, характеризующие признаками, идентичными всем существующим признакам заявляемого изобретения.

Следовательно, заявляемое изобретение соответствует критерию «новизна».

Для проверки заявляемого изобретения требованию изобретательский уровень был проведен дополнительный поиск по выявлению известных способов по разуплотнению (рекультивации) лесовозных дорог (усов) с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками. Результаты проверки показали, что заявляемое изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники по разработке способа, в частности заявляемым изобретением не предусматриваются известные преобразования.

Следовательно, заявляемое изобретение соответствует требованию «изобретательский уровень».

Предлагаемый способ разуплотнения лесовозных дорог (усов) схематически представлен на фиг.1, где а - исходный поперечный профиль дороги (уса) после окончания лесозаготовок; б - изменение поперечного профиля лесовозной дороги (уса) после первого прохода дискового орудия; в - поперечный профиль лесовозной дороги (уса) после второго прохода орудия и щелевания.

Способ может быть реализован следующим образом. Лесовозные дороги (усы) обрабатывают комбинированным почвообрабатывающим орудием: при первом проходе (фиг.1 б) - четырьмя дисковыми батареями, передние из которых устанавливают всвал, а задние вразвал на ширину 250-270 см и глубину 12-15 см; а при обратном проходе (фиг.1 в) - четырьмя дисковыми батареями, передние из которых устанавливают вразвал, а задние всвал на ширину 250-270 см и глубину 12-15 см с одновременным щелеванием по оси симметрии орудия шириной 3-5 см и глубиной 50-60 см.

При двукратном проходе дисковые батареи, установленные всвал-развал, обеспечат рыхление почвы на глубину до 15 см, засыпку колеи и выравнивание поверхности лесовозной дороги (уса), а прорезанная щель шириной 3-5 см будет способствовать отводу поверхностных вод в нижние горизонты.

При предполагаемой глубине щели (дренирующей канавки) 50-60 см, располагаемой вблизи продольной оси транспортной колеи (или по ее оси), ее осушающее действие будет распространяться на расстояние до 200-250 см от нее в обе стороны, что вполне достаточно для изменения водного и воздушного режима лесовозной дороги (уса), а в сочетании с последующим воздействием природных факторов, и в первую очередь промерзание - разморожение, позволит в кротчайшие сроки вернуть участок, занятый лесовозной дорогой (усом), в состояние, бывшее до техногенного воздействия на него. Ширина поверхностной обработки выбрана больше, чем ширина колеи от лесовозных машин, используемых в настоящее время, что позволит с большей степенью вероятности выровнить поперечный профиль лесовозной дороги.

Предлагаемый способ разуплотнения лесовозных дорог (усов) позволяет изменить плотность почвы по поверхности и сечению лесовозной дороги (уса), создаст условия для отвода поверхностных вод в нижние горизонты, тем самым изменяя условия влажности, температуры, воздухообмена, что будет способствовать скорейшему преодолению негативного техногенного воздействия на биогеоценоз и создаст благоприятные условия для выполнения технологических операций по лесовосстановлению, поднимет бонитет создаваемого насаждения.

Источники информации

1. Макаров Г.Ф., Опенышев М.Е., Суглобов Г.П. Совершенствование технологических процессов и машин с целью снижения уплотнения почвы: Обзорная информ. / Госагропром СССР АгроНИИТЭИИТО. - 1987. - 42 с.

Способ разуплотнения лесовозных дорог, включающий сочетание разноглубинной поверхностной и безотвальной обработки почвы, отличающийся тем, что поверхностную обработку почвы осуществляют путем двукратного дискования лесовозной дороги (уса) на ширину 250-270 см и глубину 12-15 см, а безотвальную - путем однократного щелевания по центру лесовозной дороги (уса) на глубину 50-60 см.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для обработки уплотненной почвы в следах тракторов. Следоразрыхлитель содержит закрепленные на поперечном брусе боковые секции.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к способам борьбы с уплотнением почвы движителями сельскохозяйственных тракторов. .

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для рыхления и заравнивания следов колес сельскохозяйственных агрегатов. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для выполнения земляных работ в садах и огородах. .

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для разрыхления следов колес трактора. .

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для разуплотнения почвы, уплотненной ходовыми системами сельскохозяйственной техники. .

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для глубокого рыхления почвы. .

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для борьбы с уплотнением почвы при выполнении агротехнических процессов по возделыванию сельскохозяйственных культур.

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для обработки почвы, преимущественно для глубокого рыхления. .

Изобретение относится к области строительных и дорожных машин, а именно к землеройным машинам, предназначенным для перемещения грунта и его рыхления. В качестве таких машин могут быть использованы автогрейдеры, бульдозеры и др. Задачей настоящего изобретения является повышение надежности работы гидроцилиндров путем исключения действия на них внецентренных нагрузок в пределах всего диапазона глубины рыхления. Достигается это тем, что землеройная машина включает рыхлитель с по крайней мере одним рабочим зубом, смонтированный на шарнирно закрепленном к раме машины рычаге, и шарнирно соединенный с базовой машиной и с рычагом рыхлителя гидроцилиндр его подъема и опускания, причем продольная ось гидроцилиндра подъема и опускания рычага расположена в плоскости, проходящей через концевую часть зуба рыхлителя. При этом продольная ось гидроцилиндра подъема и опускания рычага проходит также и через шарнир соединения гидроцилиндра с базовой машиной. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх