Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

268194

Сок}а Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 12.XI.1968 (№ 1282824/30-15) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 02.IV.1970. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 23ХП.1970

Кл. 63с, 30

МПК В 6Ы 55/08

УДК 629.11.012.59(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

„,,„й} -,.етт кт

Г И. дейнега, H. А. Остапенко, А. H. Олексюк н А.lA. p аггКК:;1Тнй

Специальное конструкторское бюро при Кишине ском " " тракторном заводе

Авторы изобретения

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕИ

ГУСЕНИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Изобретение относится к устройствам для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов и других гусеничных тяговых машин.

В известных устройствах для изменения колеи используется индивидуальный привод гусениц или другой механизм с изменяемым углом валов, т. е. силы, которые возникают при сцеплении гусеницы с почвой. Такие устройства выгодно применять именно для гусеничных тракторов, так как значительны силы сопротивления почвы поперечному смещению гусениц.

В известном устройстве гусеничные тележки посредством кронштейнов и растяжек шарнирно соединены с корпусом машины. Изменение колеи осуществляется путем поперечного и продольного изменений положения гусениц относительно остова. Для изменения колеи, например, в сторону уменьшения, растяжки одной гусеницы отсоединяют от кронштейнов, противоположную гусеницу затормаживают и включают низшую передачу. Гусеничная тележка занимает новое положение относительно остова машины, после чего растяжки соединяют с проушинами на корпусе.

Поскольку поперечные смещения обеих гусеничных тележек относительно остова одинаковы, то поперечное положение центра тяжести остается постоянным. Однако продольное смещение гусеничных тележек относительно остова из-за изменения углового положения кронштейнов приводит к изменению продольного положения центра тяжести трактора.

Недостатком известного устройства является то, что продольное положение центра тяжести трактора относительно оси ведущего колеса гусеничного хода зависит от размера

10 колеи. Для тяговых машин положение центра тяжести определяет получение необходимой эпюры давления и, следовательно, получение необходимой тяги. Зависимость положения центра тяжести от размера колеи приводит

15 к ухудшению тягово-сцепных качеств машины.

Другой недостаток известного устройства— в ступенчатом изменении колеи машины, что ограничивает возможность использования

20 трактора для работ в различных междурядьях.

С целью сохранения постоянного продольного положения центра тяжести трактора относительно оси ведущего колеса гусеничного

25 хода при измененной колее, а также возможности бесступенчатого изменения колеи, в предлагаемом устройстве кронштейны, соединяющие гусеничные тележки с остовом, выполнены телескопическими и имеют клеммы

30 для взаимной фиксации элементов телескопического соединения. Кроме того, для получения заданного размера колеи кронштейны снабжены регулируемыми упорами, расположенными на направляющих телескопического соединения.

На фиг. 1 схематически изображен трактор в общем виде; на фиг. 2 показана конструкция телескопического кронштейна с разрезами по А — А и Б — Б; на фиг. 8 и 4 схематически изображен процесс увеличения размера колеи трактора; íа фиг. 5 и б — процесс ее уменьшения.

Трактор имеет остов 1, гусеничные тележки 2 и 8, телескопические кронштейны 4, шарнирно соединяющие тележки с остовом, и растяжки 5, связывающие кронштейны с теле>кками.

Телескоппческпй кронштейн содержит рычаг б, сопрягаемый посредством клеммы 7 с направляющей 8. Направляющая кронштейна проушиной 9 шарнирно соединена с проушиной 10 остова, а рычаг кронштейна проушиной 11 шарнирно соединен с проушиной

12 тележки.

На направляющей по обе стороны от клеммы расположены два регулируемых упора— наружный И и внутренний 14. Упоры выполнены также в виде клемм. Клеммы и упоры с помощью стягивающих болтов 15 и 1б обеспечивают жесткую связь с направляющей.

Проушина 10 снабжена двумя упорами— передним 17 и задним 18, ограничивающими угловое перемещение кронштейна, Эти упоры выполнены в виде двух вертикальных стенок, соединяющих горизонтальные полки 19 и 20 проушины.

Наружная цилиндрическая поверхность 21 проушины 9 соосна отверстию 22 шарнира и сопряжена с плоскими участками 28 и 24.

Соприкосновение участка 28 со стенкой 25 переднего упора 17 соответствует нормальному положению телескопических кронштейнов.

В процессе изменения колеи кронштейны поворачиваются относительно остова. Предельный угол поворота кронштейнов ограничивается скосом 2б заднего упора 18, с которым соприкасается участок 24.

Процесс изменения колеи основан па том, что при освобождении клеммы телескопического соединения гусеница, пе нагруженная боковыми силамп, перемещается параллельно остову без поперечного смещения. Если этот процесс осуществляется при перемещении гу сеницы из ее нормального положения, кронштейны удлиняются. Если же он происходит при перемещении гусеницы в ее нормальное положение, кронштейны укорачиваются.

Поперечное смещение гусениц в обоих случаях происходит при зажатых клеммах телескопических соединений за счет боковых сил, которые передаются на тележки через кронштейны. При этом колея изменяется поочередно для каждой гусеничной тележки.

Увеличение размера колеи иллюстрируется на примере изменения положения гусеничной тележки 2 относительно остова трактора (см. фиг. 3 и 4 и фиг. 2).

Наружные регулировочные упоры И кронштейнов тележки 2 устанавливают на направляющей 8 в такое положение, которое соответствует необходимой величине смещения тележки относительно остова. От кронштейнов этой тележки отсоединяют растяжки, освобождают стягивающие болты 15 клемм 7, противоположную гусеницу 3 заторма>кивают и включают низшую передачу заднего хода тележки 2. Тележка перемещается назад параллельно остову. трактора (см. фиг. 8). При этом одновременно меняется угол д наклона кронштейнов и расстояние между проушинами кронштейнов 9 и 11, что обеспечивается взаимным перемещением элементов телескопического соединения, Клеммы 7 рычагов скользят по направляющим 8 и дости20 гают наружных упоров 18, которые ограничивают необходимую величину удлинения кронштейнов, При этом изменение углового поло>кения кронштейнов ограничивается скосом 2б заднего упора 18.

2s Тележку 2 останавливают, с помощью клемм 7 жестко закрепляют рычаги кронштейнов на своих направляющих и включают низшую передачу переднего хода. Тележка сдвигается в поперечном направлении отнозп сительно остова в положение большего размера колеи, а в продольном направлении она вместе с кронштейнами занимает первоначальное положение, что фиксируется упорами 17, которые ограничивают перемещение тележки вперед и определяют ее конечное положение. Установкой растяжек 5 в первоначальное положение завершается процесс смещения гусеничной тележки. Аналогично смещают вторую тележку относительно остова трактор .

Для уменьшения колеи (см. фиг. 5, 6 и фиг. 2) внутренние регулировочные упоры 14 на направляющих 8 кронштейнов тележки 2 устанавливают в положение заданного разме45 ра колеи, растяжки 5 отсоединяют от кронштейнов (элементы телескопического соединения кронштейнов остаются взаимозафиксированными), гусеницу затормаживают и включают низшую передачу заднего хода. Тележso ка 2 приближается к остову. При этом ее кронштейны занимают новое угловое положение, определяемое скосами 2б задних упоров

18. Тележку затормаживают, отпускают стягивающие болты 15 клемм 7 и включают низшую передачу заднего хода тележки 8. Телескопические кронштейны укорачиваются до тех пор, пока клеммы 7 не упрутся во внутренние упоры 14. При этом кронштейны возвращаются в первоначальное угловое поло6р жение, определяемое передним упором 17.

Остановленную тележку 2 фиксируют относительно остова растяжками 5, которые устанавливают в первоначальное положение.

Лналогично уменьшают колею трактора

65 смещением второй тележки.

26<) -г4

В описанных примерах смещение гусениц относительно остова обеспечивается ходом смещаемой гусеницы. Такой метод применим преимущественно при использовании индивидуального привода гусениц.

В случае привода гусениц механизмом с изменяемым углом валов, предлагаемое устройство позволяет смещать гусеницу за счет хода противоположной гусеницы. Прп этом те приводные валы, через которые передается крутящий момент, не меняют своего угла наклона.

В предлагаемом устройстве кронштейны и растяжки так же, как и у известного устройства, расположены между остовом трактора и рамой тележки. В тех случаях, когда при минимальной колее гусеница должна располагаться на небольшом расстоянии от остова, кронштейны и растяжки располагаются под остовом трактора.

Предмет изобретения

1. Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов путем использования индивидуального привода гусениц тележек, соединенных шарнирно посредстгом кронштейнов и растяжек с остовом трактора. отличающееся тем, что, с целью обеспечения постоянного продольного положе10 ния гусеничных тележек относительно остова трактора и бесступенчатого изменения колеи. кронштейны выполнены телескопическими и имеют клеммы для взаимной фиксации элементов телескопического соединения.

15 2, Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью получения заданного размера колеи, кронштейны снабжены регулируемыми упорами, распо.!оженнымп на направляющих телескопического соединения.

268194

Ф г.5

Ф г.6

Составитель А. Королев

Техред Л. Я. Левина Корректор А. И. Зимина

Редактор Т. Горшкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1882/б Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов Устройство для изменения колеи гусеничных сельскохозяйственных тракторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стреловым самоходным кранам на гусеничном ходу

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному средству на гусеничном ходу с изменяемой колеей

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх