Устройство для удержания спасательного плота над аварийной подводной лодкой, лежащей на грунте, и способ его использования

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано для спасения подводников из затонувших подводных объектов. Для попадания подводников, вышедших из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, в спасательные плоты, выпущенные и одерживаемые на поверхности моря над ней, подводник всплывает на поверхность моря и подплывает к выпущенному плоту. Положение подводника фиксируют путём удержания за дугу, на которой закреплено кольцо, через которое проходит направляющий трос. После подсоединения карабина гидрокостюма к участку троса, находящегося выше дуги, подводник осуществляет всплытие. Достигается возможность гарантированного попадания спасаемых подводников в плот. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) военно-морского флота (ВМФ) и других подводных объектах.

Известны комплексы спасательные универсальные, которыми оборудуются ПЛ. При этом спасательные плоты размещаются в прочных контейнерах, которые обеспечивают их выпуск и принятие ими рабочего положения при надводном и подводном положениях аварийной ПЛ (патент RU №2467915 от 27.11.2012 г.).

При надводном положении аварийной ПЛ личный состав спрыгивает в воду, подплывает к плоту, который одерживается фалом длиной 20-25 метров у ее борта, и по отработанной методике залезает и размещается внутри плота.

При подводном положении аварийной ПЛ подводник покидает ее через спасательный люк, всплывает по принятой методике на поверхность воды, подплывает к заранее выпущенному с ПЛ спасательному плоту, залезает и размещается в нем.

Однако в этой ситуации спасаемый после всплытия на поверхность может оказаться от плота на значительном расстоянии (более 20 метров), что не позволит ему, особенно в условиях волнения моря, попасть в плот, а значит, создается опасность для его жизни.

Целью данного изобретения является создание устройства, которое обеспечит всплытие подводника, покинувшего аварийную ПЛ, лежащую на грунте, через спасательный люк по направляющему тросу непосредственно около спасательного плота, выпущенного заранее с аварийной ПЛ и находящегося над ней на поверхности моря. При этом используется направляющий трос, удерживающий спасательный плот над аварийной ПЛ.

Данное изобретение актуально для всех типов ПЛ, оборудованных спасательными люками, обеспечивающими выполнение спасательных операций с глубины моря до 220 метров методом свободного всплытия в спасательном снаряжении подводника, оборудованном блоком подачи воздуха.

Данное изобретение позволит значительно повысить эффективность выполнения спасательных операций методом свободного всплытия через спасательный люк ПЛ за счет гарантированного попадания спасаемых в плот и обеспечения поддержания их жизнедеятельности до подхода сил службы спасения ВМФ.

Указанная цель достигается тем, что:

- ПЛ оборудуется направляющим устройством с приводом, состоящим из дуги (поручня), выполненной в виде полуокружности, которая располагается по внешнему диаметру комингс-площадки спасательного люка;

- дуга в рабочем положении располагается под углом над спасательным люком, обеспечивая рабочий контакт с ним спасаемого при его выходе из аварийной ПЛ через спасательный люк;

- в средней части дуги закрепляется кольцо, через которое проходит трос, одерживающий плот на поверхности моря над аварийной ПЛ;

- контейнер с плотом и вьюшка с намотанным на ней одерживающим тросом размещаются в непосредственной близости от комингс-площадки;

- свободный конец троса закрепляется на контейнере, который при отдаче всплывает на поверхность моря под действием собственной плавучести, разматывая трос с вьюшки;

- после выпуска плота и приведения его в рабочее положение на поверхности моря его удержание над аварийной ПЛ осуществляется за счет стопорного устройства, обеспечивающего вытравливание требуемой длины троса в зависимости от глубины моря в месте аварии;

- в рабочем положении дуга занимает положение над спасательным люком, плот находится на поверхности моря, а трос, проходя через кольцо, закрепленное на дуге, позиционируется над спасательным люком;

- при выходе из аварийной ПЛ подводник, не теряя контакта со спасательным люком и удерживаясь за дугу, пристегивает карабин гидрокостюма к участку троса, находящегося выше кольца дуги;

- подводник за счет собственной силы плавучести, одерживаясь за трос, всплывает на поверхность и оказывается у плота;

- держась за леер плота, подводник отстегивает карабин от троса и осуществляет переход в плот для поддержания жизнедеятельности до подхода сил службы спасания ВМФ.

Схема всплытия и приведения плота в рабочее положение соответствует схеме, приведенной в патенте RU №2467915.

При данной конструкции направляющего устройства возможно размещение вокруг комингс-площадки нескольких спасательных плотов, одерживающие фалы которых будут проходить через несколько колец, расположенных в средней части дуги устройства.

На чертеже (фиг. 1, 2) показана конструктивная схема направляющего устройства в положении «по-походному». Дуга 1 выполняется из трубы, а ее концы закреплены в кронштейнах 2. В качестве привода 3 может использоваться пневмогидроцилиндр. Контейнер 4 с плотом 5 и вьюшка 6 размещаются в районе комингс-площадки 7 спасательного люка 8. При этом одерживающий трос 9 проходит через кольцо 10, расположенное на дуге 1.

На чертеже (фиг. 3) показано рабочее положение дуги 1 направляющего устройства и схема его использования. Кольцо 10 в рабочем положении дуги занимает положение, обеспечивающее прохождение фала над спасательным люком.

Способ использования устройства предусматривает:

- установка дуги 1 в рабочее положение и выпуск контейнеров 5 из ниш корпуса ПЛ;

- выход подводника из спасательного люка 8 и фиксация его положения путем удержания за дугу 1;

- подсоединение карабина гидрокостюма на участке троса 9, находящегося выше дуги 1;

- всплытие подводников за счет собственной силы плавучести по направляющему тросу 9 на поверхность моря у плота 5;

- обеспечение рабочего контакта подводников с плотом 5 путем удержания за леер 11;

- отсоединение карабина гидрокостюма подводника от фала 9 и переход в плот 5.

1. Устройство для удержания спасательного плота над аварийной подводной лодкой, лежащей на грунте, содержащее направляющий трос в район спасательного плота, выпущенного с аварийной подводной лодки, отличающееся тем, что направляющий трос, удерживающий спасательный плот над аварийной подводной лодкой, проходит через кольцо на дуге в виде полуокружности, которая в положении «по-походному» располагается по внешнему диаметру комингс-площадки спасательного люка, при этом трос вьюшки свободным концом присоединен к контейнеру с плотом, размещенному в районе комингс-площадки подводной лодки.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вьюшка содержит стопорное устройство, выполненное с возможностью обеспечения вытравливания требуемой длины троса в зависимости от глубины моря в месте аварии для удержания спасательного плота после его выпуска и приведения в рабочее положение на поверхности моря над аварийной подводной лодкой.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дуга устройства оборудована приводом, обеспечивающим ее установку в рабочее положение над спасательным люком.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что карабин спасательного снаряжения подводника подсоединяется к участку троса, расположенному выше кольца, походящего через кольцо дуги, находящейся в рабочем положении.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит несколько одерживающих тросов, проходящих через отдельные кольца, расположенные в средней части дуги для удержания нескольких спасательных плотов.

6. Способ использования устройства по одному из пп.1-5, обеспечивающий всплытие подводника из аварийной подводной лодки к спасательному плоту, выпущенному с этой подводной лодки и одерживаемому на поверхности моря над ней, предусматривающий установку дуги в рабочее положение, фиксацию положения подводника путем его удержания за дугу, подсоединение карабина гидрокостюма на участке троса, находящегося выше дуги, и всплытие подводника за счет собственной силы плавучести по направляющему тросу на поверхность моря у плота.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к способам обеспечения воздухом подводного объекта в экстренных ситуациях. Для подачи воздуха в подводный объект включают подъем воздуховода низкого давления над поверхностью воды, подъем компрессора и связанного с ним воздуховода высокого давления от подводного объекта.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводной лодки и ее эксплуатации в ледовых условиях. Предложена подводная лодка, которая имеет направленное вверх буровое устройство (12, 12′), при этом буровое устройство (12, 12′) расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14′), выдвигаемый из расположенного на верхней палубе отверстия (10) прочного корпуса (4), буровая головка (42, 42′) бура (14, 14′) образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки.

Изобретение относится к области судостроения и касается контроля и проверок спасательных люков с комингс-площадками подводных лодок. Предложено устройство для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки, имитирующее камеру присоса глубоководного спасательного аппарата, включающее корпус в виде вертикальной цилиндрической обечайки с фланцами на торцах.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов. СПА имеет стыковочный узел для стыковки его с аварийными ПЛ. В люке аппарата установлен иллюминатор, на котором крепится видеодатчик системы автоматической посадки, который распознает реперные знаки, нанесенные на корпусе аварийной ПЛ, определяет взаимное расположение СПА и комингс-площадки ПЛ, а также параметры их относительного движения и передает управляющие сигналы в систему управления движением аппарата для обеспечения сближения его с комингс-площадкой ПЛ и последующей автоматической посадки на нее. Технический результат заключается в повышении надежности узла стыковки СПА с ПЛ за счет повышения точности посадки СПА на комингс-площадку ПЛ и, соответственно, обеспечения достаточной герметизации стыковочного узла. 2 ил.
Наверх