Устройство для автоматического направления движения колесного трактора

 

уз 6Ь Ъ., тт@тВю:веет fa,h& ..

ОП " Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

2664I3

Союз Советскиз

Социалистическив

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 45а, 69/04

Заявлено 14.11.1969 (№ 1305570/30-15) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 17.111,1970. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 23.IX.1970

МПК А Olb 69/04

Комитет по делам изобретений и открытии при Совете Министров

СССР

УДК 631 364 656 052 ,4-52(088.8) Авторы изобретения

А. И. Драновский, Б. А. Любимов, В. М. Шабанов, В. И. Иргл, Г. Б, Фурфур, Р. А. Гроховский, В. Г. Нейченко, Г. Г. Нахамкин, С. П. Ярош, 3. Б. Либерфарб, Г. Г. Андриевский и Г. М. Лавров

Одесская научно-исследовательская станция Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА

Изобретение относится к устройствам автоматического направления движения сельскохозяйственных тракторов по траектории, заданной в виде рядка растений.

Известные устройства содержат копирующий растения электроконтактный щуп, сигнал от которого поступает к усилителям, воздействующим на сервопривод направляющих Колес трактора.

Испытания этих устройств на культивации пропашных культур показали, что в зависимости от микрорельефа поля, степени искривленности рядков, длины пропусков, засоренности междурядий качество вождения автоматизированного трактора существенно изменяется.

В предложенном устройстве с целью улучшения качества автоматического вождения путем ограничения угла поворота направляющих колес оно снабжено индуктивным датчиком угла поворота направляющих колес и схемой сравнения сигнала этого датчика с сигналом от щупа в виде сумматора на резисторахх. Для регул иров а н ия угла, огр а ничосв ающего поворот направляющих колес, коэффициент передачи датчика угла поворота колес выполнен регулируемым с помощью потенциометра.

На фиг. 1 показана блок-схема устройства; на фиг. 2 — подвижная рама копирующего механизма с чувствительным элементом; на фиг. 3 — принципиальная схема устройства.

Регулятор имеет два идентичных канала регулирования правого и левого поворота.

Работа одного канала осуществляется следующим образом. Сигнал с электроконтактного щупа 1 (17) поступает на вход предварительного усилителя 2 (24). С его выхода усиленный сигнал ошибки подается на сумматор

8 (18) и на схему запрета 4 (18), исключающую одновременную работу каналов. На сумматоре 8 суммируется сигнал ошибки с предварительного усилителя и сигнал датчика угла поворота направляющих колес с фазочувствительного элемента 5. Сигнал запрета поступает на эмит герный повторитель б п рогги воположного поворота, закрывая его. Сигнал с сумматора через эмиттерный повторитель 7 поступает на вход порогового устройства

8 (14), выходной сигнал которого усиливается

; силителем мощности 9 (15) и приводит в действие исполнительный механизм 10 (1б).

Для линеаризации характеристики регулятора нелинейный элемент (пороговое устройство) охвачен жесткой инерционной ооратной связью 11 (25).

При срабатывании исполнительного механизма направляющие колеса поворачиваются, например, вправо. Угол поворота колес определяется величиной сигнала датчика 12 угла

266413 поворота направляющих колес. Датчик угла поворота направляющих колес имеет механическую связь с направляющими колесами.

Его выходной сигнал пропорционален углу поворота колес, а фаза зависит от знака угла поворота, т. е. вправо или влево.

Сигнал датчика, преобразованный фазочувствительным элементом 5, поступает на вход сумматора 8. Суммируясь с входным сигналом ошибки, он вызывает уменьшение амплитуды выходного сигнала сумматора.

Пр и определанном угле поворота колесвеличина сигнала датчика такова, что уменьшает амплитуду выходного сигнала сумматора до величины, недостаточной для срабатывания порогового устройства. Выходной сигнал порогового устройства исчезает, и направляющие колеса остаются повернутыми на некоторый заданный угол. Как только исчезает сигнал ошибки, т. е. щуп перестает касаться растенчя, колеса возвращаются в исходное состояние.

Это происходит благодаря тому, что на входе сумматора 18 есть сигнал датчика угла поворота с фазочувствительного:выпрямителя, а сивилл за п р ета одновременной работы каналов снимается с исчезновением входного сигнала. Знак сигнала датчика угла поворота направляющих колес таков, что на выходе сумматора 18 будет сигнал, который через элементы б, 14 и 15 вызовет срабатывание исполнительного механизма 15.

Таким образом, колеса возвращаются в среднее положение. Колебательный .процесс устраняется выбором рабочей точки порогового устройства, а также введением жесткой инерционной обратной связи.

Аналогично работает и,второй канал.

При наличии сигналов на обоих .входах (щупах) 1 и 17, схемы запрета 4 и 18 запрещают прохождение сигналов по рабочим канала м.

Электроконтактный щуп 1 в изоляторе прикреплен к копирующему механизму 19. Копирующий механизм соединен с подвижной рамой 20 через шарнир 21 и удерживается в вертикальном .положении пружинами 22, предназначенными для предотвращения поломки чувствительного элемента.

Подъем щупов датчика электропроводности в транспортное положение осуществляется гидроцилиндром 28. Подвижная рама копирующего механизма жестко укреплена на цапфе направляющих колес.

В исходном состоянии, когда электроконтактный щуп не касается растений, лампа 7 открыта, т. е. через нее течет ток, так как потенциал сетки относительно катода равен нулю. Ток, протекающий через лампу Л и анодную нагрузку R, вызывает íà R> падение напряжения. Это напряжение, снимаемое с анодной нагрузки R, через резистор R3, поступает в базу транзистора Т>, благодаря чему он находится в режиме насыщения и потенциал его коллектора близок к нулю. Коллектор транзистора Т> соединен с базой тран5 и

15 гю

65 зистора Т> через резистор R<, и, так как в оазу транзистора Т> подается смещение через резистор R,, он находится в режиме насыщения и потенциал его коллектора также близок к нулю. В таком же состоянии находятся и элементы .второго, канала Л2, Т,. Т„.

Таким образом,,на входе сумматора, собранного на резисторах R> — R», сигналы отсутствуют, их нет и на выходе эмиттерного повторителя (Т;), и потенциальный триггер (транзисторы Т4 — Т„) не возбужден. Значит на выход усилителя сигнал не поступает.

При касании, растения щупом замыкается электрическая цепь: минус батареи смещения, резистор R<, масса — земля, растение — щуп, плюс батареи смещения. При этом падение напряжения на резисторе R, запрет лампу Л .

Потенциал анода станет равным нулю, а транзистор Т> будет заперт источником смещения.

Напряжение на коллекторе транзистора Тi станет примерно равным напряжению питания. Скачок коллекторного напряжения отрицательной полярности через резистор R> подается. на сумматор и через резистор Rr, в базу транзистора Т, Транзистор Т2 обратной проводимости закроется этим сигналом. Скачок напряжения положительной, полярности на его коллекторе через резистор R34 поступает в базу эмиттерного повторителя Т 4 другого канала и запирает его, запрещая одновременную работу каналов. С сумматора на резисторах

R> — R» через эммитерный повторитель (транзистор Т ), необходимый для согласования и усиления сигнала на мощности, сигнал подается на триггер Шмитта (транзисторы T4—

Т,), а с него на усилитель мощности (транзисторы T-, и Т,),,нагрузкой которого является соленоид LI. Для линеаризации регулятора нелинейный элемент — триггер Шмитта охвачен жесткой инерционной обратной связью, выполненной на транзисторах Tg — T». Глубина обратной связи регулируется потенциометром R», а постоянная времени — переменным резистором Яз .

При срабатывании соленоида L> гидрораспределителя колеса поворачиваются. Угол поворота колес фиксируется фазочувствительным датчиком, в качестве которого применен индуктивный датчик угловых перемещений, включенный по балансной схеме.

Сигнал датчика выпрямляется фазочувствительным выпрямителем (диоды Д7 — Д и трансформаторы Тр», Тр ). На выходе фазочувствительного датчика стоит фильтр низких частот, включающий, конденсаторы С9, С, резисторы Rvo, Rva, Rn и конденсаторы С,, С,2

:и резисторы Rn, %4, R<;, Сигнал с выхода фазочувствительного выпрямителя поступает на сумматоры обоих канало в в противофазе с основным сигналом. Поэтому, по мере увеличения угла поворота направляющих колес увеличивается сигнал датчика угла поворота, а амплитуда выходного сигнала сумматора уменьшается. Когда она станет меньше порога срабатывания триггера Шмитта,,который ре266413 лируется потенциометром R<4 (R4>), триггер ернется в устойчивое положение, сигнал со хода усилителя мощности исчезнет и солеоид L1 обесточится, следовательно прекраится поворот направляющих колес. Изменяя оэффициент передачи фазочувствительного

ыпрямителя с помощью потенциометра R-,:, ожно менять угол поворота направляющих олес.

Если на входах ламп Л1 и Л нет сигнала, направляющие колеса к этому моменту быи повер,нуты на некоторый угол, то сигнал атчика угла поворота направляющих колес, оступающий на сумматоры обоих каналов в ротивофазе, вызывает срабатывание соленоиа L> и направляющие колеса возвращаются среднее положение.

Аналогично работает и второй канал.

При наличии сигнала на обоих входах сигал запрета положительной полярности с колектора транзистора Т2 в базу эмиттерного овторителя (транзистор Т14) и с коллектора ранзистора Т1 в базу эмиттерного повториеля (транзистор Тз) закрывает эмиттерные повторители и прекращает дальнейшее прохождение сигналов.

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического направления движения колесного трактора, содержащее копирующий растения электроконтактный щуп, сигнал от которого поступает к усилителям, воздействующим на сервопривод направляющих колес трактора, отличающееся тем, что, с целью улучшения качества автоматического вождения путем ограничения угла поворота направляющих колес, оно снабжено индуктивным датчиком угла поворота направляющих колес и схемой сравнения сигнала этого датчика с сигналом от щупа .в виде сумматора на резисторах.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 20 что, с целью регулирования угла, ограничивающего поворот направляющих колес, коэффициент передачи датчика угла поворота колес выполнен регулируемым с .помощью потенциометр а.

266413

Составитель А. Свирщевский

Техред Л. В. Куклина Корректор H. А Митрохина

Редактор Е. П. Хорина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2508/3 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров CCCP

Москва, %-35, Раушская наб., д. 4(5

Устройство для автоматического направления движения колесного трактора Устройство для автоматического направления движения колесного трактора Устройство для автоматического направления движения колесного трактора Устройство для автоматического направления движения колесного трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к средствам автоматизации процессов в сооружениях защищенного грунта

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для автоматического вождения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к устройству и способу для распознавания границ обработки или задающих величин, которые подвергают численной обработке для автоматического управления движением по курсу вдоль этих задающих величин

Изобретение относится к области автоматического вождения сельскохозяйственных мобильных агрегатов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, предназначено для информационного контроля заданной глубины обработки почвы

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для автоматического вождения агрегата в междурядьях пропашных культур при капельном орошении
Наверх